Все что нужно знать о груди

Дидактическая игра придумай предложение цель. Игра «Составь предложение из слов

«Составь предложение»

Дидактическая игра

Пояснительная записка

Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие. Поэтому так важно заботиться о своевременном формировании речи детей, о ее чистоте и правильности, предупреждая и исправляя различные нарушения.

Независимо от возраста детей необходимо обращать внимание на комплексное формирование разных сторон речевой деятельности, в том числе и грамматического строя. Игровые упражнения и дидактические игры с грамматическим содержанием, очень важны для выработки и закрепления грамматических навыков и умений.

Игра «Составь предложение» поможет детям овладеть правилами согласования, управления и примыкания слов в предложении, воспитать критическое отношение к своей и чужой речи, желание говорить правильно.

Данная дидактическая игра может быть использована как часть речевого занятия с детьми старшего дошкольного возраста, а также для индивидуальной работы педагогов и родителей с дошкольниками.

Цель игры

формирование грамматического строя речи старших дошкольников.

Задачи

  • дифференцировать понятия «предложение» и «слово»,
  • развивать умение образовывать предложения из слов,
  • закреплять умение определять количество слов в предложении, их последовательность,
  • упражнять в согласовании прилагательного с существительным, существительного и числительного, глагола с существительным,
  • обогащать речь детей через систематическое и последовательное знакомство с окружающим миром,
  • воспитывать желание говорить правильно.

Описание игры

В основе игры «Составь предложение» - обклеенные старые кубики, на гранях которых наклеены картинки.

  1. Кубики с изображениями картинок-предметов по различным темам (игрушки, домашние животные, дикие животные, птицы, овощи и т.д.)
  2. Кубик, на грани которого нанесены картинки с изображениями действий (стоит, лежит, идет, сидит, бежит, летит).
  3. Кубик, на грани которого нанесены картинки с изображениями точек-кружочков от 1 до 6.
  4. Кубик, на грани которого нанесены картинки с изображениями цифр.
  5. Кубик, на грани которого нанесены картинки с изображениями геометрических фигур.
  6. Кубик с разноцветными гранями.

Правила игры

  • в игре принимают участие разное количество детей;
  • с детьми игру проводит взрослый - ведущий, после объяснения правил, дети могут играть самостоятельно;
  • количество игровых заданий можно регулировать в зависимости от возраста и восприятия детей;
  • продолжительность игры зависит от интереса и особенностей детей, но не превышать 20 - 30 минут.

Варианты игры

В-1. Соединяем в игре два кубика – предмет и действие. Объединяем в словосочетание выпавшие картинки: «Что это? Что делает?», заодно уточняем у ребенка, бывает ли такое.

Например, выпало две картинки – на одном кубике собака, на другом - летит. Составили предложение - «Собака летит». Такое бывает или нет? Собака летит по воздуху - такое бывает или не бывает? Собака летит по лесу - такое бывает или не бывает? Когда можно сказать, что собака летит? (если она быстро бежит). А как по-другому можно сказать - собака что делает: летит как стрела, быстро летит, мчится, летит как пуля». Так мы можем познакомить ребенка с прямым и переносным смыслом слова. Не забываем уточнять: «Бывает - не бывает?», «Когда это бывает?»

В-2. Соединяем в игре два кубика – предмет и количество (кубик, на гранях которого точки-кружочки от 1 до 6). Бросаем два кубика – с предметом и с точками: «Что это? Сколько?». Учим малыша согласовывать числительное и существительное: две матреш ки , но шесть матреш ек . Один мя ч , два мяч а , пять мяч ей . Не забываем уточнять: «Бывает - не бывает?», «Когда это бывает?»

Можно также сделать кубик с цифрами и предложить ребенку заменить кубик с точками на кубик с цифрами.

В-3. Соединяем в игре два кубика – предмет и геометрическая фигура. Бросаем два кубика – с предметом и геометрическими фигурами: «Что это? Какой? Какая?». (КруглЫЕ часы, круглАЯ луна, круглЫЙ стол, круглОЕ блюдце). Не забываем уточнять: «Бывает - не бывает?», «Когда это бывает?»

В-4. Соединяем в игре два кубика – предмет и цвет. Бросаем два кубика – с предметом и цветами: «Что это? Какой? Какая?». (краснЫЙ мяч, краснАЯ матрешка, краснОЕ яблоко, краснЫЕ помидоры, краснЫЙ нос). Не забываем уточнять: «Бывает - не бывает?», «Когда это бывает?»

В-5. Соединяем в игре два кубика – фигура и цвет. Бросаем два кубика – с фигурой и цветами: «Какая это фигура? Какой? Какая?» (красный треугольник, синий круг, зеленый квадрат).

В-6. Соединяем в игре два кубика – фигура и количество. Бросаем два кубика – с фигурой и точками (цифрами): «Какая это фигура? Сколько?» (два треугольника, один круг, четыре квадрата).

В-7. Знакомим с интонацией в игре. Если «не бывает» - знакомим с вопросительной интонацией, затем можно поиграть и с восклицательной: «Красный банан?» (вопросительно), «Красный банан!» (восклицательное предложение, удивленно, восхищенно, изумленно).

Сочетаем три признака и три кубика

В-8. Предмет + количество + форма

В-9. Предмет + цвет + форма

В-10. Форма + цвет + количество


«ПИКТОГРАММЫ»

Цель: учить кодировать слова и фразы в абстрактном рисунке; практиковать в составлении предложений с заданными словами; .

