Все что нужно знать о груди

Баян музыкальный инструмент. "Народа музыкальная душа"

Баян по своему звучанию – это практически музыкальный оркестр. На правой клавиатуре инструмента извлекаются ноты солирующей мелодии, всевозможные вариации, левая же предназначена партии баса и готовых аккомпанирующих аккордов. Нажатием одной кнопки на левой клавиатуре можно проиграть мажорные, минорные, а также септаккорды.

Моделей баянов существует достаточно много. Ну, и стоимость их, естественно, различна. Наиболее дорогостоящие инструменты изготавливаются мастерами высокого класса по индивидуальному заказу для профессиональных баянистов, занимающихся активной концертной деятельностью. Они имеют многорядную, правую и левую кнопочную клавиатуру, всевозможные переключатели-регистры, которые позволяют добиваться многозвучия инструмента. Обычно такие баяны называют концертными, а за рубежом кнопочными аккордеонами.

Довольно популярными в настоящее время стали готово-выборные баяны , тоже ориентированные на музыкантов-профессионалов. Их отличие от обычных заключается в том, что левая клавиатура может переключаться в режим правой голосовой клавиатуры и работать точно также как она. Такое устройство баяна дает возможность играть одновременно две сольные партии музыкального произведения. Конечно же, это требует от музыканта специальных технических навыков для управления преобразованной клавиатурой.

Для баянистов — любителей, для тех, кто только учится играть на баяне , выпускаются баяны проще и, естественно, дешевле. Они отличаются друг от друга количеством кнопок на правой и левой клавиатуре. Наиболее простые из них – полубаяны . У них имеется минимальное количество октав на правой клавиатуре и минимальное число рядов с готовыми аккордами на левой клавиатуре. Вес и размеры таких инструментов также значительно уменьшены.

Внешне они похожи на гармонь, и их легко носить с собой в специальном футляре или на ремнях через плечо. Такие баяны превосходно адаптированы для веселья и имеют звонкий с переливами голос, схожий со звуком гармони или аккордеона. Такое специфическое гармошечное звучание достигается небольшой расстройкой язычков голосовых планок. В результате и получается вибрирующий и переливчатый звук.

За границей не делят музыкальные инструменты на народные и не народные. В мире нет и такого понятия, как баян. Все инструменты такого рода называются аккордеоном. Существует кнопочный аккордеон (с подачи россиян у нас он называется баяном) и клавишный аккордеон.

Нельзя говорить, что тот или иной аккордеон хуже или лучше. Каждый имеет свои особенности звучания. Однако кнопочный аккордеон более перспективен, так как имеет широкий диапазон звучания. Баянист может выполнить на своем инструменте почти все произведения, предназначенные для других инструментов. В то время как к клавишному аккордеону их пришлось бы приспосабливать.

Свои коррективы они внесли в первую очередь в музыкальные инструменты. Теперь и баян, и аккордеон совсем другого качества, чем в недалеком прошлом. Они насыщены различными модификациями и системами, которые помогают исполнителю достичь высоких результатов. Раньше таких инструментов не было. Я помню, как люди стояли по два, три года в очереди, чтобы приобрести хороший баян или аккордеон. Сейчас такой проблемы нет, были бы только деньги.

Существуют и частные мастера, которые справляются с этой задачей. Многие музыканты имеют средства, чтобы приобрести музыкальный инструмент за рубежом. Популярностью пользуются итальянские баяны и аккордеоны.

Баян причисляется к числу совершенных гармоник, которые существуют в наше время. Название «баян» можно было встретить в афишах с 1891 года, до этого похожие на баян инструменты назывались гармониками.

Происхождение гармоники связывают с азиатским инструментом шен, который на Руси был уже известен в X в (во времена татаро-монгольского владычества). По мнению некоторых исследователей, этот инструмент из Азии попал в Россию, а после и в Европу, где его модернизировали, и он стал завоевывать популярность.

В России распространение этого инструмента связывают с именем Ивана Сизова, который в 1830 году купил ручную гармонику на Нижегородской ярмарке и открыл гармонную мастерскую. Первая фабрика, где изготавливались гармоники была открыта в Туле в 40 гг. XIX в. и принадлежала Тимофею Воронцову. В год она производила около 10 000 инструментов, что стало одним из факторов распространения этого инструмента.

К середине XIX века гармонику считали символов нового народного инструмента и использовали на всех празднествах и гуляниях.

В России существует большое число национальных гармоник, которые отличаются звукорядом и формами. От места создания гармоники происходило называние инструмента.

На Руси первые гармошки изготавливались тульскими кустарями, и первые такие инструменты имели один ряд кнопок для правой и левой руки. По такому же принципу делались самые маленькие концертные гармоники — черепашки. Они были достаточно голосистыми и звонкими, чтобы производить колоссальное впечатление на публику.

