Все что нужно знать о груди

Современные аспекты взаимодействия детских библиотек и общеобразовательных учреждений г. Орла

Решению многих проблем в деле активизации чтения может и должно способствовать построение системы взаимодействия публичных библиотек и школ. В советский период такая система существовала и давала ощутимый социальный эффект - именно в этой системе закладывался фундамент самой читающей страны, поскольку все ученики школ в составе коллектива класса или индивидуально становились читателями районной библиотеки. Последние пятнадцать-двадцать лет оказались достаточным сроком для того, чтобы работающая система разладилась. Основной причиной этого процесса, очевидно, явились непомерно высокие ведомственные барьеры, установившиеся между сферами образования и культуры в результате отказа от единого идеологического руководства как проявления государственной политики в социально-гуманитарной сфере. Система взаимодействия библиотек и школ переродилась в совокупность отдельных контактов, количество и интенсивность которых зависит исключительно от доброй воли и творческого потенциала педагогов и библиотекарей. Существование и даже некое усиление ведомственной разобщенности публичных библиотек и школ в настоящее время подтверждается тем фактом, что активные попытки преодоления кризиса школьных библиотек предпринимаются вне контекста их взаимосвязи с публичными библиотеками.

Безусловно, сегодня силами специалистов-энтузиастов поддерживаются лучшие традиции приобщения школьников к чтению, унаследованные от советского времени. Об этом, в частности, свидетельствуют многочисленные публикации различных сценарных и методических разработок библиотекарей и педагогов в весьма популярном профессиональном издании «Читаем, учимся, играем» (Издательство «Либерея»). Большинство этих материалов ориентировано именно на использование в работе с классами школ. Однако наряду с этим нельзя не отметить явные изъяны во взаимодействии библиотек и школ:

Совместная деятельность библиотек и школ зачастую ограничивается младшим школьным возрастом;

В меньшей степени охвачено среднее звено школ, единичные мероприятия адресованы старшеклассникам;

За редким исключением библиотека работает со всеми классами школы (небольшие гимназии, школы надомного обучения и т.п.);

Не всегда выстраивается система в тематическом наполнении совместных мероприятий.

События последнего времени свидетельствуют о том, что постепенно начинают складываться реальные предпосылки для возрождения или даже построения новой системы взаимодействия публичных библиотек и школ Москвы. Данная проблематика, в частности, стала предметом внимания двух конференций, прошедших в 2010 году под эгидой столичных Департамента образования и Департамента культуры .

Важнейшей реальной предпосылкой решения обозначенной выше задачи являются два документа, принятых в Москве в 2008-2009 гг. и устанавливающих новое правовое поле для объединения социальных институтов различной ведомственной принадлежности, но единых целевых установок - публичных библиотек и школ.

В 2008 году Постановлением Правительства Москвы была принята Концепция развития библиотечного обслуживания населения города Москвы на период до 2015 года и план ее реализации. Одним из пунктов плана обозначены мероприятия, направленные на организацию взаимодействия публичных библиотек города с библиотеками федерального и отраслевого ведения, в том числе со школьными библиотеками города. Детализация задач по этому направлению включает:

Развитие справочно-информационного обслуживания с использованием межбиблиотечного абонемента;

Проведение ежегодного Межрегионального интеллектуального марафона «Прими книгу в подарок» (по Федеральным округам России);

Созданию корпоративной телекоммуникационной сети публичных и школьных библиотек Москвы (2011-2012 гг.);

Участие специалистов публичных библиотек города в профессиональных мероприятиях (семинарах, конференциях, совещаниях), проводимых федеральными и ведомственными библиотеками;

Реализация совместных научных, культурно-просветительских, издательских, досуговых и иных программ на основе договоров о сотрудничестве;

Проведение ежегодной общероссийской конференции «Инициатива молодых».

С организационной точки зрения важно, что ответственными исполнителями этих работ обозначены Департамент культуры города Москвы, Департамент образования города Москвы, городские библиотеки, ЦБС и самостоятельные библиотеки.

