Все что нужно знать о груди

Познавательное занятие на тему "хлеб всему голова". Занятие по знакомству с работой пекаря-кондитера в старшей группе Упражнение «Хлебобулочные изделия»

Программные задачи занятия:

Формировать представления детей 5-6 лет о содержании труда пекаря-кондитера, об изобразительных возможностях теста как материала для лепки;

Умение определять взаимосвязь деятельности людей в трудовых процессах;

Обогащать словарь на основе углубления представлений о хлебобулочных изделиях;

Развивать умения комбинировать приёмы и способы лепки, дополнять изделие самостоятельно придуманными деталями.

Материал и оборудование: блюдо, рушник, мяч, тарелки с мукой, зерном, ломтиком хлеба, колосьями, заранее приготовленное тесто из расчёта 80 г на ребёнка, 2 кухонных полотенца, 3 миски объёмом 3 л, сито, ёмкости с мукой, водой, сливочным маслом, сахаром, молоком, солонка с солью, 1 пачка дрожжей, 2 яйца, ложка, противень, влажные салфетки.

Костюм пекаря-кондитера для взрослого, мультимедийная установка, презентация «Хлебозавод», по количеству детей: фартуки, шапочки, подносы, покрытые бумагой для выпечки, крендели.

Предварительная работа: беседы, разгадывание загадок, рассматривание иллюстраций о хлебе, профессиях, рассматривание колосков зерновых культур, разучивание пословиц о хлебе, труде, отгадывание загадок, знакомство с произведениями: «От зерна до каравая» В. Дацкевича, «Что такое хлеб» И. Токмаковой, «О хлебе» Н. Самковой, «Хлеб - наше богатство» П. Коганова.

Ход проведения занятия

До начала занятия воспитатель дошкольного образования подготавливает демонстрационный стол: 2 кухонных полотенца, 3 миски объёмом 3 л, сито, ёмкости с мукой, водой, сливочным маслом, сахаром, молоком, солонка с солью, 1 пачка дрожжей, 2 яйца, ложка, противень. Накрывает рушником.

Воспитатель (В.).

Чтоб для нас испечь полезный

Хлеб душистый и чудесный,

Много рук его растили,

Собирали, молотили,

Отдыха порой не знали,

Долго у печи стояли,

Чтобы малый колосок

На стол хлебом прийти смог!

С. Богдан (перераб.)

Знаете ли вы, кто печёт хлеб? (Ответы детей.) Профессия человека, который выпекает для людей хлеб, называется Пекарь-кондитер. Хотите узнать, как это происходит?

Демонстрируется мультимедийная презентация «Хлебозавод».

Упражнение «Разложи по порядку»

Воспитанникам предлагают предметы на столе (тарелки с мукой, зерном, ломтиком хлеба, колосьями) разложить по порядку: что было вначале, что потом. Дети выстраивают сериационный ряд: зерно, колос, мука, хлеб.

В. Что можно сделать из муки? (Ответы детей.)

Упражнение «С чем хлеб едят?»

Дети становятся в круг, им поочерёдно бросают мяч, возвращая его, они отвечают на вопрос «С чем хлеб едят?». (С мёдом, маслом, сыром, творогом, рыбой, ветчиной, икрой, колбасой, салом, паштетом, зеленью, огурцом, помидором, редисом.)

В. Будет ли человек здоровым, не кушая хлеб? (Нет.) Ребята, представьте, что хлеб пропал из магазинов, и его нет на обеденном столе. Что же тогда произойдёт? (Ответы детей.) Правильно, хлеб нужен каждому из нас ежедневно, без хлеба трудно обойтись. Ведь он и сытный, и полезный, и мы все его любим. Поэтому хлеб - самое важное блюдо для человека.

Пекарь-кондитер готовит не только хлеб, а ещё и батоны, булочки, пирожки, вкуснейшие торты и пирожные и многие другие изделия.

Упражнение «Хлебобулочные изделия»

Дети, стоящие в кругу, передают друг другу мяч и поочерёдно называют известные им хлебобулочные изделия, стараясь не повторяться. (Каравай, крендель, круассан, коврижка, бисквит, кекс, калач, бублик, кулич, батон, рогалик, булочка, ватрушка, пряник, торт, рулет, пирожное, пышка, пончик, печенье, пирожок, пирог, расстегай.)

Появляется пекарь-кондитер.

Пекарь-кондитер.

Я - Пекарь-кондитер. Могу всё испечь.

Для этого надо хорошую печь.

Чтоб было отличным у всех настроение,

Пеку для народа торты и печенье,

Пеку я ватрушки, блины, кренделя,

Пирожные, сдобу, конечно, не зря -

Чтоб были и сыты, и счастливы люди.

Работа моя всегда нужной им будет.

О. Макарова (перераб.)

Сегодня я предлагаю вам самим стать пекарями.

В. Сначала нам необходимо надеть фартуки, шапочки и размять пальчики.

Дети надевают фартуки, шапочки.

Физкультминутка «Месим тесто»

Воспитанники выполняют движения по тексту потешки, имитируя замешивание теста.

Тесто мы месили,

Мы пирог лепили,

Шмяк, шмяк, шлёп, шлёп,

Слепим мы большой пирог!

Тесто раскатали,

Начинки больше дали,

Пирог наш будет вкусный

С грибами и капустой.

Пекарь-кондитер приглашает воспитанников к демонстрационному столу и показывает процесс изготовления теста, сопровождая действия объяснением.

Пекарь-кондитер. Тесто накрывают полотенцем и убирают, достают заранее приготовленное из расчёта 80 г на ребёнка.

Пекарь-кондитер. Когда тесто постоит, «подышит», можно лепить из него всё, что захотите: пирожки, булочки, ватрушки…

В. Только тесто у нас одно, а ребят много, и все хотят свой пирожок слепить. Как быть? (Ответы детей.)

Пекарь-кондитер. Вот мы сейчас с вами и будем учиться делить его на равные части.

Каждый ребёнок получает кусочек теста, садится за стол. Детям показывают, как можно сделать крендель, предлагают слепить изделие, а затем положить его на поднос, покрытый бумагой для выпечки.

Воспитанники приступают к самостоятельной работе по образцу. Изделия детей пекарь-кондитер перекладывает на противень и уносит на кухню, где их выпекают, а затем приносят в группу на блюде.

Пекарь-кондитер. Ребята, посмотрите, какие красивые и ароматные изделия мы вместе приготовили.

Вот он кренделёк душистый,

Вот он, тёплый, золотистый.

В детский садик к вам на стол

Он пожаловал, пришёл.

С. Погореловский (перераб.)

Игра «Укрась слово»

Детям предлагается «украсить» слово «хлеб» словами-эпитетами (пшеничный, ржаной, заварной, отрубной, душистый, пахучий, ароматный, золотистый, румяный, свежий, мягкий, тёплый, славный, сладковатый, вкусный, хрустящий).

В. Как вы считаете, ребята, легко ли быть пекарем-кондитером? Что нужно, чтобы стать хорошим пекарем-кондитером? (Ответы детей.)

Детям предлагается «украсить» слово «пекарь» словами-эпитетами (умелый, добрый, трудолюбивый, прилежный, весёлый, радостный, талантливый, добросовестный).

В. Давайте поблагодарим нашего гостя за его такой нужный всем нам труд и за то, что сегодня он нам так много интересного рассказал и показал. (Дети благодарят.) Теперь мы с вами знаем, что его профессия - одна из самых важных на земле, потому что жить без хлеба людям невозможно.

Программное содержание:

  1. Познакомить детей с тем, как в старину выращивали хлеб, донести до их сознания, что хлеб – это итог большой работы многих людей.
  2. Закрепить знания народных пословиц и поговорок.
  3. Активизация словаря: щедрая, каравай, изобильная, борона, жатва, агроном, пекарь.
  4. Воспитывать бережное отношение к хлебу, интерес к профессии пекаря; уважения к труду людей, участвующих в его выращивании.

Подготовительная работа: Рассматривание иллюстраций с изображением сельскохозяйственных работ по выращиванию хлеба; заучивание пословиц и поговорок, экскурсия в хлебный магазин.

Материал: Колосья пшеницы, мука, хлеб черный и белый, каравай, картинки с изображением хлебобулочных изделий, соль, вода, формочки.

Ход занятия

1. Воспитатель: Ребята, я хочу загадать вам загадку.

Отгадать легко и быстро: мягкий, пышный и душистый,

Он и черный, он и белый, а бывает подгорелый. (Хлеб.)

Воспитатель: Правильно! Это хлеб. Сегодня мы собрались с вами, чтобы поговорить о хлебе и о том, как хлеб приходит к нам на стол.

