Все что нужно знать о груди

Является ли петр гринев человеком чести. Честь и бесчестие в «Капитанской дочке

Русская литература во все века и времена поражала читателей глубиной анализа поставленных нравственных проблем. Не одно поколение решало для себя вопросы морального выбора, противостояния добра и зла, верности долгу и предательства, любви и ненависти, чести, достоинства, опираясь на лучшие произведения А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Ф. М. Достоевского, Л. Н. Толстого и так далее.
А. С. Пушкин определил сквозную идею своего творчества следующим образом: «...чувства добрые я лирой пробуждал...»
Поэтому на его произведениях современные люди учатся постигать любовь, дружбу, свободу и сострадание. Одно из самых насыщенных нравственными проблемами произведений - повесть «Капитанская дочка». Ее герои проходят трудный путь, в ходе которого и формируются их представления о чести и долге.
Самый первый урок нравственности заключен уже в эпиграфе к произведению: «Береги честь смолоду». Герой повести - Петр Гринев - во всех ситуациях поступает как человек чести. То есть, совершая свой выбор, он беспокоится о том, чтобы поддержать кодекс дворянской чести, унаследованный от отца, который не хотел, чтобы сын служил в Петербурге и был «шаматон», а не солдат, и, кроме того, Гринев внимает голосу своей совести, которая заставляет его отличать хорошее от дурного.
Для Петруши Гринева, который «жил недорослем, гоняя голубей и играя в чехарду с дворовыми мальчишками», наступает пора принятия самостоятельных решений. И оказывается, что этот человек, не очень еще подготовленный к жизни, этот мальчик, которого Савельич называет «дитя», не колеблясь, поступает в соответствии с законами нравственности, независимо от серьезности возникших в его жизни проблем. Так, Гринев заставляет своего дядьку отдать сто рублей, которые он проиграл ротмистру гусарского полка Зурину, и хотя юношу мучили «неспокойная совесть и безмолвное раскаяние», а также жалость к «бедному старику», чувство чести оказывается сильнее.
Петр Гринев своим поведением учит читателя быть честным и в любви. Герой не терпит бесстыдные речи своего противника - Швабрина - о Маше Мироновой, капитанской дочке, и вызывает его на дуэль, хотя об их разговоре никому не было известно и Гринев пошел бы на компромисс только со своей совестью. Однако честь и достоинство любимой девушки становятся честью и достоинством его самого. О том, как по-разному воспринимают понятие чести Гринев и Швабрин, можно судить из высказывания Маши: «Как мужчины странны! За одно слово, о котором через неделю верно б они позабыли, они готовы резаться и жертвовать не только жизнью, но и совестью, и благополучием тех, которые...»
Гринев воспринимается уже не как «недоросль», а как взрослый мужчина, который может взять на себя ответственность за любимую женщину и ее судьбу. Неудивительно, что, когда доходит дело до ситуации, в которой надо выбирать между верностью и предательством, а следовательно, между смертью и жизнью, герой, не сомневаясь, идет на смерть, потому что он присягал императрице, а Пугачев - «вор и самозванец». Но здесь проявляется не только честь Гринева как офицера; его нравственное чувство настолько органично, что даже после помилования он отказывается целовать руку «государя»: «Я предпочел бы самую лютую казнь такому подлому унижению». Молодой человек учит своим примером вести себя достойно во всех ситуациях: ведь поцелуй руки «злодея» ничего бы не изменил, Гринев не нарушил бы присягу и не предал бы государыню, зато не рисковал бы жизнью (Савельич говорит ему: «Не упрямься! Что тебе стоит? Плюнь да поцелуй... у него ручку»), но он изменил бы себе, а это для Гринева не менее страшно.
Герой рискует жизнью еще два раза. Первый раз, когда возвращается в Белогорскую крепость за Машей, узнав, что «Швабрин принуждает ее выйти за него замуж», понимая, что его любовь и чувство ответственности за сироту глубже, чем страх за свою жизнь. И второй, когда не произносит имя капитанской дочки в суде, хотя может потерять при этом не только жизнь, но и свое честное имя. Но «мысль впутать имя ее между гнусными изветами злодеев и ее самую привести на очную сними ставку - эта ужасная мысль так меня поразила, что я замялся и спутался».
Однако не только для Петра Гринева нравственность является природным свойством натуры, но и другие герои поступают в соответствии со своим нравственным идеалом и учат читателей различать добро и зло. Комендант Белогорской крепости Иван Кузьмич, который в обыденной
жизни во всем подчиняется своей жене, в экстремальной ситуации организует оборону крепости, не желает сдаться на милость Пугачева и готов к смерти: «Умирать так умирать: дело служивое!» На вопрос Пугачева: «Как ты смел противиться мне, своему государю?» - комендант, изнемогая от раны, собрал последние силы и отвечал твердым голосом: «Ты мне не государь, ты вор и самозванец, слышь ты!» После гибели мужа Василиса Егоровна называет Пугачева «беглым каторжником» и, погибая, остается верна чувству;\юбви и гордости за своего мужа.
Марья Ивановна, которая в начале повести кажется тихой, скромной, даже не очень привлекательной, трусливой, впоследствии проявляет лучшие свои качества. Оставшись сиротой, находясь в полной зависимости от Швабрина, больная она отказывается выйти за него замуж: «Я никогда не буду его женою! Я лучше решилась умереть, и умру, если меня не избавят». Любовь, верность, чувство собственного достоинства, гордость - вот чему учит эта сцена.
В конце произведения Маша Миронова, как многие другие героини русской литературы, вызволяет своего любимого из беды. Именно благодаря ее усилиям доказана невиновность жениха Марьи Ивановны, в этой ситуации, как и в сцене дуэли, честь и достоинство Петра Гринева становятся честью и достоинством капитанской дочки.
Нравственные законы, по которым живут герои повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка», не приобретены ими в течение жизни. Они являются органичным, естественным свойством натуры рассматриваемых персонажей. Эти же нравственные категории являются частью народного сознания, которое ярче всего воплотилось в произведениях устного народного творчества. Как раз в сказках, песнях, пословицах и поговорках проявились мудрость народа, представление о добре и зле, мечты о счастье. Нравственные уроки и объединяют повесть Пушкина и творения фольклора; недаром в качестве эпиграфов и ко всему произведению, и к отдельным его главам автор выбирает, в частности, пословицы, фрагменты народных песен (свадебных, солдатских, исторических). Таким образом, можно говорить об истинной народности повести А. С. Пушкина.
Сама форма произведения - воспоминания - предполагает, что их автор делится своим жизненным опытом, хочет, чтобы читатель научился на его ошибках. Такое ощущение, что эти записки адресованы в будущее - в наш «жестокий век», с тем чтобы напомнить современным людям о тех нравственных законах, которые ежедневно нарушаются в наше время. Русская литература всегда отличалась своим учительным характером, и повесть А. С. Пушкина «Капитанская дочка» - яркое подтверждение тому.