После тульских гармоник также стали появляться гармошки из Саратова, где инструмент получил более необычный тембр, саратовскими мастерами были добавлены в конструкцию колокольчики. Такие гармошки стали популярными в народе.

Диапазон звучания инструментов был расширен вятскими кустарями, которые добавили в левую и правую руку дополнительные кнопки. Инструмент назвали Вятской гармонью.

Все эти инструменты отличались звуком при нажатии кнопки для разжима и сжима мехов. Такие гармони назывались Тальянки и могли иметь русский и немецкий строй. Для игры на нем необходимо было знать, как играть мехами.

Ливенские кустари добились того, что звук никак не изменялся при смене меха. Они не имели обычных ремней, и крепились на кистях на коротких ремешках. Ливенские инструменты имели очень длинные меха.

В Россию из Европы пришли двухрядные гармошки, которые также назывались «двухзвукорядные» гармошки, а также Русские венки.

Однако на настоящий момент такие гармошки являются редкостью, так как со второй половины XX века началось их вытеснение хромками.

Баян в современном понятии появился благодаря конструктору Петру Стерлигову. Популярность баяну принес музыкант Яков Федорович Орланский-Титаренко. Инструмент назвали в честь знаменитого русского музыканта Бояна в 1907 году, завоевавшего большую популярность.

Баян (по имени легендарного древнерусского певца-сказителя Баяна, или Бояна ), язычковый пневматический инструмент, ручная кнопочная гармонь с полным хроматическим звукорядом на правой клавиатуре (диапазон си-бемоль большой октавы ‒ до-диез четвёртой), басами и готовым аккордовым аккомпанементом на левой (см. Гармонь ). Басы ‒ в диапазоне одной октавы, но каждая нота звучит одновременно в пяти (четырёх) октавах. Готовые аккорды ‒ мажорные и минорные трезвучия и их обращения, септаккорды (иногда и уменьшенные септаккорды) ‒ имеются во всех тональностях. Предшественники Б. ‒ четырехрядная петербургская гармоника и трехрядная «венская». Название Б. впервые было дано четырехрядной усовершенствованной хроматической гармонике её конструктором П. Е. Стерлиговым и гармонистом Я. Ф. Орланским в 1907 (Петербург). С начала 20 в. в России стали известны также системы В. П. Хегстрема, Н. З. Синицкого, «московская», или «заграничная» (она же «венская», изобретена немецким мастером Г. Мирвальдом в 1891). В 20-х гг. к промышленному производству Б. в СССР была принята московская система. В международной практике применяются системы: венская (трехрядная), бельгийская (аналогичная венской, но пятирядная), итальянская и французская (пятирядные). Наиболее распространены бельгийская и итальянская. Пяти- (шести-) рядная клавиатура, дублирующая основные ряды в той же последовательности, а также использование пятипальцевой аппликатуры, значительно облегчают игру на Б. Ещё большими исполнительскими возможностями обладает т. н. готово-выборный, многотембровый Б. Его отличают введение регистров-переключателей и дополнительной клавиатуры для левой руки с тем же расположением звуков, что и на правой (диапазон ми контроктавы ‒ до-диез третьей октавы ‒ постоянной, фа-диез второй ‒ фа большой октавы ‒ с переключением). Б. является не только народным, но и сольным концертным оркестровым инструментом. Для Б. издаётся обширная литература в СССР и за рубежом, где он известен под названием кнопочного (или хроматического) аккордеона .

  • - р. , лп Михайло-Семеновского, Зейский р-н. Название от эвенк. баянды - "богатый". На эвенк. и бур. языках баян одинаково "богач", "богатство". ...

    Топонимический словарь Амурской области

  • - русская хроматическая гармоника; названа конструктором П. Е. Стерлиговым и гармонистом Я. Ф. Орлан-ским в 1907 г. по имени певца-сказителя а. древний русский или славянский песнотворец, певец-сказитель...

    Судьба эпонимов. Словарь-справочник

  • - БАЯ´Н - 1) легендарный певец-поэт древней Руси, о котором упоминается в «Слове о полку Игореве»: «Начати же ся тъй песни по былинам сего времени, а не по замышлению Бояню...

    Поэтический словарь

  • - Над Москвою старой златоглавою не звезда в полуночи затеплилась, Анн899 ; О нет, Баян, не соловей, Певец волшебно-сладострастный, Нас жег в безмолвии ночей РП ib.; Баян восстания письмен Засеял нивами станков. Хл920,21 ...

    Собственное имя в русской поэзии XX века: словарь личных имён

  • - 1) Муз. журнал, издававшийся в Петербурге в 1888-90, с ежемесячным нотным приложением. Выходил еженедельно. Первый издатель-редактор А. А. Астафьев, с 1889 - А. И. Чарнова, позднее - П. П. Веймарн...