Материал: лист, разделённый на 9 пронумерованных квадратов, мяч, карандаши.

Ход занятия

Игра «Закончи предложение» (в кругу с мячом).

Нужно закончить предложения, используя союз «чтобы»:

Дети сели в лодку, чтобы…

Мама надела нарядное платье, чтобы…

Петя закрыл лицо руками, чтобы…

Вова взял собаку на поводок, чтобы…

Рабочие привезли кирпич, чтобы…

Папа купил цветы, чтобы…

Девочка открыла окно, чтобы…

Водитель открыл багажник автомобиля, чтобы…

Дедушка поставил в огороде пугало, чтобы…

Игра «Прячем слова».

Инструкция педагога: «Я вам буду говорить слова, а вы спрячьте их в рисунок так, чтобы потом их можно было найти. Постарайтесь сделать рисунки побыстрее, т.к. мы будем прятать много слов. Не нужно, чтобы рисунки были очень хорошими. Надо только, чтобы они помогали вам найти те слова, которые я буду говорить».

Примерные слова и словосочетания для кодирования: грузовик, умная кошка, тёмный лес, день, весёлая игра, мороз, снегопад, интересная сказка, сильный человек.

Игра «Ищем слова».

Вспомнить, какое слово зашифровано в заданном квадрате.

Игра «Составь предложение».

Составить предложение, используя слова из заданных квадратов.

В заключение через 1-1,5 часа дети воспроизводят слова, спрятанные в рисунках. Вспоминают составленные предложения.

Занятие № 17.

«ПРОФЕССИИ»

Цель: упражнять детей в образовании существительных, обозначающих профессии при помощи суффиксов -щик-, -тель-, -ист-; развивать детское речетворчество; совершенствовать связную речь.

Материал: предметные картинки по теме «Профессии», мяч.

Ход занятия

Игра-беседа «Кем я буду и каким?»

Примерные вопросы:

Зачем человеку нужна профессия?

Сколько профессий может освоить человек?

Какая профессия самая лучшая? Почему?

Кем вы станете, когда вырастете?

От чего зависит название профессии?

Игра «Назови профессию» (с предметными картинками по теме профессий).

Образовать название профессии, используя примерные слова и словосочетания для кодирования:

Строит - строитель, учит - …?, водит - …? И т.д.

На пианино играет пианист, а на баяне - …? И т.д.

Управляет трактором тракторист, а танком - …? И т.д.

Как называется человек, который ремонтирует часы? А кто управляет подъёмным краном? Кто стеклит окна? (Часовщик, крановщик, стекольщик.)

Динамическая пауза.

Работа со скороговоркой:

«Часовщик прищурив глаз чинит часики для нас».

Имитация движений людей разных профессий.

Чтение отрывка стихотворения А. Шибаева «Разные профессии» (в кругу с мячом):

Поезд водит… (машинист).

Пашет поле… (тракторист).

В школе учит нас… (учитель).

Строит здания… (строитель).

Часы починит… (часовщик).

Погрузит краном… (крановщик).

В жаркой кузнице… (кузнец).

Кто всех знает - молодец!

В заключение проводится игра-лото «Кем быть?» или «Кто что делает?»

Занятие № 18.

«СОСТАВЛЯЕМ ПРЕДЛОЖЕНИЯ»

Цель: закрепить знания детей о предложении; познакомить со словесным составом предложения, его схематическим обозначением; .

Материал: полоски бумаги, мяч, схемы предложений по сюжетной картинке «Петя на горке».

Ход занятия

Педагог напоминает детям, что они понимают друг друга, потому что выражают свои мысли при помощи слов. Слова, связанные между собой по смыслу, произносятся одно за другим, по цепочке и образуют предложение. Предложения могут быть короткими, т.е. состоять из одного или двух слов. (Дождь. Дождь идёт.) А могут быть длинными. (Всю ночь шёл холодный проливной дождь.)

Игра «Бесконечное предложение» (работа со схемами предложений по сюжетной картинке).

Добавляя новые слова, детям нужно составить предложения по схемам.

Игра «Живые слова» (на речевом материале игры «Бесконечное предложение).

Показать, что слова в предложении стоят в определённой последовательности. От места их расположения зависит смысл предложения.

Игра «Путаница» (в кругу с мячом).

Предлагается самостоятельно составить предложения из заданных слов:

Огород, горох, на, вырос.

Бахча, арбузы, спеют, на.

Роща, вороны, в, каркают.

Рома, карман, у, на, оторвался, куртка.

Рая, парта, за, сидеть.

Ира, марка, конверт, на, наклеивает.

Овраг, крапива, расти, много, в.

Крот, ворота, роет, у, земля.

Акробат, выступать, цирк, на, арена.

Мама, кроссовки, Рома, купила, новые.

Занятие № 19.

«КТО ЭТО? ЧТО ЭТО?»

Цель: учить различать одушевлённые и неодушевлённые предметы; упражнять в постановке вопросов «Кто это?», «Что это?»; упражнять в подборе предметов к действию с опорой на вопрос.

Материал: предметные картинки с одушевлёнными и неодушевлёнными предметами, мяч, силуэтные картинки, парные картинки (лодка - рыба, самолёт - птица, дождь идёт - человек идёт), карандаши.