Береги платье снову, а честь смолоду. Наверное, каж­дый из нас впервые задумался над справедливостью этой известной пословицы, когда читал в школе «Капитан­скую дочку» А.С. Пушкина. Действительно, что такое честь: многие сегодня, к сожалению, считают это поня­тие надуманным, эфемерным, оторванным от реальной жизни. Другие утверждают, что именно честь всегда бы­ла основой верности Родине, делу, семье. Попытаемся ответить на вопрос: что же такое честь и почему ее, по словам А.С. Пушкина, нужно с юных лет « беречь, как хрустальный сосуд, как главную жизненную драгоцен­ность».

Обратимся к роману «Капитанская дочка». Главный герой, молодой русский дворянин Петр Гринев, проходит через тяжелейшие испытания, не уронив чести офицера и порядочного человека. Как ему это удается? Читатель знает, что Петруша, как его ласково называет Савельич, не получил серьезного образования и достойного воспи­тания. С одной стороны, месье Бопре, который «в отече­стве своем был парикмахер» и не пытался даже вложить в душу русского мальчика понятия о чести и достоинст­ве, поскольку нельзя вложить в воспитанника то, чем не обладаешь сам. С другой стороны, до отъезда в Белогор­скую крепость Савельич хоть и числился «дядькой» Пет­руши, но никакого влияния на подростка не оказывал, потому что пока юный дворянин относился к пожилому человеку только как к слуге. Откуда же в неокрепшей душе мальчика представления о чести? Безусловно, это влияние родителей, в первую очередь отца, вельможи екатерининского времени, пострадавшего именно за че­стность и порядочность.