    Музыкальная энциклопедия

  • - ...

    Музыкальный словарь

  • - сущ. 1. шутл. что-либо старое, замусоленное; давно устаревший анекдот или история см. тж боянист 2...

    Универсальный дополнительный практический толковый словарь И. Мостицкого

  • - или Боян - мифический певец, имя которого упоминается несколько раз в "Слове о полку Игореве"...

    Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона

  • - I Бая́н Нур Галимович, татарский советский поэт. Родился в крестьянской семье. Печататься начал в 1925. Стихи Б. насыщены высоким патриотизмом - «Наши знамена» , «Ленин в народе» ...

    Большая Советская энциклопедия

  • - один из наиболее совершенных и распространенных видов хроматической гармони. Назван по имени легендарного древнерусского певца-сказителя Баяна...

    Большой энциклопедический словарь

  • - Это слово русского происхождения называет музыкальный инструмент, родственный гармони. Название введено известным русским гармонистом Орланским-Титаренко в XIX в. и образовано от имени древнерусского поэта Бояна...

    Этимологический словарь русского языка Крылова

  • - Греческое – fono . Древнеисламское – bon . Слово было известно в древнерусскую эпоху, но в словарях впервые встречается с 1935 г. в качестве названия музыкального инструмента, большой гармони...

    Этимологический словарь русского языка Семенова

  • - Искон. Неологизм русского гармониста А. Ф. Орланского-Титаренко на базе собственного имени древнерусского поэта Баяна...

    Этимологический словарь русского языка

  • - ...

    Формы слова

  • - ...

    Орфографический словарь русского языка

"Баян (муз. инструмент)" в книгах

Операция «Баян»

Из книги Мой брат Юрий автора Гагарин Валентин Алексеевич

Операция «Баян» Юра был большой выдумщик и фантазер - и в игре, и в работе. Неугомонный, беспокойный, очень подвижный, он, кажется, никогда не знал усталости. И на любое дело у него всегда находились и время и желание.Однажды школьников пригласили в правление колхоза.- Два

5. Слово «баян»

Из книги Маленькая девочка из «Метрополя» автора Петрушевская Людмила Стефановна

Баян

Из книги Судьба эпонимов. 300 историй происхождения слов. Словарь-справочник автора Блау Марк Григорьевич

Баян русская хроматическая гармоника; названа конструктором П. Е. Стерлиговым и гармонистом Я. Ф. Орлан-ским в 1907 г. по имени певца-сказителя Баяна (Бояна).Баян (Боян)древний (XI или начало XII в.) русский или славянский песнотворец, певец-сказитель; слагал песни славы в честь

БАЯН Вадим

автора Фокин Павел Евгеньевич

БАЯН Вадим см. ВАДИМ БАЯН

ВАДИМ БАЯН

Из книги Серебряный век. Портретная галерея культурных героев рубежа XIX–XX веков. Том 1. А-И автора Фокин Павел Евгеньевич

ВАДИМ БАЯН наст. имя и фам. Владимир Иванович Сидоров; др. псевдонимы Si-do, Дошлый парень;5(17).1.1880 – 29.3.1966Поэт. Публикации в сборнике «Пьяные вишни. 2-е изд.» (Севастополь, 1920). Сборники «Лирический поток» (с предисловием Игоря Северянина, И. Ясинского-Белинского и Ф. Сологуба,

Баян

Из книги 100 шедевров русских художников автора

Баян Увлечение Рериха историей сказалось не только выбором тематики своих картин – его называли создателем нового жанра – исторического пейзажа. Он активно занимался раскопками, публиковал работы по археологии, даже преподавал в Петербургском археологическом

Баян - Хан

Из книги 100 великих полководцев Средневековья автора Шишов Алексей Васильевич

Баян - Хан Полководец великого хана Хубилая, подвергший окончательному разгрому Сунскую империю в битве на реке Янцзы Войско в походе. Вторая половина XVI в. Мавераннахр. Миниатюра к книге Хатифи «Тимур - наме» (Стихотворная хроника побед Тимура)Едва ли не самым

Партизанский баян

Из книги Партизаны принимают бой автора Лобанок Владимир Елисеевич

Партизанский баян В Лепельском краеведческом музее, в одной из экспозиций, посвященных героическому подвигу советских людей в годы Великой Отечественной войны, внимание посетителей привлекает баян. В лепельские места он попал еще в 1940 году. Его привез сюда из Ленинграда

Баян

Из книги Шедевры русских художников автора Евстратова Елена Николаевна

Баян 1910. Государственный Русский музей, Санкт-ПетербургУвлечение Рериха историей сказалось не только выбором тематики своих картин – его называли создателем нового жанра – исторического пейзажа. Он активно занимался раскопками, публиковал работы по археологии, даже