“Когда-то давным-давно это было, тогда люди жили племенами в пещерах и питались животными. Случилось так, что всех животных они истребили, и есть им стало нечего. Вот и отправились люди в поисках других мест, где можно было бы прокормиться. Шли они долго, многие умирали от голода. Так и случилось с одним человеком, он упал, потеряв от изнуряющего голода сознание. Когда очнулся, вокруг никого не было. И вдруг над собой он увидел удивительное растение, из которого сыпались на него мелкие камушки. Человек решил попробовать один из них. И вдруг приятный запах, и вкус оживили его. Он стал собирать эти камушки, которые оказались зернышками, и стал, есть их. Эти зерна подействовали на него как лекарство. Он выздоровел и окреп, и сразу же ему захотелось рассказать об этом. Человек собрал зерна и пошел искать соплеменников. Увидев его живым и невредимым, они удивились, а человек рассказал им о колоске.

С тех пор люди стали употреблять в пищу колоски. Позднее они начали зерна размельчать, потом размолачивать, подсушивать на камнях и питаться этим ”.

2. Воспитатель: Сейчас мы с вами отправимся в игру-путешествие по слайдам и узнаем, кто же выращивает хлеб и как он приходит к нам на стол.

– Весной лишь только оттает и просохнет земля, на полях начинается пахота.
– Чем колхозники пашут землю? (Трактором.)
– Да, трактор ведет за собой железный плуг, который глубоко вспахивает землю. (Презентация . Слайд 3 ).
– По вспаханному полю идет борона. Она боронует землю, чтоб она была рыхлой, и посевы легко смогли бы пробиться сквозь землю. (Слайд 4)

А когда земля становится мягкой, можно начинать сеять.

– Только на этот раз к трактору прицепляют сеялки и те аккуратными рядами укладывают в почву зерна пшеницы и землей прикрывают. (Слайд 5)

– Что нужно, чтобы в земле проросли зернышки? (Дождик и солнышко.)

Когда созревает новый урожай, тогда на поле выходит другая машина – комбайн. Это чудесная машина. Она косит молотит и веет зерно. (Слайд 8, 9)

– А куда везут готовое зерно? (Слайд 10)

Посмотрите ребята, а вот это элеватор, а зачем зерна везут на элеватор? (Слайд 11)

На элеваторе много хлеба. Со всех полей сюда привозят зерно на хранение.

Вот зерно полежало на элеваторе и опять отправилось в путь.

– Затем зерно везут на мельницу. (Слайд 12)

Мука готова.

Воспитатель: А вот здесь ребята пекут хлеб – это пекарня. (Слайд 13)

Муку доставляют на хлебозавод, где пекут батоны, хлеб, баранки – и все то, что мы любим, без чего не обходится ни один завтрак, обед и ужин.

(Слайд 14, 15)

Вот видите, сколько труда требуется, чтобы на нашем столе всегда был душистый, вкусный хлеб.

3. Физкультминутка.

Дует ветер с высоты.
Гнутся травы и цветы.
Вправо-влево, влево-вправо.
Клонятся цветы и травы.
(Наклоны в стороны).
А теперь давайте вместе.
Все попрыгаем на месте (прыжки)
Выше, веселей, вот так
Переходим все на шаг (ходьба на месте)
Вот и кончилась игра

4. Воспитатель: Давайте поиграем в игру: “ Вопрос-ответ”.

– Какое время года изображено на первой картинке? (На картинке изображена весна.)
– Где работает трактор? (Трактор работает в поле.)
– Как называется профессия человека, который работает на тракторе? (Профессия человека, который работает на тракторе, называется тракторист.)
– Какую работу выполняет трактор? (Трактор пашет землю.)
– Какую еще работу может выполнять трактор? (Еще трактор рыхлит землю.)
– Зачем нужно рыхлить землю? (Землю необходимо рыхлить, чтобы она стала мягкой, и зерна засевались лучше.)
– Как называется техника, которую вы видите на третьей картинке? (Это сеялка.)
– Какую работу выполняет сеялка? (Рассеивает зерно по полю.)
– Посевы зерновых культур, сделанные весной называются – яровые.
– Когда яровые посевы прорастают, на помощь хлеборобам приходит самолет.
– Какую работу выполняет самолет? (Удобряет землю, опыляет поле от вредителей.)
– Зачем нужно удобрять поле? (Поле необходимо удобрять для того, чтобы урожай был больше.)
– Когда яровая созревает пшеница? (Яровая пшеница созревает летом, в августе.)
– С помощью чего убирают урожай пшеницы? (Урожай собирают с помощью комбайна.)
– Как называется профессия человека, который работает на комбайне? (Профессия человека который работает на комбайне называется –
комбайнер.)
– Собранное на поле зерно отвозят на элеватор. Элеватор – это зернохранилище для очистки и сушки зерна.
– После того как на элеваторе зерно очистят и просушат, зерно везут на мельницу. Мельница
– Для этого зерно везут на мельницу. Мельница – это здание со специальными приспособлениями для размола зерна.
– Для чего нужно зерно перемалывать? (Для того чтобы получилась мука зерно нужно смолоть.)
– Где пекут булки, батоны? (Булки, батоны пекут в пекарне.)
– Кто их печет? (Пекари.)
– Куда затем везут хлеб? (Из пекарни хлеб везут в магазин.)

Видите, какой долгий путь проделывает хлеб, прежде чем попадает нам с вами на стол. Как много людей разных профессий вкладывают в него свой труд. Поэтому необходимо бережно относиться к хлебу.

5. Пальчиковая игра:

Мнут и катают
В печи запекают,
А потом за столом
Нарезают ножом!

6. Игра с мячом "Откуда хлеб пришел?"

(Воспитатель бросает мяч ребенку и задает вопрос, ребенок ловит мяч, отвечает на вопрос и возвращает мяч педагогу.)

– Откуда хлеб пришел? (Из магазина.)
– А в магазин как попал? (Из пекарни.)
– Что делают в пекарне? (Пекут хлеб.)
– Хлеб пекут из чего? (Из муки.)
– Из чего получают муку? (из зерна.)
– Откуда зерно? (Из колоса пшеницы.)
– Откуда пшеница? (Выросла в поле.)
– Кто ее посеял? (Хлеборобы.)
– Как называется специальная машина, которая сеет зерно? (Сеялка.)
– Как называется здание, где хранят зерно? (Элеватор.)
– Как называется круглый хлеб? (Каравай.)

7. Подведение итога.

– Ребята, что вы узнали сегодня нового, что вам понравилось?

1. Паспорт проекта:

Вид проекта : групповой, игровой, комплексный.

Тип проекта: информационно-ориентированный.

Сроки проекта : краткосрочный.

Участники проекта : дети второй младшей группы, родители воспитанников, педагоги, повар.

2. Актуальность темы проекта:

"Игра не пустая забава.

Она необходима для

счастья детей, для их

правильного развития"

Д. В. Менджерицкая.

Игра – дело серьёзное. Миллионы людей проходили в игре школу жизни, познавали окружающий мир, учились человеческим отношениям. Игра - вечный спутник детства. Игра – это сотворение собственного мира, в котором можно установить удобные для себя законы, отдаться мечте и радости. Игра –явление сложное, многогранное. Не надо каких – то особенных данных, чтобы играть с ребятами. Надо просто жить с детьми в том мире, который им интересен. Дети любят играть во взрослых, а взрослые должны уметь быть рядом с детьми, уметь с ними играть, если хотят стать их друзьями.

В жизни ребёнка дошкольного возраста игра занимает одно из ведущих мест. Дети очень любят играть. На площадке, на улице, во дворе всегда можно увидеть ребятишек, которые скачут на конях, сделанных из палок, пускают в ручейках бумажные кораблики, пекут пироги из песка или строят крепости. Игра не пустая забава. Она необходима для счастья детей, для их здоровья и правильного развития.

Игра, с одной стороны, создаёт зону ближайшего развития ребёнка, а потому является ведущей деятельностью в дошкольном возрасте. Это связанно с тем, что в ней зарождаются новые, более прогрессивные виды деятельности и формирование умения действовать коллективно, творчески, произвольно управлять своим поведением. С другой стороны, её содержание питают продуктивные виды деятельности и постоянно расширяющийся жизненный опыт детей. Штерн сказал: « Игра – жизненная лаборатория детства, дающая тот аромат, ту атмосферу молодой жизни, без которой эта пора ее была бы бесполезна для человечества».

В приказе Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 20 июля 2011 г. N 2151 г. Москва "Об утверждении федеральных государственных требований к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования "в пункте 3.1.2. пишется, что основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра. Комплексное оснащение воспитательно-образовательного процесса должно обеспечить возможности организации разнообразной игровой деятельности.