Когда Петруша попал в Белогорскую крепость, неза­метно для него самого продолжилось формирование представлений о чести и достоинстве. Общение с семьей капитана Миронова стало настоящей школой доброты, человеческой отзывчивости, примером служения России. Таким образом, к моменту захвата крепости Пугачевым молодой русский офицер Петр Андреевич Гринев был уже сформировавшейся личностью, человеком, для ко­торого честь дороже жизни. И никакие обстоятельства не могли поколебать Петрушу изменить своим нравствен­ным принципам. Поэтому на предложение бунтовщика он гордо и честно отвечает, что один раз уже присягал отечеству и государыне - «боле присягать не буду». Ге­рой Пушкина, безусловно, рисковал своей жизнью, столь смело и решительно отказавшись от сотрудничества с Пугачевым. Но именно честь и смелость молодого офице­ра и оценил грозный предводитель крестьянского вос­стания. Потому он и помогает Петруше, что видит в этом вчерашнем мальчике нечасто встречающееся даже в офицерской среде нравственное качество - честь солдата и человека!

Через много испытаний пришлось пройти Гриневу и его любимой Маше. Бесконечно восхищают и удивляют их поведение и поступки: нигде, никогда, ни при каких обстоятельствах не поступились они достоинством, свои­ми представлениями о долге, чести, справедливости. И каким замечательным примером являются они для всех нас!

Таким образом, можно сделать вывод: честь - это не умозрительное, оторванное от жизненных реалий поня­тие. Это непреходящая нравственная ценность, которая формируется еще с детства и которую надо беречь всю жизнь. Ее антиподы - бесчестье, подлость, предательст­во. Сохранить честь смолоду, как считает и сам прекрас­но знавший, что такое честь, Пушкин, удастся не всем: только требовательные к себе, постоянно работающие над собой, порядочные, достойные, честные способны на это!

Здесь искали:

  • честь определение для сочинения капитанская дочка
  • что такое честь по роману капитанская дочка сочинение
  • как вы понимаете значения слова честь напишите сочинение рассуждениекапитанская дочка

Вопрос чести занимает первое место в ряду нравственных символов. Можно пережить распад экономики, можно смириться, хотя и очень трудно, с распадом государства, можно, наконец, перетерпеть даже расставание с самыми дорогими людьми и с Родиной, но с разложением нравственности никогда не смирится ни один народ на земле. В человеческом обществе всегда относились с презрением к бесчестным людям.

Потеря чести — это падение моральных устоев, за которым следует неотвратимое наказание. Безнравственность губит личность человека, целые народы исчезли с лица земли в результате того, что их правители забыли о нравственных нормах.

Русские писатели всегда обращались в своих произведениях к проблеме чести. Можно сказать, что эта проблема была и есть одна из центральных в великой русской литературе.

Понятие чести воспитывается в человеке с детства. На примере повести А. С. Пушкина "Капитанская дочка" мы можем проследить, как это происходит в жизни и к каким приводит результатам. Главный герой повести Петр Андреевич Гринев в детстве получил хорошее воспитание. Ему было с кого брать пример. Пушкин устами Савельича на первых страницах повести знакомит читателей с нравственными установками рода Гриневых: "Кажется, ни батюшка, ни дедушка пьяницами не бывали; о матушке и говорить нечего..." Такими словами воспитывает старый слуга своего подопечного Петра Гринева, который впервые напился и вел себя неприглядно.