Ход занятия

Игра «Чей силуэт?» (с силуэтными картинками).

Педагог показывает силуэтные картинки и спрашивает, кто или что изображено на них. Обращает внимание на то, что к предметам ставятся разные вопросы. Объясняет почему.

Игра «Живое-неживое» (с предметными картинками).

Определить, одушевлённый или неодушевлённый предмет, правильно поставить вопрос.

Перед детьми выставляются парные картинки, на которых одушевлённые и неодушевлённые предметы выполняют одно и то же действие.

Динамическая пауза.

Игра «Летает - не летает».

Игра «Кто или что?» (в кругу с мячом).

Правильно подобрать предмет к действию, ориентируясь на вопрос.

Например: «Кто летает?» (Утка, бабочка, стрекоза.) «Что летает?» (Самолёт, снежинка, листик.)

Занятие № 20.

«СЛОВА-АНТОНИМЫ»

Цель: активизировать словарный запас путём использования антонимов; упражнять в употреблении антонимов связной речи; , воображение.

Материал: предметные картинки, мяч, индивидуальные карточки с грамматическим заданием.

Ход занятия

Педагог предлагает детям сделать всё наоборот. Рассказывает вместе с ними стихотворение Д. Чиарди «Слова»:

Нам с тобой

Пришёл черёд

Сыграть в игру

«Наоборот».

Скажу я слово

А ты ответишь:

Скажу я слово

А ты ответишь:

Скажу я слово

А ты ответишь:

Скажу я слово

И скажешь ты:

Скажу тебе

Ответишь ты:

(храбрец).

Ну, отвечай:

Игра «Наоборот».

Подобрать антонимы к словам:

Покупать - …,

Помнить - …,

Храбрость - …,

Высокий - …,

Знаменитый - …,

Гладкий - …,

Молодой - …,

Мягкий - …,

Грязно - … .

Подобрать двойной антоним к сочетанию слов:

Слабый мороз - … …,

Трусливый богач - … …,

Тихий плач - … …,

Узкий выезд - … …,

Светлый верх - … …,

Тёмное прошлое - … …,

Радостная встреча - … …,

Добрый друг - … …,

Отдать много - … ….

Игра «Перевёртыши».

Проанализировать каждую строчку стихотворения и сказать наоборот.

Мухи съели паука.

Рыбы ловят рыбака.

На телегу села лошадь,

Погоняя ездока.

Ехала деревня мимо мужика,

Глядь - из-под собаки

лают ворота.

Лошадь ела кашу, а мужик - овёс,

Лошадь села в сани, а мужик повёз.

Физкультминутка.

Дети анализируют инструкцию и делают всё наоборот.

Ковру стать на детей.

Опустить руки вниз.

Поднять руки вверх.

Открыть глаза, закрыть глаза.

Не стучать ногами.

Не хлопать в ладоши.

Не прыгать на ковре.

Стульчикам сесть на детей.

Игра в паре «Задом наперёд».

Детям необходимо придумать две истории по картинкам, расположенным в прямом и обратном порядке, при этом рассказ второго ребёнка должен быть обратным первому, а не его повторением или продолжением.

Примерные пары предметных картинок:

гриб маленький - гриб большой;

мальчик едет на велосипеде - мальчик несёт на себе сломанный велосипед и т.д.

В заключение дети выполняют графическое задание на индивидуальных листах - соединяют линиями предметы с противоположными свойствами, раскрашивают их.

Светлана Курицына
Дидактическая игра «Составь предложение»

Цель : Развитие лексико-грамматических средств языка.

Задачи :

Обогащение словарного запаса детей,

Обучение подбору однородных членов предложения (подлежащих, сказуемых, определений и т . д.) Например : снег- пушистый, искрящийся, мягкий, сверкающий…

Учить подбирать объект к названию действия. Например : кататься- коньки, лыжи, санки, ледянки…

Учить составлять простые предложения по модели : «Кто? Что делает?»

Учить расширять объём предложения за счёт введения однородных подлежащих, сказуемых, определений , дополнений и т. п. Например : Таня катается. Таня и Вова катаются; Таня взяла санки. Таня взяла санки и ледянку.

Учить составлять предложения с предлогами «на» , «в» , «под» , «от» , «с/со» , «потому что» , «чтобы» , «из-за» , «из-под» , «над» , «между» .

Закреплять навыки построения различных типов предложения :

Описание игры :

игра состоит из четырёх этапов :

1). Обогащение словарного запаса по теме (подготовительный этап)

2). Совершенствование грамматического строя речи (подготовительный этап)

3). Знакомство с условными обозначениями (ознакомительно-подготовительный этап,

4). Составление предложений (основной этап) :

По предложенным картинкам

(«На картинки посмотри, предложение сочини ,

С пропущенными картинками

(«Предложение почини , пропавшие слова верни!» ,

С заданным началом

(,

Без опорных картинок по заданию и самостоятельно,

С элементами фантазии

(«Предложение сочини , фантазёрством удиви!» , «Весёлые фантазёры» ).

Для игры предусмотрено два игровых поля .

Первое, для словарной работы 7х7.

Второе, для грамматической работы 4х9.

Плакат с условными обозначениями.

Полоса с десятью кармашками, для составления предложений .

Опорные картинки-карточки (точно такие, как на плакате с условными обозначениями) .