Право играть зафиксировано также в Конвенции о правах ребенка в ст.31. «Каждый ребёнок имеет право на игру, отдых, на участие в культурной и творческой жизни». Для обеспечения введения федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО) утвержденного МО и Н, вступившего в силу с января 2014г. одним из требований к структуре ООП ДО обеспечение деятельности направленной на создание условий социальной ситуации развития дошкольников, открывающей возможности позитивной социализации ребёнка, его всестороннего личностного морально-нравственного и познавательного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе соответствующих дошкольному возрасту видов деятельности (игры, изобразительной деятельности, конструирования, восприятия сказки и др.).

Слава миру на Земле!

Слава хлебу на столе!

Если мы хотим кого-то

Встретить с честью и почетом,

Встретить щедро, от души,

С уважением большим,

То гостей таких встречаем

Круглым, пышным караваем.

Он на блюде расписном,

С белоснежным рушником.

С караваем соль подносим,

Поклонясь, отведать просим.

Дорогой наш гость и друг,

Принимай хлеб-соль из рук!

Духовность и нравственность, широкий кругозор, цивилизованность и образованность, бережное отношение ко всему живому и окружающему, то есть культура и сознание, - прежде всего в этом остро нуждаются современные дети.

Дети дошкольного возраста чутки и отзывчивы. Они сопереживают, сочувствуют, у ребёнка формируется стиль поведения.

Дети младшего дошкольного возраста находятся у истоков познания окружающего мира. Начиная с младшего возраста проводится работа по ознакомлению с окружающим миром и социальной действительностью. Именно детям этого возраста свойственна большая эмоциональная отзывчивость. Чрезвычайно важно не упустить момент для воспитания в них добрых чувств к окружающим людям и формированию положительного отношения к труду, что является главной целью образовательной области труд.

Таким образом, формирование первичных представлений о труде взрослых во 2 младшей группе начинается со знакомства с трудом сотрудников детского сада: трудом помощника воспитателя, медсестры, повара, дворника, шофера, постоянно подчеркивая их заботу о детях.

Главная задача нас, как воспитателей – вызвать у детей чувство уважения к людям труда, желание оказать им посильную помощь, как например: все съедать за обедом, чтобы порадовать повара. В связи с этим у нас возникла потребность в разработке проектной деятельности по ознакомлению детей с профессией повар. В беседе с детьми мы попытались выяснить знают ли дети:

Кто такой повар, пекарь, кондитер?

Что они делают?

Какими предметами помощниками пользуется?

Согласно ФГОС к структуре основной общеобразовательной программы, свою педагогическую работу мы строили на основе принципа интеграции образовательных областей и направлений развития в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников.

Интеграция в общем случае обозначает объединение, взаимопроникновение – объединение в одно «целое» различных элементов или частей.

Интеграция в экологическом воспитании способствовала решению комплекса задач: дидактических, методических, воспитательных.

Интегрированная деятельность сделала наш педагогический процесс более интересным и содержательным.

В ФГОС обозначены десять образовательных направлений:

  • физическая культура,
  • здоровье,
  • безопасность,
  • социализация,
  • труд,
  • познание,
  • коммуникация,
  • художественное творчество,
  • музыка.

Обеспечивающих разностороннее развитие детей с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным видам развития:

  • физическому,
  • социально-личностному,
  • познавательному,
  • речевому,
  • художественно-эстетическому.

В связи с положением ФГОС мы разработали возможные способы интеграции в различных образовательных направлениях.

Образовательная деятельность осуществлялась нами в процессе организации различных видов детской деятельности: игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения. При этом каждый вид деятельности является приоритетным в соответствующей образовательной области и обеспечивает наиболее эффективное решение задач экологического воспитания наших воспитанников.

После проведенного мониторинга оказалось, что только 32% детей правильно самостоятельно ответили на предложенные вопросы. 48% ответили на вопросы с помощью воспитателя. 20% совсем не ответили на предложенные вопросы.

Кроме того, в работе с родителями, мы выяснили, что дети мало играют дома в сюжетно-ролевые игры, ввиду сильной занятости родителей, чаще смотрят мультфильмы и гуляют на улице, посещают дополнительные кружки. В соответствии с этим нами на 2016 - 2017 учебный год был разработан календарно – тематический план по теме организации сюжетно-ролевых игр во второй младшей группе воспитанников нашего детского сада. Разработаны конспекты НОД, сценарии, игровые и проблемные ситуации, а также опыты, наблюдения и различные экологические акции. В ходе нашей работы дети постепенно накапливали определенные знания об окружающих вещах и явлениях, о предметах домашнего обихода, о труде взрослых. Их интересуют не только действия окружающих людей, но и их переживания, заботы, взаимоотношения. Накопленные знания позволяют разнообразить тематику сюжетно-ролевых игр.

Дети не только осмысливают и уточняют свои знания, но и перенимают манеры вежливого обращения и интонации доброжелательности.

Игры наполнены разнообразным содержанием, обязательно затрагивающим чувства и мысли детей, воспроизводят не только действия людей, но и их доброе заботливое отношение друг другу, товарищескую взаимопомощь.

Чтобы обогатить игры новым интересным содержанием, в своей работе используем различные методические приемы: беседы с детьми, флешмобы, акции, тренинги, подбираем иллюстрации, рассматриваем фотографии, картинки, связанные с данной темой. На каждой площадке можно найти прекрасный материал для детских построек. Интересные постройки делают из песка. Они строят целые города с башнями, мостами и реками. Лепят пирожки, а после стараются всех ими угостить. Они любят играть с водой, налитой в таз или корыто. Палочка – это удочка, листик – рыбка. Тем самым расширяя интерес и пополняя знания.

Постоянно приходится наблюдать за действиями и играми детей, чтобы вовремя заметить момент, когда игра заходит в тупик. В данной ситуации важно оценить состояние данной ситуации и предложить продолжить ее, внеся какие либо изменения и акценты при помощи нового предмета-заместителя; в случае конфликтной ситуации успокоить ребенка и отвлечь его. Помогая детям, не делаем за них то, что они могут сделать сами. Стараемся приучать детей к самостоятельности.

Развитие эмоциональной отзывчивости является объективно необходимым процессом, влияющим на формирование начал общей духовной культуры личности. Часто в утреннее время с небольшой группой детей ведем наблюдения за трудом няни, отмечая, как старательно, ловко она работает, даем детям посильные поручения. Дети с большим желанием выполняют несложные поручения. В игре лучше и глубже, чем в какой- либо другой деятельности, ребёнок проникает сознанием того, что все люди трудятся друг для друга. Характеризуя современную среду жизни ребенка, мы можем констатировать, что она не предоставляет ему необходимых пространственных возможностей для осуществления активности. Масштаб собственного жизненного пространства детей сокращается, происходит их отдаление от природной среды. Анализ типичных учебно - воспитательных учреждений, в которых ребенок воспитывается, показывает, что оборудованы они неполноценно и несут в себе атмосферу, характеризующуюся большой стереотипностью, как в содержании, так и в условиях деятельности. В семье также проблема «детского пространства» далеко не всегда решается в пользу ребенка. Здесь, в основном, доминирует жизненное пространство для взрослых, а не для детей. В этой связи закономерным является поиск путей создания такой среды, которая бы способствовала охране и укреплению физического и психического здоровья детей, полноценному развитию личности, стимулировала их разнообразную творческую деятельность. Современные педагоги и психологи обращают особое внимание не только на создание в дошкольных образовательных учреждениях развивающей предметной среды, но и ее мобильность.

Поэтому мы считаем важным научить детей использовать знания, полученные в ходе реализации данного проекта не только в игре, но и в социуме.

2.1. Цель проекта:

Формирование целостного представления дошкольников о профессии повара, кондитера, пекаря. Развивать познавательную активность, интерес к окружающему миру.

2.2. Задачи проекта:

1. Дать представление о профессии повара, его трудовыми процессами, с предметами - помощниками. необходимыми для работы.

2. Развивать познавательный интерес.

3. Воспитывать дружеские взаимоотношения. Воспитывать уважение к труду взрослых, бережное отношение к результатам труда взрослых.

2.3. Значение сюжетно-ролевой игры в педагогическом процессе.

Роль педагога должна ограничиваться лишь созданием условий для активизации игры детей. В педагогическом процессе по отношению к игре необходимо различать две тесно связанные составляющие: совместную игру воспитателя с детьми в процессе которой формируется новые игровые умения, и самостоятельную детскую игру, в которую воспитатель непосредственно не включается, а лишь обеспечивает условия для её активизации и использовании детьми имеющихся в их арсенале игровых умений. Игра оказывает важное воздействие на эмоциональное развитие ребенка. Дети привносят в не то, что они знают о жизни: свои знания и заблуждения, свои страхи и пожелания, а порой болезненные воспоминания, с которыми они пытаются совладать. Маленькие дети, языковые возможности которых ограничены, часто используют игру как средство осознания своего мира. Через сюжетно-ролевую игру дети пробуют множество ролей. Они могут переодеться и стать теми, кем хотят, подражая речи и манерам лиц, роли которых играют. Возможность выразить негативные чувства, которые ребенок еще не может воплотить в слово и достаточно ясно осознать, помогает ему в дальнейшем совладать с реальными жизненными проблемами. В игре дети ведут себя творчески, актуализируя свое воображение. Они проигрывают жизненный опыт, отбирая и организуя роли и события в соответствии со стремлением сохранить эмоциональное благополучие. Благодаря игре у детей повышается понимание своих сильных и слабых сторон, своих привязанностей и антипатий, способности лидировать и убеждать или же подчиняться, может быть согласовывать интересы. Все это способствует развитию самосознания.