В 2009 году принят Закон города Москвы «О библиотечно-информационном обслуживании населения города Москвы». В контексте настоящей публикации важно указать на статью 8 Закона, в которой, в частности, содержатся следующие пункты:

2. Основой системы библиотечно-информационного обслуживания населения города Москвы являются государственные публичные библиотеки. В систему библиотечно-информационного обслуживания населения города Москвы могут быть включены библиотеки различной ведомственной принадлежности и форм собственности, другие организации.

3. Принципом функционирования системы библиотечно-информационного обслуживания является интеграция библиотечных фондов на основе Единого электронного каталога и координации комплектования библиотечных фондов.

4. В целях рационального использования библиотечно-информационных ресурсов участники системы библиотечно-информационного обслуживания населения взаимодействуют с другими организациями культуры, иными организациями, располагающими фондами документов и базами данных.

Первым из перечисленных пунктов закон устанавливает, что основой системы, приобщающей людей к чтению, должны быть публичные библиотеки в силу их общедоступности. Понятие «общедоступность» многопланово. Прежде всего, это доступность библиотеки для всех граждан без ограничения по возрасту, физическим возможностям, социальному положению, месту жительства и месту пребывания. Важным достоинством публичной библиотеки является ее шаговая доступность, которая измеряется 15-20 минутами ходьбы от места пребывания читателя до библиотеки. Не менее важен и временной аспект доступности. Режим работы библиотеки обеспечивает удобный доступ в нее всех групп пользователей и гибко реагирует на изменения социальной ситуации.

Также в законе обозначено, что главное, ради чего должны объединиться библиотеки и школы - это фонды: необходимо обеспечить людей ресурсами для чтения. В последнем из приведенных выше пунктов закона обозначена не менее значимая перспектива развития межведомственного взаимодействия на ниве чтения, когда в орбиту системы «библиотеки - школы» могут вовлекаться и другие структуры - книготорговые организации, клубы, театры, музеи и т.д.

В качестве действенных организационно-содержательных предпосылок построения системы взаимодействия публичных библиотек и школ необходимо упомянуть ещё ряд документов, которые не впрямую ориентированы на активизацию чтения, но их можно и нужно использовать как повод и как средство реально повысить читательскую активность самых разных возрастных, социальных, профессиональных групп. Речь о целевых программах, большинство из которых - межведомственные . Если библиотеки и школы будут руководствоваться приоритетом чтения, то выбирая из всего разнообразия форм работы по целевым программам, им надо отдавать предпочтение тем, которые связаны с книгой, с творчеством по материалам прочитанного, с развитием информационной грамотности.

Организационная форма сотрудничества, основанная на целевых программах, предусматривает определенную ответственность и контроль исполнения позиций программы её участниками и в большой степени благодаря этому приносит ощутимый результат.

Таким образом, правовая основа объединения библиотек и школ имеется. Содержательными основами их объединения являются единые и для библиотек, и для школ миссия и цель их деятельности. Миссию можно сформулировать так: растить грамотное, культурное, высоко нравственное, патриотически настроенное, здоровое поколение. Цель деятельности для выполнения миссии - дети, подростки, юношество должны читать.

Переходя на уровень задач, можно сказать, что для библиотек они, на наш взгляд, заключаются в том, чтобы заполнить библиотечные залы детьми, подростками, юношеством; повысить востребованность библиотечных ресурсов; обеспечить выполнение социальных программ и т.д.

Задачи школ связаны с внедрением новых образовательных стандартов для начального и среднего звена общего образования и включают: освоение учениками универсальных учебных действий (поиск и выделение необходимой информации, структурирование знаний, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме, смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели, извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров, определение основной и второстепенной информации, свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей, понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации и др.); воспитание учащихся; информационное обеспечение каждого субъекта образовательного процесса широким доступом к информационно-методическим фондам.