Картинки с изображениями по теме «Зимние забавы» (снег, сосулька, дед Мороз, ель, зима, лыжи, коньки, лёд, санки) .

1). Итак, первый подготовительный этап – словарная работа, обогащение словарного запаса.

Игровое поле представляет собой таблицу из 49 клеток, т. е. 7х7. На первый прямоугольник таблицы будет выставляться предъявляемое изображение (одно из девяти : снег, сосулька, дед Мороз, ель, зима, лыжи, коньки, лёд, санки).

На игровое поле по обогащению словарного запаса ведущий (логопед или воспитатель) выставляет картинку с изображением. Далее ведущий предлагает называть слова - признаки, которые можно отнести к выставленному изображению. Для детей это задание формулируется так :

Назовите по очереди все слова, которые опишут нам, КАКОЙ предмет изображён .

Например : лыжи. КАКИЕ? – быстрые, длинные, деревянные…

Дети по очереди называют слова-признаки и выкладывают на игровое поле свою карточку. Если игрок затрудняется подобрать признак, то по указанию ведущего, либо ход переходит к другому игроку, либо ведущий помогает игроку подобрать признак предмета , задавая наводящие вопросы. Всё зависит от особенностей детей-игроков и от преследуемых воспитателем-логопедом целей. Когда названы все признаки, изображённого объекта, ведущий выдаёт следующее задание.

Назовите по очереди, что может ДЕЛАТЬ то, что изображено на картинке или, что можно делать с тем, что изображено на картинке.

Дети, называя слова-действия по очереди, выкладывают свои карточки на игровое поле. Например : снег. Что делает? – падает, ложится, укрывает…Ведущий, при затруднении игроков, либо помогает подобрать слова-действия наводящими вопросами, либо предоставляет право хода следующему игроку, в зависимости от особенностей игроков, преследуемых целей. После того, как все слова-действия названы, ведущий выдаёт следующее задание.

Назовите по очереди слова, которые относятся к данному изображению, и про которые можно сказать КТО? или ЧТО? Например : ель – иголки, лапы, ствол, шишки…Ведущий регулирует словарную работу детей в соответствии с двумя предыдущими этапами .

После того, как подобраны слова-названия признаков, слова-названия действий, слова-названия предметов , подсчитываем карточки каждого участника. У кого карточек больше, тот победил на этом этапе. Можно выделить 1,2 и 3 место.

В игре подобраны следующие изображения :

Сосулька,

Дед Мороз,

и приведены слова-признаки, слова-действия и слова-предметы . Когда дети только начинают осваивать игру, то игровое поле будет заполнено порой меньше, чем наполовину. Впоследствии возможна даже такая ситуация, что не хватит клеток на игровом поле в процессе игры (при такой ситуации игрок продолжает игру с первой клетки игрового поля) . В этом случае следует обратить внимание детей на то, как хорошо они поработали, заложили в свою головку много новых слов.

2). После этапа «обогащение словарного запаса» переходим к этапу «совершенствование грамматического строя речи» .

На игровое поле по грамматическому строю, игроки по очереди выкладывают свои карточки, проговаривая изменённое слово, предъявленное ведущим .

Игровое поле по совершенствованию грамматического строя речи состоит из четырёх столбцов :

-«Назови ласково» - образование существительных суффиксальным способом, уменьшительно-ласкательные суффиксы,

-«Один - много» - образование множественного числа имён существительных,

- «Один, два, три, четыре, пять» - согласование числительных,

- «Есть - нет» - образование родительного падежа имён существительных.

Строк в таблице по совершенствованию грамматического строя девять, по числу рассматриваемых в игре слов (см. выше) . Сверху игрового поля свободный квадратик для карточки с изображением предмета , название которого игроки будут изменять.

Игроки по очереди изменяют, предложенные ведущим слова , выкладывая свои карточки на игровом поле при правильном ответе. Если игрок допускает ошибку, то ведущий может передать право хода следующему игроку или помочь исправить ошибку. По окончании игры подсчитываются карточки игроков, и подводятся итоги.

В игровых упражнениях дети обучаются :

Образованию форм родительного падежа множественного числа;

Преобразованию единственного числа имен существительных во множественное число;

предложно -падежному управлению;

Согласованию прилагательных с существительными;

Согласованию имен существительных с числительными;

Образование уменьшительной формы имен существительных;

Образованию прилагательных от существительных;

Образованию однокоренных слов (Какие слова можно образовать от слова «снег» (снежный, снеговик, снежок, «зима» (зимний, зимовать, зимовье, позёмка) ;

3). На следующем этапе знакомим игроков с условными обозначениями, которые будут нами использованы при составлении предложений . Это можно организовать тоже в виде игры.

Предложить детям поиграть в разведчиков и зашифровать слово. Каждый на листочке пытается изобразить условным значком то слово, которое называет ведущий. Затем сравниваем то, что нарисовал ребёнок, с изображениями на плакате и договариваемся об условных обозначениях в игре, которые будем использовать при конструировании предложения .

Только после того, как проведена вся подготовительная работа по обогащению словарного запаса, совершенствованию грамматического строя речи и выбора условных обозначений для слов переходим к составлению предложений . А подготовительная работа может быть продолжительной, длиться не один и не два дня, а порой недели в рамках лексической темы.