Сюжетно-ролевая игра - занятие в значительной мере умственное. Дети используют память: они вспоминают о людях и событиях и затем воспроизводят их. Они апробируют идеи, планируют и реализуют свои планы, формируют представление о прошлом, настоящем и будущем.

В игре дети творят, используя материалы и игрушки совершенно новыми способами. Кроме того, они совершенствуют разговорные навыки, что чрезвычайно важно для мышления и способности обмениваться информацией. Игра является не только средством формирования абстрактного мышления, но и фактором расширения знаний о предметных областях.

В процессе сюжетно-ролевой игры происходит развитие многих математических представлений. В игре ребенок сталкивается с различными

группами и подгруппами материалов и вещей. Дети обучаются классифицировать предметы, используют понятия типа «больше - меньше», «шире - уже», «тяжелее - легче».

Игра способствует также развитию понятий и методов научного характера. Дети наблюдают, пробуют и экспериментируют, проверяют, анализируют, сравнивая вещи в отношении сходства и различия, ставят вопросы и обобщают ситуации. Все эти действия имеют основополагающий характер в работе ученого.

Обогащение словаря и развитие понятий - важная предпосылка успешного чтения и понимания. Общаясь в игре, дети используют родной язык, увеличивая гибкость речи, расширяя словарь, осваивая новые понятия. Приведение в порядок материалов и предметов в соответствии с их сходствами и различиями обостряет способность наблюдения. Выявления сходства и различия крайне важно для опознавания букв и слов при чтении. Обыгрывание какой-либо темы заставляет детей организовывать свои представления. В дальнейшем это облегчает им понимание текстов, где следует учитывать логическую последовательность событий.

2.4. Принципы работы:

Можно выделить и специфические принципы организации сюжетно-ролевых игр в ДОУ.

  • (Принцип дифференциации и индивидуализации предполагает создание условий для полного проявления способностей каждого ребенка и своевременной воспитательно-образовательной работы.
  • Принцип природосообразности свидетельствует о том, что образовательный процесс соответствует как внутренней природе, так и внешним условиям.
  • Принцип диалогического общения как неотъемлемого условия взаимодействия субъектов, который отражает тесную связь между взаимной и встречной открытостью, искренностью, взаимопониманием воспитателя и ребенка, и проецирует установку на разумное усвоение.
  • Принцип доступности предусматривает осуществление работы с учетом особенностей возраста, подготовленности, а также индивидуальных особенностей и психического развития детей.
  • Принцип системности . Достижение цели обеспечивается решением комплекса задач оздоровительной, образовательной и воспитательной направленности с соответствующим содержанием, что позволяет получить прогнозируемый результат.
  • Принцип последовательности заключается в постепенном повышении требований в процессе организации и проведении сюжетно-ролевых игр.
  • Принцип личностной ориентации ориентирует на создание условий индивидуальным особенностям и темпам развития детей. Нацелен на удовлетворение потребностей ребенка (эстетических, познавательных, в самореализации, в общении и др.), создает условия для их развития в направлении общечеловеческого ценностного содержания. Приоритет отдается самосовершенствованию ребенка, развитию уровня «Я-концепции», который является показателем достижений в деятельности. Приобретаемые знания совершенствуют образ «Я», умения подавать и исследовать, стимулируют самостоятельность и самонаправленность личности ребенка.
  • Принцип свободы выбора деятельности обусловлен активностью ребенка, ориентацией на освоении новых знаний и умений и направлен на создание для детей широкого поля деятельности для активного познания, двигательной активности, социальных контактов, творчества. Ребенок дошкольного возраста занимает позицию исследователя ш деятеля, этому способствует его природная любознательность, способность к соучастию, сопереживанию, «оживлению» предметов. Позиция «исследователя» характеризуется освоением качеств, свойств; позиция «деятеля» - приобретением способностей творческого преобразования.
  • Принцип постоянного движения личности ребенка п редполагает, что содержание сюжетно-ролевых игр, должно дать детям ощущение роста своих возможностей. Это обеспечивается включением каждого ребенка в технологии успешного решения все более усложняющихся задач. Каждый вид деятельности должен создавать у ребенка чувство уверенности в своих силах, приносить опыт успеха. Это постепенно укрепляет чувство доверия, желание активно включаться в технологии сотрудничества и общения.
  • Принцип обеспечения эмоционально-положительного комфорта направлен на то, чтобы заинтересовать ребёнка. В процессе познания ярко прослеживается игровое начало, допускается условность, фантастичность, ирреальность ситуации. Освоение игровой деятельности разворачивается как процесс, субъективно переживаемый ребенком, как увлекательная, интересная деятельность, в которой находят выход и развитие его задатки и интересы, в которой он получает возможность самоутверждения и признания со стороны окружающих. Педагог поощряет любознательность и фантазии, стимулирует потребность выражать свои чувства и мысли в речи, игре, рисунке, творческих поделках. Постоянно поддерживает инициативу, помогает ребенку в его наблюдениях и экспериментах. Отмечаете даже самые маленькие успехи, и не акцентирует внимание на неудачах, чтобы ребенок испытывал только положительные эмоции.

2.5. Этапы работы:

1 этап. Поисковый.

Дать представление детям о профессии повара.

1. Познакомить с профессией повар, его трудовыми процессами, с предметами – помощниками.

2. Закрепить знания о столовой посуде.

3.Воспитывать уважение к труду.

2 этап. Аналитический.

Разработка проекта:

1.Создать развивающую среду:

  • пополнить уголок «кухня» - внести атрибуты: фартуки, посуду, овощи, фрукты.
  • внести дидактические и настольные игры: «Профессии»; «Варим компот»; «Кто что делает»; «Чудесный мешочек»; «Что лишнее?»; «Овощи и фрукты», «Пирожки», «Ждём гостей», «Кому что нужно для работы?».
  • пополнить библиотечку книгами Б. Заходер «Все работы хороши»; В. Маяковский «Кем быть?»; К. Чуковский «Федорино горе».
  • оформить альбом «Стихи о поваре».
  • 2. Организовать занятия :
  • Социально – личностное развитие - «Знакомство с профессией повар».
  • Речевое развитие – «Рассматривание картины «Кукла Маша кушает».
  • Продуктивная деятельность (аппликация) «Укрась тарелочку».
  • 3. Совместная деятельность воспитателя с детьми:

  • экскурсия на кухню,
  • беседа о поваре,
  • чтение художественной литературы,
  • дидактические и настольные игры,
  • пальчиковые игры,
  • разучивание стихотворений о поваре,
  • беседа о овощах,
  • отгадывание загадок о посуде, овощах и фруктах,
  • рассказы детей «Как готовит моя бабушка».

4. Самостоятельная деятельность детей

  • рассматривание картин, иллюстраций,
  • раскрашивание раскрасок «Овощи – фрукты», «Посуда», «Все работы хороши».
  • настольные и дидактические игры «Профессии», «Овощи – фрукты», «Варим компот», «Кто что делает?», «Чудесный мешочек», «Что лишнее?», «Пирожки», «Ждём гостей», «Кому, что нужно для работы?»
  • 5. Взаимодействие с семьёй .
  • совместное изготовление атрибутов для сюжетно – ролевой игры «Повар»;
  • пополнить уголок «кухня» посудой, овощами, фруктами;
  • подборка стихов о профессии повар.

3 этап. Практический.

Формы работы Содержание
1. Занятия. Приложение №1

1. Социально – личностное развитие. Знакомство с профессией «Повар». Приложение №2

2. Конспект основной образовательной деятельности «Ознакомление с профессией повара – кондитера»

Приложение №3

3. Социально – личностное развитие. Знакомство с профессией «Пекарь»

Приложение №4

4. Познавательное развитие

Конспект проекта тему: «Кто нас кормит»

Приложение № 5

Ознакомлению с окружающим: Знакомство с профессией «Повар».

Приложение №

3. Продуктивная деятельность (аппликация) «Укрась тарелочку»

2. Совместная деятельность с детьми в режимных моментах. 1. Дидактические и настольные игры «Профессии», «Варим компот», «Кто что делает», «Чудесный мешочек», «Овощи и фрукты», «Что лишнее?»

Приложение № 6

2. Экскурсия на кухню.