Несмотря на то, что большинство из перечисленных задач школ в свете нового образовательного стандарта связаны с информационной грамотностью и культурой чтения, в сфере образования недооценивается значение чтения для достижений целей обучения и воспитания. Свидетельство тому - результаты исследования «Чтение с листа и чтение с экрана», проведенного Русской ассоциацией чтения в 2009 году. Исследованием было охвачено несколько школ Москвы и Московской области. В нём приняли участие 162 учащихся 7-х классов. Материалом исследования служили два текста: художественный (сказка) и нехудожественный (повествовательный научно-познавательный рассказ).

Полученные результаты исследования удручают, так как показывают, что более 60% школьников учатся в школе, понимая менее половины содержания учебных и других текстов.

Кроме того отмечено, что уровень понимания научно-популярного текста ниже, чем художественного, так как чтение в средней школе связано в первую очередь с таким предметом, как литература, где школьники знакомятся с художественными текстами. Обучение чтению в начальной школе также велось в основном на чтении литературных произведений. Ни один учитель-предметник не работает над чтением и пониманием текстов по своему предмету, поскольку эта задача перед ним не поставлена, и он не умеет этого делать. У учащихся нет привычки восполнять недостающую информацию даже при наличии Интернет-ресурсов и необходимости это делать. Наибольшую трудность представляют вопросы повышенной сложности - интерпретационные, концептуальные и рефлексивные. С выявлением фактической информации в текстах учащиеся справляются лучше, одновременно им крайне трудно даются формулировки полного ответа и его запись.

Исправлению подобной ситуации будет способствовать активная, инициативная деятельность публичных библиотек. Именно они могут и должны помочь школе внедрить чтение в учебный процесс. В системе взаимодействия со школой публичные библиотеки готовы принять на себя функцию дополнения учебного процесса (с помощью привлечения к освоению учебного материала дополнительной литературы из своих фондов, а также заполняя вторую половину дня учеников занятиями с книгой) и функцию компенсации такого серьезного изъяна школьного обучения, как не использование в учебном процессе современных стратегий и методик работы с различными текстами, и прежде всего, таких методик, которые ориентированы на получение удовольствия от чтения, предполагают совместную деятельность в процессе освоения прочитанного и поощрение читательской активности и учащихся, и педагогов.

Первым шагом на этом пути должно стать доведение до сведения школ информации о возможностях современных публичных библиотек. Применительно к столичному региону в этом плане важно подчеркнуть, что благодаря реализации масштабной Целевой комплексной программы развития публичных библиотек города Москвы как информационных интеллект-центров и последующих аналогичных программ окружного и районного уровней библиотеки получили удобные, комфортные, современные помещения, максимально открытый доступ к фондам, оборудованные места для размещения выставок, привлекательные залы для проведения мероприятий. Пополнена и обновлена база компьютерной, копировальной, аудио, видео- и иной техники, обеспечен доступ к электронным ресурсам и Интернету. Образованы центры психологической поддержки, отделы музейной и культурно-досуговой работы, межрегионального и международного сотрудничества, общественных связей. Расширены профильные фонды - отделы литературы на иностранных языках, библиотеки краеведческой литературы, отделы нотно-музыкальных изданий и литературы по искусству, медиатеки. Весь этот потенциал, безусловно, необходимо направить на всемерную поддержку чтения, прежде всего, подрастающего поколения, в том числе и рамках учебного процесса.

Для раскрытия возможностей библиотек перед школами необходимо систематически проводить акции рекламно-информационного содержания и массового характера (в идеале - для каждого класса близлежащих к библиотеке школ), составить планы-графики проведения экскурсий, организовать циклы занятия по библиотечно-информационной грамотности.

В результате этой работы на этапе школьного обучения у детей, подростков и юношества, а также у педагогов, воспитателей и родителей вырабатывается привычка ходить в библиотеку, формируется позитивный стереотип решения учебных, образовательных и жизненных задач с помощью библиотеки.