Первый раз Петр Гринев поступил по чести, вернув карточный долг, хотя в той ситуации Савельич пытался его уговорить уклониться от расчета. Но благородство взяло верх. Человек чести, по-моему, всегда добр и бескорыстен в общении с другими. Например, Петр Гринев, несмотря на недовольство Савельича, отблагодарил бродягу за услугу, подарив ему заячий тулуп. Его поступок в будущем спас им обоим жизни. Этот эпизод как бы говорит, что человека, живущего по чести, сама судьба хранит. Но дело еще и в том, что люди помнят добро, — значит, у человека благородного больше шансов на житейское счастье.

Нравственные испытания ожидали Гринева и в крепости, где он служил. Швабрин препятствует любви Гринева к Маше Мироновой, плетет интриги. Дело доходит до поединка. Швабрин во всем противоположен Гриневу. Это человек корыстный и неблагородный. Даже во время поединка он не погнушался воспользоваться для нанесения удара бесчестной ситуацией. Судьба в будущем также предъявит ему счет за его жизненную позицию, но совсем иной, нежели Гриневу.

Швабрин примкнет к Пугачеву, и его осудят как нарушившего присягу офицера. На примере Швабрина Пушкин показывает, что внешняя культура мало влияет на становление характера человека. Ведь Швабрин был даже образованнее Гринева, Он хорошо знал французские романы, стихи, был умным собеседником. Он даже пристрастил Гринева к чтению. Поэтому напрашивается вывод, что решающее значение имеют внутренние установки человека, его понятия о добре и зле.

Во время пугачёвского бунта особенно ярко проявились нравственные качества одних героев повести и низость чувств других. Мы узнали, что капитан Миронов и его жена предпочли смерть, но не сдались на милость бунтовщиков. Так же поступил и Петр Гринев, но был помилован Пугачевым. Мне кажется, автор дал понять читателю, что Пугачев проявил великодушие в отношении молодого офицера не только из чувства благодарности за старую услугу. Он в равной степени, как мне показалось, оценил в Гриневе человека чести. Сам предводитель народного восстания не был чужд понятиям чести. Более того. Гринев и Маша благодаря Пугачеву навеки обрели друг друга.

Швабрин оказался бессилен в осуществлении своих корыстных планов. Пугачев не только не поддержал Швабрина, но и явно дал ему донять, что он бесчестен и поэтому Гриневу не конкурент.

Молодой Гринев имел влияние даже на самого Пугачева. Так, атаман рассказал офицеру сказку, услышанную им от старой калмычки, в которой речь шла о том, что лучше один раз напиться свежей крови, чем триста лет питаться падалью. Конечно, сказочный орел и ворон в сказке символизируют разный подход к проблемам революционного преобразования страны. Пугачев явно отдавал предпочтение орлу, питающемуся кровью. Но Гринев — смело ответил атаману: "Затейлива... Но жить убийством и разбоем значит, по мне, клевать мертвечину". Пугачев после такого ответа Гринева погрузился в глубокие размышления.

Интересен финал повести. Казалось бы, связь с Пугачевым станет для Гринева роковой. Его действительно арестовывают по доносу. Ему грозит смертная казнь, но Гринев решает из соображений чести не называть имени своей возлюбленной. Если бы он рассказал всю правду о Маше, ради спасения которой он, собственно, и очутился в такой ситуации, то его бы наверняка оправдали. Но в самый последний момент справедливость восторжествовала. Мария Миронова сама обращается с просьбой о помиловании Гринева к даме, приближенной к императрице. Дама верит бедной девушке на слово. Этот факт говорит о том, что в обществе, где большинство людей живут по чести, справедливости всегда легче добиться. Дама оказывается самой императрицей, и судьба возлюбленного Маши решается в лучшую сторону.

Гринев до конца остался человеком чести. Он присутствовал на казни Пугачева, которому был обязан своим счастьем. Пугачев узнал его и кивнул головой с эшафота. Таков финал повести Пушкина.

Итак, пословица "береги честь смолоду" имеет значение жизненного талисмана, помогающего преодолевать суровые жизненные испытания.

Досадно мне, что слово «честь» забыто,
И что в чести наветы за глаза.