Приложение № 7

3.Разучивание стихотворений о поваре.

4. Рассказ детей «Как готовит моя бабушка».

5. Чтение художественной литературы В. Маяковский «Кем быть?», К. Чуковский «Федорино горе», Б. Заходер «Все работы хороши».

6. Отгадынивае загадок об овощах, фруктов, посуде.

Приложение № 8

Игровая ситуация «Накормим куклу Машу»

Приложение № 9

Сюжетно – ролевая игра «Угощение»

Приложение № 10

Проект организации сюжетно – ролевой игры «Печем пирожки»

7. Пальчиковые игры «Салат», «Компот», «Апельсин» , «Бабушка кисель варила»

3.Самостоятельная деятельность. 1. Раскрашивание раскрасок «Овощи – фрукты», «Посуда», «Все работы хороши».

2. Настольные и дидактические игры «Профессии», «Варим компот», «Кто что делает», «Чудесный мешочек», «Овощи и фрукты», «Что лишнее?», «Ждём гостей», «Кому что нужно для работы?»Приложение№9

4. Взаимодействие с семьёй. 1.Пополнить уголок «кухня» посудой, овощами, фруктами.

2. Подборка стихов о профессии повар. Приложение № 11

Открытое мероприятие в младшей группе

Знакомство с профессией пекарь. «Хлебозавод»

Приложение № 12

Консультация для родителей «Безопасность в Вашем доме».

4 этап. Презентация проекта.

1. Выставка «Самая красивая тарелка».

2. Представление альбома «Стихи о поваре».

3 Открытое занятие «Знакомство с профессией «Повар»

5 этап. Контрольный.

  • Беседа с детьми о профессии повар.

3. Предполагаемые перспективы и результаты реализации проекта .

1. Знание детьми информации о профессии повар, кондитер, пекарь.

2. Понимание детьми значимости данной профессии.

3. Умение организовать сюжетно – ролевые игры на основе имеющихся знаний.

4. Проявление признательности и уважения к труду взрослых.

5. Пополнение, расширение и активизация словарного запаса.

Работая над развитием сюжетно-ролевой игры в младшем дошкольном возрасте, мы сделали следующие выводы:

Ролевая игра выступает как вид активности, объединяющий общение и предметную деятельность.

Формирует деловые личностные качества ребёнка, более или менее устойчивые моральные представления, а также ролевые способы отображения окружающего.

Развивает организаторские умения и навыки, способности к межличностному сотрудничеству, развитию речи, памяти, мышления, воображения. Развитие умения своих собственных действий.

Игра выступает, как средство удовлетворения разнообразить потребности ребенка и развития его мотивационной сферы.

Ролевая игра выступает также как образная и понятийная репрезентация мира, замена предметов, используемых в игре.

Игра занимает весьма важное, если не сказать центральное, место в жизни дошкольника, являясь преобладающим видом его самостоятельной деятельности. В отечественной психологии и педагогике игра рассматривается как деятельность, имеющая очень большое значение для развития ребёнка дошкольного возраста; в ней развиваются действия в представлении, ориентация в отношениях между людьми, первоначальные навыки кооперации.

Свободная сюжетная игра - самая привлекательная для детей дошкольного возраста деятельность. Её привлекательность объясняется тем, что в игре ребёнок испытывает внутренне субъективное ощущение свободы, подвластности ему вещей, действий, отношений - всего того, что в практической продуктивной деятельности оказывает сопротивление, даётся с трудом. Это состояние внутренней свободы связано со спецификой сюжетной игры - действием в воображаемой, условной ситуации. Сюжетная игра не требует от ребёнка реального, ощутимого продукта, в ней всё условно, всё «как будто», «понарошку».

Все эти «возможности» сюжетной игры расширяют практический мир дошкольника и обеспечивают ему внутренний эмоциональный комфорт. Это происходит благодаря тому, что в игре ребёнок воссоздаёт интересующие его сферы жизни с помощью условных действий. Сначала это действия с игрушками, замещающими настоящие вещи, а затем - изобразительные, речевые и воображаемые действия (совершаемые во внутреннем плане, в «уме»).

Игра имеет значение не только для умственного развития ребёнка, но и для развития его личности: принимая на себя в игре различные роли, воссоздавая поступки людей, ребёнок проникается их чувствами и целями, сопереживает им, начинает ориентироваться между людьми.

Большое влияние оказывает игра и на развитие у детей способности взаимодействовать с другими людьми: во-первых, воссоздавая в игре взаимодействие взрослых, ребёнок осваивает правила этого взаимодействия, во-вторых, в совместной игре со сверстниками он приобретает опыт взаимопонимания, учится пояснять свои действия и намерения, согласовывать их с другими людьми.

4. Работа с родителями и законными представителями.

Примерно с 3 до 7 лет ведущая деятельность ребенка - игровая. Это значит, что наилучший способ познать мир в этот период - через игру. Этим ребенок и занимается практически все время свободное от сна.

Период важный и очень продуктивный, это возможность развиваться, знакомиться с взрослым миром на детском языке, постигать правила жизни, учиться взаимодействию и взаимопомощи.

Как легче объяснить ребенку, «что такое хорошо и что такое плохо»? Как помочь ему находить общий язык с другими людьми? Конечно, в игре.

Большинство родителей относят игру к приятному, но не самому необходимому и важному для ребёнка времяпрепровождению. Поэтому, если у взрослого есть свободное время и выбор: поиграть или позаниматься с ребёнком, то он, скорее всего, предпочтет последнее.

Но и для взрослых игра имеет важное значение. Проводя время вместе с ребёнком, играя с ним, взрослый тем самым находится на территории его интересов, проблем, лучше понимает собственного ребенка, замечает отличительные стороны своего малыша, как положительные, так и отрицательные, поэтому мы приобщаем родителей и детей как можно больше посвящать время совместным играм! Таким как: «поиграем в доктора», строителя, продавец и покупатель……

  • Познакомить родителей с особенностями игры детей дошкольного возраста;
  • Подвести родителей к осознанию важности игры в жизни ребёнка;
  • Дать родителям некоторые образцы семейных игр с ребёнком;
  • Вовлечь родителей в игровую деятельность.

Ожидаемые результаты:

  • Родители ознакомлены с особенностями игры детей дошкольного возраста;
  • Дана возможность родителям прикоснуться к самобытному миру их ребёнка;
  • Показано родителям несколько образцов семейных игр;
  • Родители вовлечены в игровую деятельность.

Анкета для родителей

«Особенности игровой деятельности детей раннего дошкольного возраста».

а) ведущее место,

б) второстепенное,

в) отсутствует.

а) играет,

б) смотрит телевизор,

в) ходит за вами следом.

б) не может.

а) тихие и спокойные,

б) шумные и подвижные.

а) по первому требованию,

б) иногда,

в) мне всегда некогда.

б) иногда,

а) рисование,

б) прятки.

8. Любимая игрушка, это…

а) сюжетная игрушка,

б) сюжетно-ролевая игра.

Анализ и результаты анкетирования родителей в начале года.

В проведенном анкетном опросе принимало участие 24 родителей данной группы. Результаты анкетирования показали, что в раннем возрасте:

60 % детей игре отдают ведущее место, с 40 % - второстепенное;

В свободное время 65 % детей играют, 15 % - смотрят телевизор, 20 % просто ходят за родителями;

45 % детей предпочитают тихие и спокойные игры, а 55 % - шумные и подвижные;

55 % родителей играют с детьми по первому требованию, 45 % - только иногда;

70 % детей любят фантазировать, у 20 % детей элементы фантазии присутствуют иногда, а 10 % детей вообще не используют элементы фантазии в своих играх (по мнению родителей);

К любимым играм и занятиям можно отнести: рисование – 15 % детей, прятки – 30 % детей,

игры с сюжетными игрушками (машины, куклы, конструкторы) -45 %, сюжетно-ролевые игры – 10 % детей.

Анализ анкетирования родителей показал, что - не все дети раннего возраста могут использовать игру как ведущий и самостоятельный вид деятельности;

Дети примерно в равной степени выбирают спокойные и подвижные игры;

Родители принимают детские игры, в большей степени играют с детьми (55%), но, однако 45 % не достаточно уделяют внимание играм своих детей, возможно не имея достаточных навыков или не придают должного внимания развитию детей в игре.

По мнению родителей, дети раннего возраста уже достаточно могут использовать элементы фантазии в игре (70%), но 30 % детей еще не умеют фантазировать. Рисование, прятки и игры с сюжетными игрушками (90 %) являются любимыми занятиями детей, но играть в сюжетно-ролевые игры (10 %) дети раннего возраста не умеют. Поэтому работа проводилась не только с детьми, но и с родителями.