Стоит отметить, что катализатором процесса объединения публичных библиотек и школ может выступить организация, глубоко и всесторонне занимающаяся проблемами чтения. В данном случае необходимо обратить внимание на деятельность Русской ассоциации чтения, которая входит в состав Международной ассоциации чтения (IRA) и объединяет любителей чтения и специалистов разных областей знаний: педагогов и библиотекарей, психологов и социологов чтения, журналистов, издателей. Основной проект Ассоциации, предполагающий тесное взаимодействие школы и библиотеки, носит название «Школа, где процветает грамотность» и реализуется в России на протяжении 11 лет . Проект базируется на том, что чтение - это основа образования, обучения и воспитания. Даже годовое участие в проекте, по свидетельству его участников, дает ощутимые результаты, выражающиеся в том, что до 70% учащихся начинают больше читать, у 50% отмечается улучшение качества чтения, значительный процент учащихся осваивает эффективные методики работы с текстами и информацией.

Важнейший вопрос и построения системы «библиотеки - школы», и тем более, последующей работы в рамках этой системы заключается в необходимости обучения и постоянного повышения квалификации библиотекарей и педагогов. Ведущая роль в решении этого вопроса принадлежит Московскому государственному университету культуры и искусств. К сожалению, в структуре Библиотечно-информационного института МГУКИ на сегодняшний день отсутствует специализированная кафедра по подготовке библиотекарей высшей квалификации для работы с подрастающим поколением, тогда как за период своего существования кафедра детской литературы и библиотечной работы с детьми и юношеством взрастила немало профессионалов (к их числу причисляет себя и автор данной публикации). Смею надеяться, что актуализация задач по преодоления в стране кризиса чтения, прежде всего, путём погружения в творческую читательскую деятельность детей, подростков и молодёжи, явится весомым аргументом в пользу возрождения профильной кафедры БИИНа МГУКИ.

Целый ряд аспектов поддержки и развития чтения на базе библиотек и школ находится в поле зрения «Школы педагогического мастерства» Русской ассоциации чтения, которую посещают как библиотекари, так и педагоги различных специальностей. Обучение в Школе ведётся по двум курсам, разработанным президентом РАЧ, профессором Н.Н. Сметанниковой: «Стратегиальный подход к обучению чтению» и «Зарубежная методика преподавания английского языка. Текстовая деятельность». Слушатели курсов овладевают современными стратегиями освоения различных текстов, изучают технологии сопряжения чтения с учебным процессом и профессиональной деятельностью, а также способы продвижения чтения в культуру досуга и молодого поколения, и взрослых.

Представляется, что учёт выше изложенных соображений позволит направить вектор проводимых в настоящее время реорганизаций, реформ и экспериментов в сферах образования и культуры в сторону объединения усилий, предпринимаемых в целях повышения читательской активности, развития общей и читательской культуры граждан нашей страны.

Белоколенко Мария Владимировна, заместитель директора ГУК г. Москвы «Централизованная библиотечная система «Юго-Запад», вице-президент Русской ассоциации чтения, кандидат педагогических наук


«Взаимодействие публичных и школьных библиотек: состояние и перспективы»: научно-практическая конференция (Московский городской Дом учителя, 11 марта 2010 года), «Роль публичных и школьных библиотек в формировании культуры чтения»: научно-практическая видеоконференция (ЦУНБ им. Н.А. Некрасова, 16 июня 2010 года).

Вот только некоторые из актуальных тематических программ, в реализации которых задействованы библиотеки и школы Москвы: «Национальная программа поддержки и развития чтения» и «Десятилетие грамотности ООН: образование для всех 2003 - 2012 гг.», 2011 год - год Италии в России, год Испании в России, 2011 год - Год спорта и здорового образа жизни (Москва), «Патриотическое воспитание граждан РФ», «Культура Москвы», «Молодежь Москвы», «Дети улиц», «Столица многонациональной России», «Профилактика беспризорности, безнадзорности и наркомании», «Социальная интеграции инвалидов и других лиц с ограничениями жизнедеятельности города Москвы», «2001-2010 - Международное десятилетие культуры мира», экологическое, правовое просвещение и др.