В. Высоцкий

В крепости Белогорской, куда был направлен для службы молодой офицер , он познакомился со . Это был более опытный офицер, некогда служивший в гвардии, но за участие в дуэли сосланный на окраину Российской империи. Тема чести и бесчестия в «Капитанской дочке» наиболее остро выражена в поступках этого литературного героя.

Молодые люди подружились. Служба их не обременяла, не было ни учений, ни смотров. Швабрин и Гринев часто встречались, проводили время в беседах и играх. Гринев брал у Швабрина читать французские романы и даже попробовал свои силы в поэтическом творчестве. В первом своем любовном стихотворении он упомянул Машу. Швабрин критично отнесся к поэзии начинающего литератора, и не упустил случая оскорбить . Он всегда отзывался о девушке нелицеприятно и даже сумел на первых порах создать плохое мнение о ней в глазах Гринева.

Правда, Петр Андреевич очень быстро понял, что Швабрин напрасно оговаривает девушку, которая была смышленой и впечатлительной барышней. Но он, не зная, что Швабрин не равнодушен к Маше, не понимал, почему Швабрин вел себя так по отношению к дочке коменданта крепости. И когда Швабрин в очередной раз оговорил девушку, Гринев в резкой форме обвинил своего товарища во лжи и оговоре. Швабрин вызвал Гринева на дуэль.

Люди особенно ярко проявляют себя в критической ситуации. Опытный дуэлянт Швабрин настаивал на поединке. Первая дуэль была сорвана, потому что простодушный Гринев попросил Ивана Игнатьича быть его секундантом. На что Иван Игнатьич не просто отказался, но расстроил сатисфакцию. Швабрин по-прежнему добивался поединка, хотя прекрасно понимал, что Гринев обвинил его справедливо, но он хотел использовать в своих целях. Во второй раз дуэлянты спустились к реке.

Гринев неплохо владел шпагой, и Швабрину пришлось обороняться. Тут, на удачу Швабрина, Гринева окликнул . Тот обернулся, и Швабрин, воспользовавшись моментом, проткнул молодому человеку плечо. Это был бесчестный поступок Швабрина, поскольку он должен был дождаться, когда Гринев встанет в боевую позу.

Пока Гринев несколько дней лежал в беспамятстве, Швабрин написал донос на Петра Андреевича его отцу. Он рассчитывал, что отец добьется перевода в другую крепость, или вовсе отзовет сына со службы. Гринев получил от отца строгую отповедь и отказ в благословении на брак с Машей, но остался в крепости.

Дворянское сословие в России выделялось среди иных сословий. Первейшим принципом дворянского мировоззрения была уверенность в том, что высокое положение дворянина обязывает его быть эталоном высоких нравственных качеств. «Кому много дано, с того много и спросится». Воспитание дворянского отпрыска было направлено на совершенствование моральных качеств: быть смелым, честным, просвещенным ему следовало не для того, чтобы достичь каких-либо высот (славы, богатства, высокого чина), а потому что он дворянин, потому что ему уже много дано, и он должен быть именно таким.

Таковы были понятия о чести у Гринева, и он ожидал, что Швабрин такой же, потому что он тоже дворянин. Он не мог поверить в бесчестные поступки своего товарища, но факты говорили о другом. Швабрин бессовестным образом переступил через понятия о дворянской чести.

В этом Гринев снова убедится через некоторое время, когда на крепость нападет . Швабрин забудет о присяге императорскому двору и одним из первых присягнет самозванцу, станет служить у него, в то время как Гринев под страхом смерти откажется служить атаману, какие бы аргументы не приводил Савельич. Особенно омерзительно в глазах Гринева выглядела сцена, когда Швабрин валялся в ногах у Пугачева, вымаливая пощаду.

Петр Андреевич держится перед разбойником с достоинством, отвечает ему честно, как думает. И Пугачев испытывает к молодому человеку неподдельное уважение. Общаясь с ним, Гринев ни на минуту не забывает о присяге, и даже попытается уговорить Пугачева сдаться на милость Императрицы. Но атаман отказывается.