Баян (муз. инструмент)

БСЭ

Баян Нур Галимович

Из книги Большая Советская Энциклопедия (БА) автора БСЭ

Баян-Тумен

Из книги Большая Советская Энциклопедия (БА) автора БСЭ

Баян-Улэгэй

Из книги Большая Советская Энциклопедия (БА) автора БСЭ

Баян-Хара-Ула

Из книги Большая Советская Энциклопедия (БА) автора БСЭ

Баян-Хонгор

Из книги Большая Советская Энциклопедия (БА) автора БСЭ

Музыкальный инструмент: Аккордеон

Путешествуя по миру музыкальных инструментов, не перестаешь удивляться его разнообразию. Но среди этого богатства есть один представитель, который привлекает к себе внимание красивым и благозвучным именем – аккордеон. Когда слушаешь его звучание, сразу ассоциативно представляешь Париж, Монмартр, Елисейские поля - Франция и аккордеон неразделимы. Аккордеон завоевал любовь по всему миру, некоторые города даже признали его официальным инструментом. Но не все так гладко в истории аккордеона - в иных странах его запрещали, признавая пособником враждебной культуры, но он вновь победно возвращался и дарил слушателям истинное удовольствие и творческое вдохновение. Аккордеон, обладающий красотой, демократичностью, мобильностью и актуальностью, способен передавать всю палитру человеческих эмоций: и глубокую печаль, и безудержную радость.

Инструмент является одной из самых усовершенствованных разновидностей гармоники, имеющей хроматический звукоряд.

Историю аккордеона и множество интересных фактов об этом музыкальном инструменте читайте на нашей странице.

Звук

Аккордеон, обладающий разнообразными художественными музыкально–выразительными средствами, имеет характерный, серебристый и приятно вибрирующий звук. Голос его красочный, напевный и величавый может звучать как орган или даже целый оркестр. Наличие регистров, меняющих тембр, дает аккордеону возможность имитации звучания различных инструментов.

Звук на аккордеоне возникает из-за свободного колебания металлических язычков под воздействием воздушной струи, образующейся при движении меховой камеры.

Наличие меха – это ценнейшее качество аккордеона, при его помощи можно управлять и влиять на окраску тембра, делать звук мягким, прозрачным или, наоборот, жестким и грубоватым. Инструмент обладает необычайной динамической гибкостью - от нежнейшего пиано до пронзительного форте.

Фото :

Интересные факты:

  • Аккордеон опечень популярный инструмент во многих странах мира: Мексике, Бразилии, Колумбии, США, Канаде, Франции, Голландии, Англии, Шотландии, Германии, Швеции, Японии, Финляндии и других.
  • В американских городах: Сент-Пол, Скоки, Детройт и Сан-Франциско аккордеон объявлен официальным инструментом. В Соединенных Штатах насчитывается приблизительно 75 000 человек, умеющих играть на этом инструменте.
  • В США первым исполнителем, внесшим весомый вклад в популяризацию инструмента, был граф Пьедро Дейро, которого называли «отцом аккордеона».
  • Джин фон Халберг, Эйб Голдман и Джо Бивиано - аккордеонисты, первыми выступившими в 1939 году в прославленном Карнеги-холл в Нью-Йорке.
  • Аккордеоны сегодня изготавливают в разных странах мира, но самые лучшие концертные инструменты производятся в Италии, России и Германии. Это немецкие марки: Horch, Hohner, Weltmeister, Barcarole, Firotti; итальянские марки: Scandalli, Pigini, Victoria, Bugari, ZeroSette, Borsini; в России это инструменты фирм: «Юпитер», «Тульская гармонь» и «АККО».


  • Стоимость профессионального концертного аккордеона довольно высока и колеблется от 5 до 15 тысяч евро.
  • В разных странах мира аккордеон имеет разные названия: «Sun-Fin-Chin» в Китае, «баян» в России, «trekspill» в Норвегии и «Fisarmonica» в Италии.
  • Пик популярности инструмента, приходящийся на период с 1900-х по 1960-е годы, считается «Золотым веком аккордеона».
  • Копия «шена» - древнего китайского инструмента, прародителя аккордеона, хранится в США в музее Кастельфидардо.
  • Очень известные исполнители, такие как Билли Джоэл, Нил Даймонд, Джимми Вебб, Боб Дилан, а также музыкальные группы «Beatles», «Rolling Stones», «Emerson, Lake & Palmer», «Beach Boys» очень часто использовали аккордеон в своих музыкальных композициях.
  • Первые электронные аккордеоны были сконструированы в "Штатах" в сороковых годах прошлого века.
  • В американском городе Катати, штат Калифорния, имеется памятник аккордеону и аккордеонисту Дж. Боджио.
  • Некоторые думают, что пианисты, из-за схожести клавиатур, могут легко освоить аккордеон, но в действительности получается совсем наоборот, аккордеонисты быстрее учатся играть на фортепиано.
  • В Соединенных Штатах аккордеон поначалу называли «пианино на бретельках».