Всегда плакат с условными обозначениями у детей перед глазами. Например, на доске. На доске также расположены кармашки для вкладывания картинок при конструировании предложения .

Составление предложений (основной этап) :

По предложенным картинкам

(«На картинки посмотри, предложение сочини ).

Ведущий сам вкладывает в кармашки картинки, предъявляя участникам игры задание составить предложение . Кто хорошо справляется с заданием, получает карточки, которые были разыграны в самом начале игры. Для объективного подведения итогов игры.

С пропущенными картинками

(«Предложение почини , пропавшие слова верни!» ).

Ведущий вкладывает в кармашки картинки, таким образом, чтобы можно было составить предложение , причём оставляет пустым сначала один кармашек, затем два и т. д., с тем, чтобы игроки восстановили предложение . За правильное и быстрое выполнение задания выдаются карточки. Ведущий может направлять, помогать игрокам наводящими вопросами или передавать ход другому игроку.

С заданным началом

(«Кто придумает конец, тот и будет молодец!» ).

Ведущий вкладывает в кармашки картинки, позволяющие начать составлять предложение , а продолжает предложение игрок-ребёнок , который за быстрое и правильное составление предложения зарабатывает карточки. Дети по очереди предлагают свои варианты предложений .

Без опорных картинок по заданию и самостоятельно

(«Предложение сочини , в карман картинку положи!» ).

Ведущий предлагает игрокам самостоятельно составить предложение , например

Из двух слов,

Из трёх слов…

С заданным словом,

С заданными словами,

По заданной теме и т. д.

Дети-игроки зарабатывают карточки, при подсчёте которых в конце игры подводится итог, и выделяются игроки-победители.

С элементами фантазии

(«Предложение сочини , фантазёрством удиви!» , «Весёлые фантазёры» ). Это этап самого высокого уровня сложности, где дети проявляют фантазию, активно пользуются воображением. За выполнение этого задания предлагаем выдавать по 2 карточки.

Например : Дети катались с на шоколадных лыжах.

Шёл пушистый снег из сладкой ваты, который дети сразу же съедали.

Первые два этапа подготовительные, третий – ознакомительно-подготовительный, четвёртый - основной.

В конце работы на каждом этапе ведущий с игроками подводят итоги работы, обсуждают, что удалось хорошо, над, чем ещё предстоит поработать , выделяют лидеров.

Главная особенность игры, что можно при составлении предложений оставлять некоторые кармашки пустыми, если нет условного обозначения этого слова на плакате, лишь проговаривать отсутствующее на модели слово, тем самым давая возможность ребёнку самостоятельно, творчески подходить к выполнению задания.

Необходимо учить детей согласовывать слова в предложениях (задания типа «Составь предложение с заданным словом » , «Расширь предложение » ).

При выполнении этих заданий необходимо обратить внимание на умение ребенка образовывать слова разных форм, выделять вспомогательные слова, правильно согласовывать слова в сложных грамматических конструкциях, умение составлять простые и сложные предложения .

При выполнении всех игровых заданий необходимо обратить внимание на умение ребенка самостоятельно, последовательно, обстоятельно составлять , конструировать предложения ; создавать интересный сюжет в предложении с наличием однородных членов предложения , соблюдать логическую последовательность.

Ребенку или детям, если работа проводится с группой ребят, предлагается три слова, не связанные между собой по смыслу, например «озеро», «карандаш», «медведь». Дается задание: составь как можно больше предложений, которые бы обязательно включали все эти три слова (можно менять число и падеж этих слов, а также использовать другие слова). Надо предупредить ребят, что время выполнения задания ограничено - 10 минут при групповом занятии и 15-20 минут при индивидуальной форме занятия.

Ответы ребят могут быть банальными: «Медведь уронил в озеро карандаш», а могут быть и сложными, с введением новых объектов: «Мальчик взял карандаш и нарисовал медведя, который ловил рыбу в озере». Ответы могут быть и по-настоящему творческими, интересными: «Мальчик, тонкий, как карандаш, стоял возле озера, которое ревело, как медведь».

Эта игра развивает способность устанавливать связи между предметами и явлениями, творчески мыслить, создавать новые целостные образы из разрозненных предметов.

Если ребенок работает индивидуально, то кто-то из родителей тоже должен придумать предложения из данных слов и показать ребенку, какие еще могут быть связи между этими предметами. При групповой форме работы важно выслушать все придуманные ребятами предложения. Следует обязательно поощрить ребят, придумавших самые оригинальные предложения. Но еще более важным является развернутое обоснование, почему именно тот или иной ответ нравится или не нравится, интересен или нет.

    река, ручка, собака;

    дерево, тигр, человек;

    мост, человек, тетрадь и др.

Игра «Поиск общих свойств»

Детям предлагаются два слова, мало связанные между собой.

Например: блюдо и лодка, карандаш и уголь, мел и мука, матрешка и конструктор, консервная банка и чашка и т. д.

За 10 минут ребенок должен написать как можно больше общих признаков для этих предметов. Если родители занимаются с ребенком индивидуально, то это задание должны выполнить и они, чтобы затем вместе с ребенком обсудить результаты, т.е. общие свойства пары предметов, которые они нашли.

Ответы могут быть стандартными: в примере «блюдо и лодка» могут быть названы такие общие свойства, как «сделаны человеком», «имеют глубину», но очень важно найти как можно больше и таких признаков. Особенно ценными являются необычные ответы, позволяющие увидеть предложенные слова в совершенно новом свете.