Когда оказавшийся под следствием Швабрин рассказал на допросе о дружеских , он умолчал о дочери капитана Миронова. Но сделал это не из любви к Маше, и не из желания оградить девушку от допросов, а потому что понимал, что Маша была единственной свидетельницей способной дать показания в защиту Гринева. Сам Гринев не хотел впутывать Машу в процесс, стремясь защитить ее от следствия, и был готов ради ее спокойствия пойти на каторгу. Казалось бы, поступок один, а помыслы оказались разными. Честь и бесчестие Гринева и Швабрина проходят контрастом через все произведение.

Таким образом, Гринев, несмотря на свой юный возраст, при любых, самых сложных и критических обстоятельствах вел себя достойно, своими поступками доказывая, свою принадлежность к дворянскому сословию. Бесчестный человек Швабрин, напротив, давно забыл о дворянской морали. Он демонстрировал свою гордость, и вспоминал о принадлежности к сословию, когда нужен был лишний повод для дуэли.

Честь — это одна из самых значимых человеческих ценностей. Поступать честно — значит прислушиваться к голосу совести, жить в согласии с собой. Такой человек всегда будет иметь преимущество над остальными, поскольку никакие обстоятельства не способны сбить его с истинного пути. Он ценит свои убеждения и остается верен им до конца. Бессовестный человек наоборот – рано или поздно терпит поражение хотя бы потому, что сам себя предал. Лжец теряет свое достоинство и переживает нравственный упадок, а потому у него нет духовной силы отстаивать свою позицию до конца. Как говорится в известной цитате из фильма «Брат»: «Сила в правде».

В повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка» тема правды занимает центральное место. В качестве эпиграфа автор берет известную пословицу «Береги платье снову, а честь — смолоду» и на протяжении всего произведения развивает эту мысль. В повести мы видим «противостояние» двух героев — Гринева и Швабрина, один из которых выбрал идти дорогой чести, а другой свернул с этого пути. Петруша Гринев защищает не только честь девушки, оклеветанной Швабриным, он защищает честь своей Родины и своей императрицы, которой он давал присягу. Влюбленный в Машу Гринев вызывает на дуэль Швабрина, оскорбившего честь девушки, позволив себе недопустимые намеки в ее адрес. На самой дуэли Швабрин вновь поступает нечестно и ранит Гринева, когда тот отвлекается. Зато читатель видит, кого выбирает Маша.

Приход Пугачева в крепость — еще одно испытание для героев. Швабрин, преследуя свои интересы, переходит на сторону Пугачева и тем самым предает и себя, и Родину. А Гринев даже под страхом смерти остается верен своим убеждениям. И Пугачев, разбойник и революционер, оставляет Гринева в живых, потому что способен оценить такой поступок.

Война — это тоже испытание для чести. В повести В. Быкова «Сотников» мы снова наблюдаем двух противоположных персонажей — партизан Сотников и Рыбак. Сотников, несмотря на свою болезнь, добровольно вызывается идти на поиски продовольствия, «потому что другие отказались». Он в одиночку отстреливается от полицаев, в то время как Рыбак убегает и бросает своего товарища. Даже попав в плен, на допросе, под жестокими пытками, он не выдает местоположения своего отряда. Сотников погибает на виселице, но сохраняет и честь, и достоинство.

Благородное, казалось бы, возвращение Рыбака за отставшим товарищем имеет низкие мотивы: он боится осуждения окружающих и не знает, как объяснить в отряде свой предательский поступок. Потом, в плену, когда их ведут на казнь, Рыбак соглашается перейти на службу к немцам, чтобы спасти свою жизнь. Однако потеряв последнюю надежду сбежать, он приходит к выводу, что смерть — его единственный выход. Но ему не удается совершить самоубийство, и этот трусливый, слабый духом человек вынужден всю жизнь мучиться под ударами совести.

В заключение хочется сказать, что мы должны воспитывать в себе и беречь привычку поступать честно, по совести. Это одна из тех основ, на которых держится общество. Даже сейчас, когда времена рыцарей и дуэлей давно прошли, нельзя забывать истинное значение понятия «честь».

Интересно? Сохрани у себя на стенке!
Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!