Вопрос Ответы родителей, %
а б в
  1. Детская игра- какое место она занимает в жизни вашей семьи?
60 40 -
  1. Чем занимается Ваш ребенок в свободное время?
65 15 20
  1. Может ли Ваш ребенок играть самостоятельно?
100 - -
  1. Какие игры предпочитает Ваш ребенок?
45 55 -
  1. Как часто Вы выделяете время для игры со своим ребенком?
55 45 -
  1. В самостоятельной игре Вашего ребенка всегда присутствуют элементы фантазии?
70 20 10
  1. Любимая игра моего ребенка, это…
70 30
  1. Любимая игрушка, это …
90 10

Из проведенного анкетирования, мы выяснили, что у многих родителей нет времени на игры с детьми, что они уже самостоятельно могут поиграть, или попросту не знают, как можно поиграть и во что, и для чего это нужно. Так же многие родители заваливают своих детей игрушками не потому, что те в них нуждаются, а потому что им самим интересно в них поиграть. В этом нет ничего страшного - играя с ребенком, мы не только помогаем ему познавать мир, но и сближаемся с ним, создаем более близкие и доверительные отношения.

Несколько советов для родителей как играть со своим ребенком:

Совет первый:

Ежедневно выделять время для игр с ребёнком. Иногда достаточно 15-20 минут, иногда следует поиграть подольше. Место для игр значения не имеет. Главное, чтобы вы играли!

Совет второй:

Игры должны быть повторяющимися. Ребёнок должен видеть, чему он научился, и понимать, чему он ещё только научится.

Совет третий:

В игре обязательно должен быть элемент соперничества. Ребёнок должен бороться. Дети, которые соревновались между собой, как отмечают исследователи, гораздо дружелюбнее. Дело в том, что у ребёнка каждый день накапливается определённый уровень агрессии, а это мощный тормоз в развитии. В игре-соревновании происходит её сброс. Позиция «Слабо!» - как вызов стимулирует деятельность малыша. Важно только соотносить вызов и возможности ребёнка. И ещё нужно помнить о том, что в игре с родителями малыш не должен всё время выигрывать. Ребёнку нужно и проигрывать, но, учитывая специфику детского возраста не часто. Важно научить его правильно относиться к проигрышу, понимать, почему он проиграл.

Совет четвертый:

Не играйте, во что попало, лишь бы поиграть. Пусть ваши игры постепенно усложняются. Например, сначала научите ребёнка играть в детское лото, затем в домино, шашки и т. д.

Совет пятый:

Создайте свою домашнюю систему игр с ребёнком. Распределите игры между домочадцами. В одни пусть играет папа, в другие - мама, бабушка, дедушка. В некоторые игры полезно играть всей семьёй.

Анализ и результаты анкетирования родителей в конце года.

В проведенном анкетном опросе принимало участие те же 24 родителя, что и в начале года данной группы. Результаты анкетирования показали, что в раннем возрасте:

85 % детей игре отдают ведущее место, с 15 % - второстепенное;

В свободное время 90 % детей играют, 5% - смотрят телевизор, 5 % просто ходят за родителями;

100 % детей могут играть самостоятельно, об этом утверждают все родители;

30 % детей предпочитают тихие и спокойные игры, а 70 % - шумные и подвижные;

90 % родителей играют с детьми по первому требованию, 10 % - только иногда;

90 % детей любят фантазировать, у 5 % детей элементы фантазии присутствуют иногда, а 5 % детей вообще не используют элементы фантазии в своих играх (по мнению родителей);

К любимым играм и занятиям можно отнести: рисование – 30 % детей, прятки – 10 % детей,

игры с сюжетными игрушками (машины, куклы, конструкторы) -30 %, сюжетно-ролевые игры – 30 % детей.

Анализ анкетирования родителей показал, что - дети раннего возраста могут использовать игру как ведущий и самостоятельный вид деятельности;

Дети больше предпочитают примерно подвижные игры;

Родители принимают детские игры, в большей степени играют с детьми (80%), но, однако 20 % не достаточно уделяют внимание играм своих детей, возможно не имея достаточных навыков или не придают должного внимания развитию детей в игре.

По мнению родителей, дети раннего возраста уже достаточно могут использовать элементы фантазии в игре (95%), но 5 % детей еще не умеют фантазировать. Рисование, прятки и игры с сюжетными игрушками (95 %) являются любимыми занятиями детей, но играть в сюжетно-ролевые игры (5 %) дети раннего возраста не умеют. Поэтому работа проводилась не только с детьми, но и с родителями.

Вопрос Ответы родителей, %
а б в
  1. Детская игра- какое место она занимает в жизни вашей семьи?
90 10 -
  1. Чем занимается Ваш ребенок в свободное время?
90 5 5
  1. Может ли Ваш ребенок играть самостоятельно?
100 - -
  1. Какие игры предпочитает Ваш ребенок?
30 70 -
  1. Как часто Вы выделяете время для игры со своим ребенком?
90 10 -
  1. В самостоятельной игре Вашего ребенка всегда присутствуют элементы фантазии?
90 5 5
  1. Любимая игра моего ребенка, это…
85 15
  1. Любимая игрушка, это …
50 50

В конце года мы можем увидеть положительную динамику, родители стали проявлять интерес к игре со своими детьми, активно в ней участвовать, помогать детям, направлять их. Активно привлекают детей к совместному труду, обращая это в весёлую, полезную забаву. Погружаются в «детский мир» с головой, что положительно сказывается на взаимоотношениях между детьми и родителями, дети стали активно участвовать в коллективных играх и проявляют инициативу.

Поэтому всегда находите время на игры со своими детьми и старайтесь играть честно. То есть ваша задача также искренне погрузиться в игру, как это делают дети, а не пытаться изображать интерес или специально чему-то учить. Именно поэтому не стоит использовать только развивающие игры. Ребенок учится везде и всегда, даже в самых простых, глупых и примитивных играх, главное чтобы мы в любой ситуации оставались честными и искренними.

5. Заключение.

Однако свои развивающие функции игра выполняет в полной мере, если с возрастом она всё более усложняется, и не только по своему тематическому содержанию. Сюжетно – ролевая игра позволяет посмотреть на мир с точки зрения своего будущего, с точки зрения социальной перспективы.

Это способствует переходу на новый уровень развития не только интеллекта, но и личности, воображения, памяти. Игра имеет неоценимое значение, прежде всего для социального развития ребенка, она раскрывает для него, смысл существования в обществе смысл общения. Ролевую игру в дошкольном возрасте, невозможно заменить какой – либо другой деятельностью. Если ребенок не играет, значит, у него не развивается социальная мотивация, не формируется социальные позиции. А это, в свою очередь, ведет к снижению и недоразвитию познавательных способностей, неумению общаться. И наоборот, овладев социальными позициями и смыслами в игре, дошкольник способен к преодолению трудностей в учебе и в общении (В.А. Недоспасова).

Дети раннего возраста сначала действуют с предметом, а потом осознают назначение предмета в игре. Одновременно с появлением в играх предметов-заменителей дети начинают изображать действа конкретных взрослых (мамы, воспитателя, няни, врача, парикмахера).

Предпосылки к ролевой игре – переименование предметов, отождествление ребенком своих действий с действиями взрослого, называние себя именем другого человека, формирование действий, воспроизводящих действие других людей усваиваются ребенком под руководством старших.

6. Список использованных источников.

Концепция государственной политики в области образования // Учитель Казахстана. - 1995.- 35 с.

Конституция Республики Казахстан. - Алматы: Казахстан, 1995.-48с.

Закон Республики Казахстан "Об образовании" - Алматы.:ТОО Баспа, 1999. - 48 с.

Конвенция о правах ребёнка //Учитель Казахстана. - 2004. - 35 с.

Менджритская Д.В. Воспитателю о детской игре - М.: Просвещение, 1982. - 210 с.

Дошкольная педагогика / под ред. В.И. Ядешко. - М.: Просвещение, 1978. - 321 с.

Венгер Л.А., Мухина В.С. Психология - М.: Просвещение, 1988. - 336 с.

Игра дошкольника /под ред. С.Л. Новосёловой. - М.:Просвещение, 1989. 284 с.

Руководство играми детей в дошкольных учреждениях / под ред. М.А. Васильевой. - М.: Просвещение, 1986. 109 с.

Щербакова Е.И. Формирование взаимоотношений детей в 3 -5 лет в игре. - М.: Просвещение, 1984. - 78 с.

Короткова Н. А. Сюжетно-ролевая игра старших дошкольников. // Ребёнок в детском саду. - 2006. - №2. - С. 84 – 87

Короткова Н. А. Сюжетно-ролевая игра старших дошкольников. // Ребёнок в детском саду. - 2006. - №3. - С. 81 – 85

Короткова Н. А. Сюжетно-ролевая игра старших дошкольников. // Ребёнок в детском саду. - 2006. - №4. - С. 79 – 87

Мацкевич М. Изобразительное творчество и игра в пространстве музея // Дошкольное воспитание. - 2006. - №6. - С. 90 – 95

Смирнова Е.И. Современный дошкольник: особенности игровой деятельности. // Дошкольное воспитание. 2002. - №4. - С. 70 – 74

Козырская И. Н. Румянцева Л.Е. Методика организации и проведения научных исследований по психолого-педагогическим дисциплинам. - Караганда, 2006. - 122 с.