Информация о проекте «Школа, где процветает грамотность» представлена на сайте Русской ассоциации чтения www.rusreadorg.ru.

Круглый стол, на котором шла речь о создании единого информационного, досугового и методического пространства библиотек района, состоялся 24 марта на базе Информационно-методического центра.

Текст и фото Ирина КОМЕЛЬ

С инициативой о таком сотрудничестве выступил районный Комитет по делам молодежи, культуре и спорту. Заявленная тема заинтересовала и собрала большое количество участников. Ее конкретизировала заведующая методической службой Центра Юлианна Шевякова: «Сотрудничество и взаимопомощь различных библиотечных учреждений органичны и выгодны каждой из сторон. Мы дополняем и взаимообогащаем друг друга. А главное, мы объединяемся для решения задач, отвечающих общим интересам. Ведь миссия у нас одна – привлечь детей к чтению. Если удастся наладить неформальное сотрудничество, то у школьных библиотек появится масса новых возможностей по развитию у детей и учащейся молодёжи устойчивого интереса к литературе, книге, чтению».

Сотрудничество библиотек, прежде всего, реально поможет школьным библиотекарям. Чаще всего работу в школе проводит один библиотечный сотрудник. У него колоссальная нагрузка: обслуживание на абонементе, обработка новых поступлений, ведение документации и справочно-библиографического аппарата библиотеки, движение фонда учебников и многое другое. До творчества и проведения массовых и действительно интересных мероприятий порой просто не доходят руки. И здесь берутся помочь муниципальные библиотеки.

Ещё один рабочий момент – территориальная удаленность некоторых школ от муниципальных библиотек. Для Кубинской школы №2, Одинцовской школы №17, а также для Перхушковской и Новогордковской общеобразовательных школ рекомендовано организовать передвижные пункты выдачи художественной литературы.

В ходе обсуждения коллеги познакомились с уже имеющимся опытом сотрудничества муниципальных библиотек со школьными библиотеками и учителями словесности. А заведующая одинцовской библиотеки семейного типа №4 Елена Коблюк рассказала о работе школьного летнего лагеря в муниципальной библиотеке. Идея так понравилась, что принято решение запланировать совместную работу муниципальных и школьных библиотек с детьми в летних пришкольных лагерях. А школьным библиотекам рекомендовано посещение муниципальных библиотек в период летних лагерей и проведение совместных библиотечных уроков.

Опытом работы со школами поселения поделились библиотекари Лесногородской поселковой библиотеки имени И.А. Новикова. Солидный потенциал этой публичной библиотеки оказался востребованным в образовательном процессе.

Участники круглого стола, распределившись на группы по поселениям, поближе познакомились и обсудили общие задачи. В диалоге были рассмотрены различные формы совместной работы с детьми, участие в организации летних лагерей при библиотеках, возможность обмена литературой и оперативной информацией, ведь сейчас практически все библиотеки оснащены компьютерами, имеют доступ в Интернет. Детям будет предложено приходить в библиотеку для подготовки учебных проектов. Это особенно актуально для сельской местности. Есть также задумка подключить библиотеки к самой большой базе электронных книг «ЛитРес». Тогда школьники могли бы скачивать в библиотеке на свои электронные носители подлинную книгу, а не её «пиратскую» версию. На базе библиотек планируется проводить и различные мастер-классы. Это очень актуально сегодня. Например, мастер-классы по созданию буктрейлеров в некоторых библиотеках уже опробованы. И выяснилось, что детям это на самом деле интересно.

По итогам круглого стола всем школьным библиотекам рекомендовано составить и передать в Информационно-методический Центр списки художественной и научно-популярной литературы, которые необходимы их читателям.

Наверное, статья не поразит ваше воображение своей уникальностью и новизной. Всё описанное известно и весьма успешно применяется. Но, на взгляд автора, сегодня вопросы сотрудничества выступают на первый план, и именно поэтому стоит ещё раз о них поговорить, систематизировать всё наработанное и открыть что-то новое в уже хорошо известном.