При групповой работе очень важно выслушать вcе ответы ребят. В игре побеждает тот из учащихся, у кого список общих признаков больше, длиннее. При обсуждении с детьми названных признаков следует обратить внимание на характеристику этих признаков, насколько они существенны или являются несущественными для данных предметов, т.е. - второстепенными. Эта работа необходима для того, чтобы дети научились вскрывать связи между предметами, а также предельно четко усвоили, что такое существенные и несущественные признаки предметов.

Игры – тренинги для младших школьников.

Кто во что горазд

Эта игра предназначена для детей младшего школьного возраста. Она научит серьезно и ответственно относиться к роли лидера.

Всем предлагается приказать ведущему что-нибудь сделать. После того как все приказания произнесены вслух, игрокам сообщают правила игры. Они заключаются в том, что каждый играющий сам должен выполнить свое приказание. Если ребенок, придумывая задание, не позаботился о том, легко ли его выполнить, в следующий раз он будет серьезнее.

«Мы пойдем гулять»

Игра, предназначенная для дошкольников и младших школьников, научит ребят убеждать других, а не навязывать собственное мнение.

Ведущий говорит: «Мы идем гулять в лес. Пусть каждый скажет своему соседу справа, что ему нужно взять с собой, и объяснит, почему именно эта вещь понадобится на лесной прогулке».

Когда играющие по очереди поговорят с соседом, ведущий объявляет, кого он возьмет на прогулку, а кого нет. Делает он это так: если играющий просто сообщает соседу, что нужно взять, но не может подробно объяснить причину, его на прогулку не берут.

Если же играющий старается убедить соседа в необходимости захватить тот или иной предмет и придумывает невероятные причины, приводит различные доводы, его непременно надо взять.

Лучше, если в то время, когда двое разговаривают, остальные будут их слушать и делать для себя выводы. Тогда тем, кого не взяли на прогулку, легче впоследствии исправиться.

«Военные действия»

Игра рассчитана на детей младшего школьного возраста.

Ребята делятся на две команды. В каждой должен быть «полководец», остальные – «воины». «Полководец» разрабатывает план «военных действий», а остальные должны ему подчиняться. Задача «полководца» – постараться так организовать свое «воинство», чтобы все члены команды четко выполняли его приказания. Он должен придумывать различные способы «нападения» на другую команду, достаточно интересные, и саму игру организовать весело и увлекательно. Если «полководец» не может повести за собой «воинов», его немедленно переизбирают. Обладателем лучших лидерских качеств в конце игры можно признать того «полководца», чья команда победила.

«Капитан»

Игра для детей младшего школьного возраста.

В начале игры выбирается ведущий – «капитан». Остальные игроки делятся на две команды. Первая команда – «матросы», а вторая – «пираты». «Капитан» отдает различные приказания, а «матросы» должны их выполнять, но только в том случае, если приказания четкие и ясные. Когда на «матросов» нападают «пираты», «капитан» должен продумать план «боя». В конце игры каждый из игроков дает свою оценку действиям «капитана» по пятибалльной системе.

Игра продолжается, но уже с другим «капитаном». Когда каждый попробует себя в роли «капитана», подводятся итоги. Победителем станет участник, набравший больше очков.

«На обидчивых воду возят»

Игроки делятся на две команды. Члены первой будут «обидчивыми», а участники второй команды, наоборот, будут пытаться переубедить «обидчивых». Сначала выступает первая команда. Ее члены могут разыграть сценку или рассказать историю из собственной жизни – относительно того, как их кто-то когда-то сильно обидел. Или можно рассказать, как сам игрок невольно или специально обидел кого-то.

Члены второй команды должны внимательно прослушать рассказ или посмотреть «сценку» – театрализованное представление. После этого они должны подробно обсудить обрисованную ситуацию и сказать свое мнение. Они могут сказать, почему нельзя было обижаться в данном случае. Или наоборот, можно сказать, какие меры нужно было принять.

Ведущий внимательно наблюдает за игрой и действиями всех ребят. Затем наиболее убедительные и активные игроки второй команды получают заработанные очки. Потом команды меняются ролями. Члены второй команды становятся «обидчивыми», а первая команда, наоборот, пытается их переубедить. Игра продолжается. В конце ведущий подводит итоги.

Победителями считаются те, кто получил больше очков. Именно эти ребята могут считать себя самыми сознательными и сдержанными в проявлении различных эмоций, в том числе и обиды.

Поиск «клада»

Для детей младшего школьного возраста.

Ведущий берет какую-то маленькую вещь и прячет ее в комнате. Все игроки, кроме одного, должны знать, куда он спрятал этот предмет. Смысл игры – один из ребят находится в неведении относительно местонахождения предмета. Его задача – отыскать эту вещь.

Когда он приступает к поискам, ведущий и остальные игроки начинают намеками и подсказками говорить ему, где находится предмет. Ищущий по ходу поисков обязательно проявит какие-то эмоции, например нетерпение, радость, обиду и т. д. Задача ведущего – следить за этими эмоциями, а потом оценить по балльной системе. Чем меньше эмоций проявил игрок, тем больше баллов он получит. И, соответственно, наоборот, чем более эмоционален был играющий, тем меньше баллов он получает.