  • В городах Кастельфидардо (Италия), Клингенталь (Германия), Супер Иор-Делуси (США) и Москва (Россия) имеются музеи гармоник, представителем которых является аккордеон.
  • В Советском Союзе аккордеон, будучи весьма популярным инструментом в 30-е годы прошлого столетия и очень востребованным в джазовых коллективах А. Цфасмана, Л. Утесова, В. Кнушевицкого, в 50-годы был репрессирован вместе со словом джаз и саксофон.
  • Всемирно известная немецкая фирма "Weltmeister" находится в г. Клингентале, где третья часть жителей занята в производстве музыкальных инструментов. Многие из работников умеют играть на аккордеоне и состоят в оркестре, который с успехом гастролирует по странам Европы.

Конструкция


Аккордеон – это клавишный духовой музыкальный инструмент со сложной конструкцией, имеющей более ста деталей. Он состоит из двух секций - левой и правой, соединенных между собой мехом.

1.Правая часть инструмента включает в себя коробку и гриф с клавиатурой как у фортепиано. В коробке находится правая дека, резонаторы, клапаны и регистры.

  • Правая дека имеет звуковые отверстия, которые полностью совпадают с отверстиями резонаторов.
  • На резонаторы устанавливаются голосовые планки.
  • Клапаны открывают звуковые отверстия.
  • Регистры меняют тембр звука.

На правую коробку крепятся большие ремни, удерживающие инструмент на плечах исполнителя, а также решетка. Количество клавиш на грифе варьируется в зависимости от размера инструмента, на самом большом – 41.

2. Левая часть инструмента состоит из коробки, в которую вмонтированы левая дека, резонаторы, вся механика и клавиатура для левой руки, насчитывающая 120 кнопок. Левая клавиатура содержит пять, а иногда шесть рядов: два ряда басы, а остальные - готовые аккорды (мажорные, минорные, септаккорды и уменьшенные септаккорды). На левом корпусе находятся регистры, а также малый ремень, при помощи которого левая рука приводит в движение меховую камеру.

3. Мех аккордеона изготавливается из специального картона, проклеивается тканью и усиливается кожей и стальными накладками.

Вес концертного готово–выборного аккордеона достигает 15 кг.

Разновидности


Аккордеоны бывают двух типов: с клавишной и кнопочной клавиатурами.

  • Клавишная клавиатура - имеет форму клавиатуры фортепиано.
  • Кнопочная клавиатура имеет три, четыре или пять рядов кнопок, расположенных в хроматическом порядке.

Кроме того, аккордеоны любого типа могут иметь различные системы аккомпанемента в левой руке: готовую и готово - выборную.

  • Готовая система аккомпанемента состоит из басов и готовых аккордов.
  • Готово – выборная имеет две системы готовую и выборную, которые меняются при помощи специального регистра.

Аккордеоны, что очень важно, выпускают разных размеров: от самых маленьких ученических, до больших концертных.

  • Самый маленький аккордеон -1/2 - диапазон чуть больше двух октав, в основном применяется в учебных целях.
  • Аккордеон средних размеров - 3/4 - диапазон две с половиной октавы, применяется в учебных целях и любительском музицировании.
  • Аккордеон чуть больше среднего - 7/8 – диапазон три октавы, применяется для любительского музицирования.
  • Полный аккордеон – диапазон три с половиной октавы, применяется как концертный инструмент.

Применение и репертуар


Изначально применение аккордеона было ограничено лишь областью досуга. Его использовали повсюду, где люди хотели получать удовольствие и веселиться - в первую очередь народные празднества, а также варьете, дансинг, кабаре, уличные ресторанчики, мюзик-холлы, пикники. Позднее аккордеон стал незаменимым инструментом в танцевальной поп-музыке, джазе и зейдеко, а затем вышел на сцену как солирующий инструмент. Очень впечатляюще аккордеон звучит с симфоническим оркестром.

Необычайно эффектные в полном гармоническом великолепии произведения для аккордеона лучше всего удавались композиторам-исполнителям, среди которых: Р. Гальяно, Я. Тьерсен, П. Фроссини, А. Пьяццолла, Ч. Маньянте, А. Фоссен, П. Дейро, Ч. Нунцио и другие. Однако, в связи с постоянным усовершенствованием конструкции, на инструменте сейчас без переложений можно исполнять произведения для фортепиано, челесты, клавесина, фисгармонии и органа. Прекрасно звучат на аккордеоне музыкальные шедевры величайших классиков: И.С. Баха , В.А. Моцарта, Н. Паганини , Л.В. Бетховена, И. Брамса , Ф. Листа, К. Дебюсси , Д. Верди, Ж. Бизе , Д. Гершвина, Г. Малера, М. Мусоргского, М. Равеля, Н. Римского-Корсакова , А. Скрябина, Д. Шостаковича, П. Чайковского .