Полную версию работы с приложениями, можно .

Сегодня я начинаю цикл статей, которого ждали многие из вас, мои дорогие читатели — «Дошкольникам о профессиях». Кондитер – профессия интересная и привлекательная для большинства малышей. Кто из нас в детстве не мечтал быть кондитером и есть много сладостей? Сегодня Вы узнаете много нового об этой профессии: кто изобрел булочки с изюмом, как их делают кондитеры, посмотрите увлекательный веселый фильм для малышей о кондитерском цехе! А еще выполните развивающие задания для развития мышления малыша и речевые игры! И, конечно же, найдете стихи и картинки о профессии кондитера! Всё это в этой статье! Желаю интересных открытий!

Дошкольникам о профессиях – кондитер: развивающие игры и задания для детей

Есть такое мнение, что ознакомление дошкольников с профессиями – это чтение рассказов о работе взрослых. Но прочитанные рассказы малыш быстро забудет, а вот личный опыт помнит долго. Поэтому знакомя дошкольников с профессиями, мы прежде всего будем задействовать личный жизненный опыт ребенка. Мы будем стараться, чтобы малыши сначала сами пытались найти ответ на вопросы, а затем уже бы дополнили имеющиеся у них знания новой информацией. Именно поэтому Вы не найдете здесь «серьезный и большой» рассказ о профессии кондитера, а обнаружите целую серию увлекательных развивающих заданий для малышей! В добрый путь!

Кто делает булочки? Дошкольникам о профессии кондитера

Спросите ребенка, знает ли он, откуда берутся булочки в магазине? Кто их печет? Скорее всего, ребенок ответит, что печет булочки повар. Исправьте его. Этот человек по профессии – кондитер.

Предложите малышу послушать два стихотворения и отгадать, чем отличаются профессии повара и кондитера.

Повар варит для детки
Супчик, картошку, котлетки.
Готовит кашу-манку,
Салатик со сметанкой.

Напеку я пирожков,
И коврижек, и рожков.
Вот такой имею дар:
Я кондитер – кулинар.

Что готовит повар, а что – кондитер? (Кондитер готовит сладкие булочки, печенье, пряники, торты, пирожные, ватрушки, конфеты, плюшки… Повар готовит кашу, салаты, второе, компот, котлеты…)

Найди на картинке повара и кондитера.

Отгадай мою загадку:

Ходит в белом колпаке

с поварёшкою в руке

Он готовит нам обед

Кашу, щи и винегрет.

Кто это – повар или кондитер? Почему?

Посмотри на картинку.

  • Что надевает на себя кондитер перед работой? Зачем кондитеру халат и колпак на голове? (Колпак нужен, чтобы закрыть волосы, иначе волосы могут попасть в выпечку. Фартук или халат нужен, чтобы защитить одежду, ведь на нее может попасть что-то и испортить. Еще фартук или халат нужны, чтобы грязь, пыль, нитки с одежды не попала в еду).

  • Почему халат у повара и кондитера всегда светлый и никогда не бывает темным? (Халат должен быть чистым, чтобы грязь не попала в еду. На темном халате грязь не видна. Поэтому всегда у повара и кондитера белоснежная одежда)

Что печет кондитер, или какие бывают булочки и пироги?

Расстегай. На какое слово похоже название пирога? (На слово «расстегнуть, расстёгивать») Такие пироги называют расстегаями, потому что у них открытая серединка, из которой выглядывает начинка. Как будто пирог расстегнулся.

Сайка. Булочка овальной формы. Их может быть несколько «прилепленных» друг к другу.

Рогалик. Посмотри на рогалик. Как ты думаешь, почему люди так назвали эту булочку? (похожа по форме на рог)

Плюшка. Название булочки «плюшка» произошло от слова «плющить». Помнишь, как ты расплющиваешь шарик пластилина в лепешку? Эта булочка плоская как будто ее расплющили. Вот и называют ее плюшкой.

А плетенку переплетают, когда готовят. Ты уже догадался, как ее плетут? Можно плести как косичку, можно закручивать концы по-другому. Можешь попробовать сделать плетенку из пластилина. Попробуй изобрести свой способ плетения плетенки.

Ватрушка. Какой формы ватрушка? Правильно, она всегда круглая. Ты катался зимой на ватрушке с горки? Или видел как катаются другие? Чем похожи ватрушка для катания с горки и ватрушка – булочка?

Пончик . Круглый жареный сладкий пирожок. Иногда его еще называют пышкой. Ты уже догадался, почему? Он пышный. толстенький.

Профессия кондитера. Развивающие игры

В играх дошкольник учится творчески использовать те знания о профессии, которые он получил.

1. Игра «Четвертый лишний»

Найди лишнюю картинку. Объясни, почему она лишняя (лишней в данной игре будет картинка, которая не имеет отношения к профессии кондитера). Как можно назвать всё то, что изображено на картинках, одним словом? (еда)

Карточка 1.

Карточка 2.

Карточка 3.

2. Игра «Угадай-ка»

В эту игру можно поиграть с ребенком 6-7 лет и старше. Играют в нее так. Ведущий рассказывает о себе от лица какого-то продукта. Например, от лица муки он говорит о том, как ее сделали, как запаковали, как ее будут использовать люди, что с ней будет делать кондитер. А остальные игроки угадывают, от лица какого продукта рассказывал ведущий. Очень увлекательная игра, но сложная для детей. Дети в нее играют, когда услышат интересные и смешные образцы рассказов взрослых. Обычно самые интересные рассказы придумывают папы, а не мамы!

Как работают кондитеры? Путешествие в кондитерский цех

А теперь тебя ждет веселый мультик о работе кондитеров. Ты увидишь, как выпекают булочки на настоящем заводе. А еще узнаешь историю об одном знаменитом русском кондитере и о том, кто придумал булочки с изюмом.

Дошкольники не могут попасть в настоящий кондитерский цех, поэтому возможность очутиться в нем благодаря видео — это возможность, которую упускать нельзя! Всё это надо видеть своими глазами!

Видео и мультик настолько интересные и веселые, что очень советую всем его посмотреть, даже взрослым — узнаете много нового и получите заряд оптимизма и отличного настроения! Приятного просмотра!

Речевые игры о работе кондитера

Речевое упражнение для развития умения образовывать новые слова от известных слов – «Какая бывает начинка»

Предложите малышу придумать разную начинку для пирожков и булочек. Если у Вас есть игрушечный Карлсон или Винни-Пух или другой игрушечный сладкоежка, то можно предложить ребенку придумать угощения для него.

Итак, начинаем «печь пирожки», т.е. движениями ладошек изображаем, как мы лепим пирожки. При этом напеваем:

Я пеку, пеку, пеку,

Деткам всем по пирожку.

Винни-Пуху подарю,

Пирожками угощу.

Как слепили первый пирожок, начинаем обсуждать его начинку. Вы начинаете, а ребенок заканчивает: «Посмотри, какой у меня пирожок получился – у него начинка из земляники – земляничная. А вот другой. Я туда положила ягоды брусники – в нем начинка брусничная. А у тебя с какой начинкой пирожки получились?»

Предложите малышу: «Давай разных пирожков напечем. Сюда кладем персик, и начинка будет — … делаем паузу, чтобы малыш договорил слово (персиковая), а сюда положим абрикос. Начинка получилась — … (абрикосовая). А еще какую начинку придумаем?»

Ольга Кобякина
Конспект НОД для детей старшей группы «Профессия-пекарь»

Конспект организованной - образовательной деятельности

для детей старшей группы

Тема : «Профессия - пекарь »

Образовательная область : Художественное творчество.

Интеграция образовательных областей : «Познавательное развитие» ,

«Речевое развитие» , «Социально-коммуникативное развитие» ,

«Физическое развитие» , «Художественно-эстетическое развитие» .

Тип : Интегрированное.

Возраст детей : старшая группа (5 – 6 лет)

Формы организованной образовательной деятельности :

познавательная, игровая, коммуникативная, физическая.

Формы организации : подгруппа .

Цель : учить детей лепить из теста кондитерские изделия, украшать их. Закреплять знания детей о профессии пекаря , формировать представление детей о бережном отношении к хлебу.

Задачи :

Образовательные :

Научить детей работать с тестом , раскатывать тесто, вырезать из него фигурки и украшать их.

Повышать уровень знаний детей ; закреплять знания детей о профессии пекаря , о том, что хлеб – богатство нашей страны.