Чтобы у игрока было больше поводов проявить свои эмоции, можно сначала намеками отправить его в поиск в одном направлении, а когда поиск затянется – дать ему понять, что направление выбрано неверно. Соответственно, игрок рано или поздно проявит раздражение, злость или обиду на тех, кто так долго «водит его за нос». Это и будет своеобразной проверкой его умения сдерживать свои эмоции.

Такую «проверку» должен пройти каждый игрок. Разумеется, предмет, который следует найти, нужно каждый раз прятать в разные места. Игра продвигается точно таким же образом: один ищет спрятанный предмет, а другие дают ему направления. Каждый в результате игры набирает определенное количество очков. В конце игры подводятся итоги. Победителем становится тот, у кого очков больше.

Сюрприз

Для детей младшего школьного возраста.

К игре желательно подготовиться заранее: сделать небольшие подарки-сюрпризы, завернуть их в красивую обертку. Вложите, например, несколько коробочек одна в другую, наподобие матрешки, и красиво заверните.

Ведущий вызывает кого-то из играющих и торжественно вручает ему подарок. Игрок начинает развертывать этот подарок, а ведущий заинтересовывает его, говоря: «Твой подарок – чудесная вещь… Это игрушка, изготовленная в далекой теплой стране, она пользуется большой популярностью во всем мире…». На самом деле игрушка может быть простой свистулькой или еще какой-то мелочью. Важно смотреть на реакцию участника игры, пока он будет разворачивать подарок.

Если игрок не выразит своих эмоций, спокойно справится с заданием и развернет игрушку, его сдержанность можно отметить довольно-таки высоко.

На всех этапах важно следить за эмоциями игроков, особенно после того, как они увидят игрушку. Таким образом проходит «испытание» ребят. В конце игры подводятся итоги. Побеждают те, кто наберет больше очков.

Игру можно разнообразить и таким образом: каждый игрок должен развертывать свой подарок неторопливо, так, чтобы не повредить упаковку и оберточную бумагу. В этом также проявляется умение сдерживать свои эмоции. Нетерпеливый игрок будет стараться как можно быстрее увидеть сюрприз, поэтому он не проявит аккуратности и осторожности.

«Таланты и поклонники»

Для детей младшего школьного возраста.

Дети могут комплексовать по самым различным поводам. Например, они не умеют рисовать. Задача игры – помочь избавиться от комплекса.

Ведущий по очереди предлагает ребятам что-то нарисовать. Через некоторое время рисунки выносятся на всеобщее обсуждение. Каждый изображает то, что он умеет. Если участник игры умеет хорошо рисовать, он может набросать что-то сложное, если нет – рисунок может быть самым простым.

Ведущий начинает обсуждать рисунки. Особое условие – нельзя говорить, что рисунок плохой, нужно только подчеркивать его достоинства. Все ребята поддерживают обсуждение каждого рисунка, высказывая свое мнение. Можно отметить, что очень талантливо подобраны краски, что сам замысел очень интересен, и т. д. В игре нет победителей и побежденных, каждый имеет право высказать свое мнение о рисунках, а также представить свою работу на всеобщее обозрение. Автор самого талантливого рисунка может быть поощрен призом, а самый активный участник разговора – призом или грамотой.

«Талантливый собеседник»

Для детей младшего и среднего школьного возраста.

Дети часто испытывают комплексы при общении. Эта игра как раз и поможет постепенно избавиться от излишней застенчивости.

Участники игры делятся на пары. Один из пары начинает разговор, а задача второго – поддерживать беседу. Ведущий предлагает каждой паре свою тему для разговора. Темы могут быть самыми разными, например о погоде, природе, школьных делах, обсуждение какого-то фильма, книги и так далее. Можно обсудить любую проблему, в том числе и выбор одежды на дискотеку или на день рождения.

Игра проходит следующим образом: сначала каждая пара как бы репетирует свой диалог. А потом должна показать свой диалог всем присутствующим. То есть играющие спокойно беседуют между собой, а остальные внимательно слушают. Таким образом каждая пара демонстрирует остальным свое умение общаться. Ведущий по согласованию со всеми присутствующими назначает определенное количество очков каждой паре. Затем игроки меняются. В игре нет победителей и побежденных, но игроки, набравшие максимальное количество очков, могут быть поощрены каким-то призом.

Цели: развивать слуховое внимание; формировать грамматический строй речи, учить из данных слов строить предложение; совершенствовать навык анализа речевого потока (предложений на слова).

Ход игры. Воспитатель предлагает детям прослушать ряд слов и составить из них предложения.

Например:

Ярко, лето, светить, солнце. -Летом ярко светит солнце.

Мы, земляника, найти, душистая, поляна, на. - На поляне мы нашли душистую землянику.

Игра «Подбери рифму»

Цели: развивать слуховое внимание, чувство рифмы. Ход игры. Воспитатель называет слово, дети подбирают рифмующиеся с ним слова. Например:

одуванчик - диванчик - стаканчик... кочка - бочка - строчка...

Игра «Поймай и раздели»

Цели: совершенствовать навык слогового анализа слов, закреплять в словаре детей слова - названия полевых цветов.

Ход игры. Дети встают круг. Воспитатель бросает мяч одному из детей, произнося слово. Ребёнок ловит мяч и, бросая его воспитателю, произносит это же слово по слогам и называет количество слогов в нём.