Произведения:

А. Пьяццолла «Libertango» - слушать

З. Абрау «Tico-Tico» - слушать

Выдающиеся исполнители


Богатая история аккордеонного исполнительства выделила целый ряд талантливейших музыкантов, которые своим творчеством внесли большой вклад в развитие инструмента. Особенно следует отметить эстрадных аккордеонистов: Я. Тирсена, Р. Вюртнера, Ш. Хуссонга, Г. Дейро, Д. Фоссена, Т. Анцелотти, К. Харада,К. Твида, В. Ковтуна, Ю. Дранга, П. Дранга, Р. Бажилина, Я. Табачника, С. Щуракова.

Яркие исполнительские звезды есть и у джазового аккордеона, это: М. Мэтьюз, Т. Гумино Л. Саш, Э. Феличе, А. ди Пиппо и Д. Эмбл.

Из всей плеяды талантливых исполнителей хочется особо выделить П. Дейро, П. Фроссини, Арт Ван Дамма и А. Пьяццоллу.

  • Пьетро Дейро – американский аккордеонист-виртуоз итальянского происхождения, внесший весомый вклад в популяризацию инструмента. В Нью–Йорке он создал штаб аккордеонного искусства, а затем основал Ассоциацию аккордеонистов, целью которой была активная пропаганда инструмента.
  • Пьетро Фроссини своим творчеством, эффектными и изящными композициями, значительно обогатил репертуар эстрадного аккордеона. Он первым записал исполнение на аккордеоне на звукозаписывающее устройство. Произведения П. Фроссини для аккордеона сегодня очень популярны и часто включаются в программы музыкантов по всему миру.
  • Арт Ван Дамм , признанный лучшим джазовым аккордеонистом, был настоящим мастером своего дела. За свою творческую жизнь Арт Ван Дамм совершил почти сорок гастрольных мировых турне.
  • Астор Пьяццолла - знаменитый аргентинский музыкант и композитор. Его сочинения, впитавшие в себя компоненты джаза и классики, представили слушателям танго совсем по-иному. Он придал аргентинскому народному танцу форму концертного произведения и вывел его на сценическую площадку. Более тысячи музыкальных произведений оставил А. Пьяццолла как свое творческое наследие, причем, будучи великолепным музыкантом, он сам исполнял свои композиции с разными коллективами.

История

История инструмента начинается с изобретения губной гармоники, прародителем которой является китайский священный инструмент шэн. В нем для создания звука использовались свободно вибрирующие язычки, вставленные в бамбуковые трубочки, которые прикреплялись к резонаторному корпусу. Шэн в Европу попал по торговым путям и там, в конце 18 века, начал свое кардинальное преобразование.

Поначалу органный мастер Ф. Киршник в1777 году в результате эксперимента изобрел язычковые планки, которые в дальнейшем нашли применение в ручных гармониках.

В двадцатых годах 19 века берлинским музыкальным мастером Ф. Бушманом для облегчения настройки музыкальных инструментов,были сконструированы язычковые камертоны. Каждый из камертонов был настроен на определенный тон, звучать они начинали под воздействием потока воздуха. Объединив камертоны в продолговатой коробке, мастер в конечном итоге получил новый музыкальный инструмент - губную гармонику, ее усовершенствованные потомки в дальнейшем получили широкое распространение.

Однако мастер на этом не остановился и продолжал развивать свой камертон, приделав к нему мех. Но чтобы получить звучание одного определенного звука, мастер закрыл язычки клапанами, которые открывались над соответствующими голосами. Так постепенно у Ф. Бушмана получилась небывалая до сих пор форма музыкального инструмента, названная эолиной. Она имела две крышки и мех, который раскрывался как веер. На одной крышке находились клавиши, на другой – приспособление для разжимания меха. Это была уже ручная гармоника, правда больше похожая на детскую игрушку.

Игрушечное изобретение Ф. Бушмана привлекло внимание музыкальных мастеров, одним из них был К. Домиан. Он очень активно занялся преобразованием ручной гармоники, придавая ей другой вид. На двух корпусах, соединенных меховой камерой, расположились 5 клавиш для правой и 5 клавиш для левой руки. Каждая клавиша правой руки на сжим и разжим издавала разные звуки, каждая клавиша в левой руке на сжим и разжим - два разных полных аккорда - это было новаторством, которое впоследствии К. Домиан поспешил запатентовать в 1929 году. Так появился совершенно новый инструмент с аккордовым аккомпанементом, получивший название аккордеон.