Формировать у детей представление о том , как из муки изготавливают различные кондитерские изделия.

Активизировать словарь за счёт слов : зёрна, колосья, комбайнёр, пшеничная мука.

Развивающие :

Развивать у детей свободное общение , речь, память, внимание, моторику рук.

Продолжать развивать двигательную активность детей в подвижных

играх и физминутке.

Воспитательные :

Воспитывать уважение к хлеборобу, его труду, бережное отношение к

Воспитывать нравственные и духовные качества ребёнка.

Используемые технологии : Игровая, ИКТ, здоровьесбережение.

Предварительная работа :

Беседы о том, что такое хлеб и откуда он берётся, целевая прогулка в хлебный магазин, игры «Каравай» , «Повара» , чтение художественной литературы и пословиц о хлебе.

Материалы и оборудование :

Видеопроектор, экран, мультимедийная презентация к занятию : «Как хлеб на стол пришёл» .

Иллюстрации хлебобулочных изделий.

Тесто для печенья, разделочные доски, скалки, формочки, украшения для печенья, фартуки и колпаки, ростовая игрушка «Бабушка Варварушка» , влажные салфетки, колокольчик.

Ход ООД:

Воспитатель предлагает отгадать загадку о пекаре :

Воспитатель : Ребята я хочу вам загадать загадку. Слушайте внимательно.

Он встаёт, когда вы спите,

И муку просеет в сите,

Докрасна натопит печь,

Чтобы хлеб к утру испечь.

Ответы детей : Пекарь.

Воспитатель : Молодцы ребята и я сегодня буду исполнять роль пекаря. Наша встреча сегодня посвящена профессии пекаря , повара. Я надену

белый халат, фартук и колпак, чтобы не испачкаться. Ведь все повара и пекари должны быть чистыми и опрятными. Как вы думаете, зачем пекарь надевает на себя колпак?

Ответы детей :

Пекарь надевает на себя белый халат, чтобы не испачкаться и быть чистым и опрятным.

А колпак, чтобы в тесто не упали волосы.

Воспитатель : Молодцы ребята!

Все мы каждый день едим белый и чёрный хлеб, многие любят пирожные, торты, сухарики, крендельки. Ребята, а вы любите печенье?

Ответы детей : Да, любим.

Воспитатель : А хотите сами их сделать? Сегодня мы научимся, как правильно делать печенье и узнаем, из чего же оно получается!

Как вы думаете, как же хлеб приходит к нам на стол? Кто его печёт?

Ответы детей : Сначала надо вырастить пшеницу, убрать её, смолоть на мельнице и превратить в муку. Потом пекарь замесит тесто и испечёт печенье или хлеб.

Воспитатель : Умницы ребята! Давайте с вами посмотрим фильм, как же к нам хлебушек на стол пришёл?

Воспитатель предлагает детям посмотреть презентацию о труде людей, которые выращивают пшеницу, а затем пекут хлеб :

«Как хлеб на стол пришёл» .

Воспитатель : Ребята, я расскажу вам историю, как пшеничное зёрнышко проделывает долгий путь, чтобы превратиться в хрустящую и вкусную булочку, а вы внимательно слушайте и смотрите.

Воспитатель показывает презентацию и рассказывает детям рассказ.

СЛАЙД № 1. Однажды пшеничное зёрнышко посадили в землю для того, чтобы потом испечь хлеб.

ЛАЙД № 2. На зёрнышко пролился тёплый дождик, яркое солнышко его обогрело, зёрнышко проросло и заколосилось.

СЛАЙД № 3. В колоске зёрнышек много.

СЛАЙД № 4. За колоском ухаживали люди, защищали его от вредных насекомых, ветра, града.

СЛАЙД № 5. Пришло время убирать колоски.

СЛАЙД № 6. На поле выехали комбайнёры. Бережно убрали хлеб. Шофёры отвезли хлеб на мельницу.

СЛАЙД № 7. На мельнице мельник смолол из зерна пшеничную муку.

СЛАЙД № 8. Пекарь из этой муки замесил мягкое тесто и испёк вкусный с хрустящей корочкой хлеб.

СЛАЙД № 9.

Беседа после просмотра презентации.

Воспитатель : Что нужно для роста растениям?

Ответы детей : Для роста, растениям нужен свет и тепло.

Воспитатель : Кто ухаживал за колосками, и кто выехал на поле убирать колоски?

Ответы детей : За колосками ухаживали люди, а убирали колоски комбайнёры.

Воспитатель : Кто отвёз зерно на мельницу, и кто смолол муку?

Ответы детей : На мельницу зерно отвезли шофера, а муку смолол мельник.

Воспитатель : Кто испёк хлеб?

Ответы детей : Хлеб испёк пекарь.

Воспитатель : Видите ребята, сколько в хлебе труда многих людей.

Нужно с уважением относиться к труду пекаря, мельника, комбайнёра, шофёра и бережно относиться к хлебу.

Воспитатель : Ребята, а что-то к нам давно не приходила Бабушка Варварушка? Ведь она так любит плюшечки, печенья. Мы бы с удовольствием угостили её!

Под музыку в зал заходит бабушка Варварушка.

Б. Варварушка : Здравствуйте ребятки! Кажется, вы говорили о плюшечках да о печенье? Как я люблю такие угощения с чайком.

Воспитатель : Очень хорошо, что ты пришла к нам в гости. Мы как раз с ребятами сегодня будем печь печенье!

Б. Варварушка : А давайте я вам помогу. Мы вместе сделаем печенье и украсим его. Я принесла специальное украшение для печенья.

Воспитатель :

А у нас сегодня в группе

Будет новая игра :

Все девчонки – поварихи,

Все мальчишки – повара!

Воспитатель предлагает бабушке Варварушке и детям поиграть в поваров, надеть фартуки и колпаки.

Физминутка : «Месим тесто»

Тесто мы месили, мы пирог лепили (сжимаем кисти рук)

Нас тщательно всё промесить попросили,

Шлёп, шлёп, шлёп, шлёп (ладошки лепят)

Слепим мы большой пирог! (разводим руки)

Воспитатель : Ну вот, пальчики потренировали, они стали крепкими, умелыми. А теперь будем печь печенье.

Воспитатель показывает тесто, обращает внимание на то, что оно белое, мягкое (можно раскатывать скалкой) .

Воспитатель : Кто приготовил это тесто?

Ответы детей : Тесто приготовил пекарь.

Воспитатель : А из чего оно приготовлено я вам сейчас расскажу, и

Покажу, как мы будем делать печенье.

Воспитатель объясняет и показывает процесс изготовления печенья : (раскатывание кусочка теста скалкой, выдавливание формочкой

различных фигурок, выкладывание готового печенья на лист и его украшение).

Под музыку дети делают печенье, готовые изделия выкладываются на противень. Бабушка Варварушка помогает детям.

После выполненной работы дети протирают руки влажными салфетками.

Воспитатель просит ребят рассказать о том, как работали, что нового

узнали, где это им пригодится? Что больше всего понравилось?

Воспитатель : Ребята, понравилось вам работать с тестом? А что больше всего понравилось?

Ответы детей : Да. Нам понравилось делать разные фигурки из теста.

Воспитатель : Ребята, а где это может вам пригодиться?

Ответы детей : Мы можем помогать маме на кухне делать печенье.

Воспитатель : Ну, что же ребята, хорошо мы сегодня потрудились! Обещаете бережно относиться к хлебу?

«Ешь пироги, да хлеб вперёд береги!»

Б. Варварушка : Да, «Хочешь, есть калачи – не лежи на печи!»

Воспитатель : Я отнесу печенье на кухню и поставлю его в печь.

Пока печенье печётся, можно поиграть в знакомые народные игры.

Б. Варварушка : Я очень люблю игры.

Проводится русская народная игра «Бубенцы»

Дети встают в круг. На середину выходят двое – один с бубенцом или колокольчиком, другой с завязанными глазами. Все поют.

Трынцы – брынцы, бубенцы,

Раззвонились удальцы :

Диги – диги – диги дон,

Отгадай, откуда звон!

После этих слов «Жмурка» ловит увёртывающегося игрока.

После игры воспитатель приносит печенье и угощает детей и

Бабушку Варварушку.

Воспитатель : Ребята, пока мы играли, наше печенье испеклось. Угощайтесь.

Дети угощаются печеньем и не забывают угостить бабушку Варварушку.

Б. Варварушка : Ой, ребятки, какое вкусное печенье у нас получилось и красивое какое, душистое. Спасибо вам за угощенье. Но мне пора домой. Пока, до новых встреч. Уходит.

Воспитатель : Ребята, я довольна вашей работой сегодня. У вас замечательное печенье получилось. Я надеюсь, что это вам, когда ни будь пригодится. А сейчас пойдёмте на прогулку.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!