Например:

Сол-ныш-ко - три, тра-ва - два, ра-ду-га - три, реч-ка - два, дож-дик - два...

Игра «Поймай звук»

Цели: развивать фонематическое восприятие.

Ход игры. Воспитатель предлагает детям «поймать звук», дети должны хлопнуть в ладоши, если этот звук в слове есть, и определить, где он находится (в начале, в середине или в конце слова).

Например:

Звук [г]: радуга, грибы, река, август, лето, ягоды, погода, насекомые;

Звук [а]: комар, жара, жук, август, грибы, река.

Игра «Весёлые звуки»

Цели: совершенствовать навыки фонематического анализа и синтеза.

Ход игры. Воспитатель выставляет перед детьми картинки: мак, гром, радуга. Дети должны составить из цветных кружков звуковые схемы этих слов.

Игра «Найди все слова в цепочке»

Цели: развивать зрительное внимание, совершенствовать навыки чтения и звукового анализа слов, профилактика дисграфии.

Ход игры. Воспитатель предлагает детям найти слова в цепочке и раскрасить буквы в соответствии со звуковым анализом слова: гласный звук - красный кружок, мягкий согласный - зелёный, твёрдый согласный - синий.

Игра «Нарисуй-ка»

Цели: актуализировать словарный запас по теме, развивать связную речь, учить планированию рассказа - описания по картинке.

Ход игры. Детям предлагается нарисовать летнюю картину. Воспитатель просит кого-либо из детей составить рассказ по

своей картине. Дети вместе с воспитателем обговаривают детали рисунка: о чём надо рассказать сначала, о чём - потом. Затем составляется рассказ. На индивидуальных занятиях можно составлять рассказы с остальными детьми.



Игра «Объясни пословицу»

Цели: актуализировать словарный запас по теме, развивать связную речь.

Ход игры. Воспитатель предлагает детям послушать и объяснить пословицы и поговорки.

Что летом родится, зимой пригодится. Клади по ягодке, наберёшь кузовок. Одна пчела много мёду не наносит. Готовь летом сани, зимой - телегу.

Стихотворение для чтения и заучивания наизусть

«ОТЧЕГО ТАК МНОГО СВЕТА?»

Отчего так много света? Отчего вдруг так тепло? Оттого, что это - лето На всё лето к нам пришло.

Оттого и каждый день Всё длиннее, что ни день,

Ну а ночи,

Ночь от ночи,

Всё короче и короче...

И. Мазнин

Тексты для пересказа

КАК ВАСЯ ЛОВИЛ РЫБУ

Мама пошла на речку полоскать бельё. Вася за ней побежал, кричит:

Мама, я с тобой пойду!

Пришли они на речку. Мама полощет бельё, а Вася отошёл подальше, смотрит, как в реке маленькие рыбки плавают.

Захотелось Васе поймать рыбку. Присел он на корточки, за рыбкой потянулся, да не удержался и в воду шлёпнулся.

Барахтается, кричит:

Рыбку поймал! Рыбку поймал!

Подхватила его мама, вытащила из воды, на песок посадила, спрашивает:

Где же твоя рыбка?

Разжал Вася кулак, а там нет ничего! Смеётся мама:

Вот так рыболов! Разве рыбу руками ловят?!

Н. Калинина

Вопросы:

Зачем мама пошла на речку? Кто пошёл на речку с мамой? Почему Вася потянулся к воде? Удалось ли Васе поймать рыбку? Что сказала мама?

В начале лета в лесу появились новые цветы. Мы очень любим простые лесные цветы. Мы часто ходим в лес на знакомую полянку, заросшую земляникой. Там я делаю из бересты небольшой кузовок, а Саша сам собирает спелые ягоды и дома всех угощает душистой земляникой.

После тёплых дождей в лесу пошли грибы. Смолою пахнут высокие сосны, недвижно дремлют зелёные ели. Шелестят кудрявые листья берёзы. Краснеет на солнце рябина.



С корзинками в руках долго мы бродим по лесу. Ищем и собираем грибы.

И. Соколов-Микитов

Вопросы:

Что появилось в лесу в начале лета?

О чём рассказывают ребята? Куда они ходят за земляникой? Как они её собирают?

Что появляется в лесу после тёплых дождей? О каких деревьях говорится в рассказе?


Литература

Быстрова Г. А., Сизова Э.А., Шуйская Т. А. Логопедия в диалогах. - СПб., 2004.

Гадасина Л. Я., Ивановская О. Г. Звуки на все руки: Пятьдесят логопедических игр. - СПб., 1999.

Коноваленко В. В., Коноваленко С. В. Развитие связной речи. - М., 2003.

Лалаева Р. И., Серебрякова Н. В. Формирование лексики и грамматического строя у дошкольников с ОНР. - СПб.; 2001.

Солнышко в окошке: Пособие для родителей по развитию речи ребенка дошкольного возраста. - М., 1997.

Тимонен Е. И., Туюлайнен Е. Т. Непрерывная система коррекции общего недоразвития речи в условиях специальной группы детского сада для детей с тяжёлыми нарушениями речи (старшая группа): Методика планирования и содержание занятий. - СПб, 2004.

Толстой Л. Н. Книга для детей. - М., 1977.

1000 загадок: Популярное пособие для родителей и педагогов. - Ярославль, 1998.

Успенская Л. П., Успенский М. Б. Учитесь правильно говорить. -М., 1995.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!