Мастер, имевший исключительное право на изготовление новых инструментов, вместе с сыновьями налаживает их производство и продажу не только в Австрии, но и в других странах Западной и Восточной Европы. Аккордеон быстро становится известным.

Далее история аккордеона переносит нас в Италию, в небольшое местечко недалеко от Кастельфидардо. Странствующий монах остановился отдохнуть в доме сельского жителя Антонио Сопрани, достал странный музыкальный инструмент и стал на нем музицировать. Сын селянина Пауло очень заинтересовался невиданной диковиной и приобрел ее у паломника - инструмент был аккордеоном Домиана. Интуиция подсказала молодому человеку, что этим инструментом стоит заняться. Он собрал нескольких умельцев и в 1864 году открыл мастерскую по производству аккордеонов, которые потом продавались в близлежащих городах. Затем П. Сопрани переехал в Кастельфидардо и открыл там фабрику, на которой занимались не только производством инструментов, но и их модернизацией. Так в 1897 году он запатентовал свое изобретение – извлечение готовых мажорных, минорных трезвучий и доминантсептаккордов на клавиатуре левой руки.

Аккордеон у итальянцев, где все любили петь и танцевать, быстро завоевал народную любовь. Популярность инструмента стремительно росла не только в Италии, но и в других европейских странах, там стремительно открывались фабрики по производству аккордеонов. Впоследствии инструмент вместе с эмигрантами переплыв Атлантический океан, прочно обосновался и на американском континенте.

На сегодняшний день аккордеон - сравнительно молодой инструмент, который продолжает свое развитие и активно борется за всенародное признание. Его красивый, мощный и разнообразно звучащий голос дарит слушателям огромное удовольствие. Довольно часто на телевизионных экранах мы можем видеть замечательных исполнителей, которые своим творчеством доказывают, что этот инструмент уникален.

Видео: слушать аккордеон

Я в своё время 6 лет отучился в музыкальной школе игре на этом инструменте. Тогда я и заметил, что большинство людей не отличают такие инструменты как «баян» и «гармошка». Некоторые даже не различают их с аккордеоном. Вот специально для таких решил написать шпаргалку 🙂

Собственно, проще посмотреть на три фотки, приведённые здесь, и сразу станет ясно, что к чему:

Вот это аккордеон, а не баян или гармошка

Вообще, даже среди музыкантов-профессионалов зачастую ходит мнение, что аккордеон появился в 1829 году, патент на него, по их мнению, тогда получил Кирилл Демиан. На самом деле, тогда появилось только само слово — «аккордеон». С тех пор оно прочно укоренилось в Европе. Этим словом тамошние музыканты называют все клавишные инструменты, способные одной клавишей изавать аккорд — трёхголосное созвучие. От слова «аккорд» и появилось название «аккордеон». В России же, а так же многих других странах, разные инструменты имеют своё индивидуальное название. По-моему, так логично и правильно. Зачем разные предметы называть одним словом?

Настоящий баян — это довольно молодой инструмент. Появился он в 1907 году. Есть, правда, информация, что изобретение было совершено в 1891, но подтверждения этой информации я не нашёл. Зато доподленно известно имя изобретателя — Стерлигов. Известен так же его вдохновитель — Орланский-Титаренко, музыкант-виртуоз, игравший до той поры на гармошке. Появившийся инструмент был дальнейшем развитием идеи гармоники — инструмента с двумя клавиатурами, соединёнными мехами. Количество рядов на правой клавиатуре увеличили до четырёх, а на левой — до пяти. Данная конструкция получила название «петербургской». Она не прижилась, распространение получила иная схема, она в целом повторяла предыдущую, но количество рядов справа уменьшили до трёх.

А вот это уже БАЯН!

Что же представляет собой баян? На правой и левой клавиатуре у него такие кругленькие кнопочки. Справа эти кнопочки расположены в три главных ряда с полным хроматическим звукорядом. Иногда к трём главным добавляют один или два вспомогательных ряда, которые полностью дублируют кнопки с третьего и второго рядов соответственно. Зачем? Попытаться объяснить это можно, но на словах всё равно не понять, разве что музыканты поймут после короткой беседы. Одним словом — это для удобства, но эти ряды и не обязательны

А что же такое аккордеон, с которым так часто путают баян? Естественно, путают их только по названию, так как внешне они не так уж сильно и похожи. По сути там разницы столько же, сколько между балалайкой и гитарой.

Мне так и не удалось найти информации о том, когда же точно аккордеон появился. Известно только, что это ещё более молодой инструмент, чем баян. Самое старое его описание (именно аккордеона , а не другого инструмента с таким же названием), известное мне, относится к 50-м годам, но инструмент несколько старше. Самое раннее свидетельство об аккордеоне, увиденное мной, относится к маю 1945 года: в одной из чёрно-белых хроник праздника после взятия Берлина я увидел тридцатьчетвёрку, везущую десант на броне. У одного из солдат в руках я отчётливо увидел аккордеон.