СОТРУДНИЧЕСТВО и обмен ресурсами являются давней доброй традицией в библиотечном деле. Библиотекари привыкли обращаться к коллегам, запрашивая самые разные материалы.

Ни одна библиотека в мире никогда не была и не будет самодостаточной. И особенно это очевидно сейчас, во времена победного шествия Интернета. Процессы совместной работы становятся не только желательными, но и необходимыми. Внедрение систем автоматизации библиотек, доступность Интернета, а также общие трудности (которые, как известно, сплачивают) открывают новые возможности для сотрудничества и обмена ресурсами.

Как правильно организовать такого рода сотрудничество и как новые информационные технологии могут в этом помочь?

Сотрудничество как современный стиль работы

Почему межбиблиотечное взаимодействие сегодня особенное актуально? Назовём только несколько причин, пожалуй самых первостепенных и очевидных.

– Рост количества издаваемых книг и мультимедийных средств (CD, DVD, WWW-технологии). Купить всё невозможно, а использовать фонды коллег – вполне реально.

– Ограничения в финансировании. У многих библиотек не хватает собственных средств на то, чтобы расширять свои фонды в соответствии с запросами пользователей.

– Очень сложно «в одиночку» поддерживать и развивать инновационную, неизведанную деятельность. Например, связанную с автоматизацией библиотеки, с формированием коллекций электронных информационных ресурсов.

Всё это нацеливает библиотеки на продолжение/развитие давней традиции «совместного труда на общую пользу».

Информационные технологии
в поддержку библиотечного сотрудничества

Однако, прежде чем рассмотреть существующие модели сотрудничества, попробуем выяснить, насколько развитие такой деятельности важно для библиотек.

Действительно, на что в первую очередь ориентируются библиотеки в условиях активного внедрения информационных технологий? Правильно – на автоматизацию!

Автоматизация библиотеки – сложный и длительный процесс. Это не только вопрос установки системы обработки данных. Это ещё и вопрос развития/ адаптации структуры организации для максимального использования тех преимуществ, которые предоставляют информационные системы.

Уже существующий опыт внедрения автоматизации библиотек позволяет сделать вывод о следующей последовательности практической работы в данной области.

Чаще всего первый шаг автоматизации – это создание библиотечного каталога. Он может начинать формироваться как с ретроконверсии, так и с занесения новых поступлений.

Когда работа по ведению электронного каталога налажена и ведётся в рабочем режиме, внимание обращается на другие библиотечные процессы: автоматизацию книговыдачи, комплектования (в том числе подписки).

Наглядным этапом развития автоматизации в библиотеке становится доступ читателей к электронному каталогу .

Со временем и очень небыстро создаётся необходимая для автоматизации инфраструктура : устанавливаются дополнительные «рабочие станции», формируется внутрибиблиотечная и/или внутришкольная сеть . В рамках ведения этой работы важно иметь хорошую пропускную способность сетевого канала, поскольку новые системы и технологии требуют передачи большего объёма данных с большей скоростью.

Поддержка межбиблиотечного сотрудничества на базе использования АИБС обычно рассматривается в последнюю очередь. Это один из наиболее сложных процессов. Библиотекам нужно суметь договориться о том, как они будут работать, используя базы данных друг друга, как будут обмениваться ресурсами, какие совместные услуги смогут предложить пользователям. Очень важно аккуратно распланировать эту часть работы, согласовать стандарты взаимодействия и как можно раньше заключить соглашения с другими библиотеками.

Как на практике устанавливается и развивается сотрудничество между библиотеками? Процесс этот небыстрый, постепенный, поэтапный.

1. Первым шагом обычно является обмен информацией о каталогах, фондах и доступности этих фондов.

Затем возможно создание и ведение сводного каталога. Обмен данными, которые создают библиотеки, можно осуществлять или через центральную базу данных как место единого доступа для всех библиотек (такой путь используется чаще) или через специальный сервер/набор серверов, поддерживающих протокол Z39.50.