Аккордеон — это гибрид двух ранее изобретённых инструментов: баяна и фортепиано. От баяна аккордеон унаследовал так называемую готовую (редко и готово-выборную ) клавиатуру аккомпанемента, а от фортепиано — несколько октав на правой клавиатуре. Короче, аккордеон — это пианино справа и баян слева 🙂 Естественно, путём тупого синтеза ничего хорошего из этого инструмента не вышло бы, поэтому инструмент снабдили обязательными регистрами, обычно не менее четырёх. Эти регистры позволяют аккордеону имитировать, например, фагот. А вот у старых баянов регистры были редкостью. Кроме того, у аккордеона и баяна со временем разошлись и пути: баян стали использовать для концертных выступлений и переложений, а аккордеон стал инструментом для публики. К сожалению, у современных аккордеонистов довольно редко встретишь какие-нибудь приёмы игры, даже вибрато или переоктовку. Ныне аккордеонисты играют лишь мелодию какого-либо произведения, зачастую даже без аккомпанемента (левой руки). Часто к этому звучанию добавляют фонограмму. Хорошо, что не все аккордеонисты перешли под этот шаблон

Баян же имеет свою, оригинальную клавиатуру, которая является его главным козырем. Рисовать я не умею, поэтому схематически нарисовать его клавиатуру у меня не получилось. Попробую это со временем исправить. А пока приведу описание, понятное музыкантам. Физическое расстояние между постоянными интервалами всегда одинаково, хоть по линейке проверь! Возьмём, к примеру, кварту : если сравнить расстояние между си (малой октавы) и ми (первой) , или ре (первой) и соль (первой) , или соль-диез (первой) и до-диез (второй октавы) , везде оно окажется одинаковым. Творческие музыканты сразу оценят преимущество: можно с ходу транспонировать любую музыку без переписывания нот — передвинул руку на клавишу вверх или вниз и играй! Для других инструментов транспонирование — это проблема, ведь одну и ту же мелодию можно записать в разных тональностях. Проблема появляется тогда, когда с ходу нужно сыграть мелодию не в той тональности, в которой она выучена.

К сожалению, в СССР не уделили должного внимания электронике и у нас практически отсутствуют электронные баяны. Когда требуется электронным способом имитировать звучание разных инструментов, или даже звук электрогитары, то используют синтезатор с клавиатурой фортепиано, что не очень удобно (там клавиатура «хуже», невозможно брать некоторые аккорды, пальцев не хватает и растяжки).

В последнее время всё же появились новые электробаяны, обычно иностранные. Немного о ценах на баяны и аккореоны можно ознакомиться, например, (ссылка откроется в новом окне). К сожалению, баяны довольно дороги. Естественно, подержанные «брёвна», сделанные ещё в СССР я не считаю, ибо большинсво из них годятся уже лишь для музеев. Малая известность самого баяна тоже играет плохую роль — у непросвещённых это слово скорее ассоциируется с гармошкой и игрой частушек по праздникам. Об выступлениях на концертах с баяном многие даже не знают. Что-то подобное раньше наблюдалось и в истории гитары — до появления электрогитар мало кто мог представить её современный электронный звук и возможность играть такое число классических произведений (особенно это касается органной музыки).

Так выглядит гармошка

В заключении хочется сказать несколько слов о гармошках. Ныне они уже потеряли популярность, производится лишь десятка полтора моделей по всему миру. Разные модели имеют от одного до трёх рядов кнопок на правой клавиатуре. При растяжении мехов некоторых моделей одна кнопка издаёт звук одной высоты, а при сжатии — уже другой частоты. В России самой популярной является «хромка», большинство её экземпляров выпущено в Туле. Этот инструмент до предела прост — лишь три октавы чистых нот звукоряда (22 кнопки) и три наиболее используемых в игре полутона (соль-диез, ми-бемоль, соль-бемоль) на правой клавиатуре. Левая клавиатура представлена тремя рядами — мажорным, минорно-септакордным и басовым.

А что же тогда запатентовал в своё время Кирилл Демиан, если не аккордеон? Это был просто усовершенствованный им вариант гармошки… И само слово «аккордеон», разумеется. Точное же время появление первой гармошки остаётся неизвестным.

Кстати, вот ещё производитель: http://bayanjupiter.ru/. Как-нибудь себе куплю новый, а то старое бревно не может удовлетворить всех потребностей 🙁

P. S. Анекдот не в тему:

Уборщица ночного клуба, протирая микшеры и пульты, случайно попала в сотню лучших DJ России!

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!