Все библиотеки-участницы получают доступ к единой базе данных или к общему серверу. Теперь библиотеки-участницы могут как проводить поиск в собственных каталогах и получать из них информацию, так и находить необходимые материалы в каталогах других библиотек.

Актуализация (пополнение) сводного каталога производится с заданной периодичностью (еженедельно, ежемесячно). Чаще всего для внесения новых сведений используются различные носители: флешки, CD, флоппи-диски.

2. Следующим шагом в развитии сотрудничества способно стать внедрение технологий заказа и получения изданий из других библиотек, так называемый межбиблиотечный абонемент (МБА). Этот процесс может поддерживаться централизованно, если такой сервис интегрирован в сводный каталог. Или он может осуществляться напрямую между отдельными библиотеками. Важно, чтобы была возможность использовать библиографическую информацию, полученную поисковой системой, при заказе изданий. То есть чтобы существовала возможность объединить функции поиска и функцию заказа по МБА.

Важнейшей частью совместной работы является достижение договорённости по применению стандартов библиографической записи. Это необходимо для того, чтобы процессы обработки и пополнения баз данных были одинаковы, унифицированы. Такой подход позволит поддерживать единый корпоративный стандарт представления данных, что сделает совместно создаваемые ресурсы действительно полезными, рабочими.

Статья подготовлена при поддержке официального сайта детского питания «abbott» в России «www.abbottmama.ru». Если вы решили приобрести качественные знания о беременности и всех протекающих процессах у роженицы, то оптимальным решением станет обратиться на сайт «www.abbottmama.ru». Перейдя по ссылке: «34 недель беременности », вы сможете, не отходя от экрана монитора, получить полезную информацию. Сайт «www.abbottmama.ru» постоянно обновляет свою базу данных поэтому вы всегда сможете новую и актуальную информацию.

Модели сотрудничества

Итак, примем за аксиому, что сотрудничество всё же входит (пусть и не в первую очередь) в наши с вами планы развития библиотек. Каким оно может быть? Библиотеки сотрудничают друг с другом по-разному, время и условия определяют приоритетность тех или иных форм/моделей взаимодействия.

Ведомственная общность . Чаще всего отношения между библиотеками регулируются определённым набором правил, установленных соответствующим министерством, которому они подчиняются. Организация сотрудничества школьных библиотек на практике отличается от модели взаимодействия публичных библиотек, поскольку эти учреждения подчинены разным ведомствам, цели и задачи которых различны.

Таким образом, наиболее распространённая схема сотрудничества выстраивается в рамках определённого типа библиотек: школьные взаимодействуют со школьными; публичные – с публичными. К такому способу большинство библиотек подталкивает жизнь, поскольку лишь в этом случае они могут рассчитывать на централизованное ведомственное финансирование. По мнению властей, таким образом обеспечивается справедливое распределение ресурсов.

Данная модель наиболее естественна, проста и потому – хороша. Но она может стать «смирительной рубашкой», тормозом для библиотек, которые хотят расширять сотрудничество с другими библиотеками, развивать новые услуги.

Межведомственное партнёрство. Сотрудничество между библиотеками различных типов оправданно, иногда оно обусловлено географической близостью, библиотеки могут подходить друг другу по уровню инновационного, кадрового потенциала. Надо сказать, что развитие партнёрских отношений вне рамок одного ведомства может дать неожиданно сильный эффект.

Успешность взаимодействия публичных, детских, юношеских и школьных библиотек зависит от социокультурной ситуации в регионе, от поддержки руководства и гибкости организационных взаимоотношений между ведомствами.

Межведомственное взаимодействие может иметь самые разнообразные формы:

Развитие мягких форм сотрудничества, которые документально-нормативно не закреплены;

Организация централизованных систем работы;

Формирование консорциумов, работа в корпоративных сетях.

При этом базовым и незыблемым должно оставаться положение: детям должны быть предоставлены все возможные и наиболее комфортные условия для обучения, образования, для работы с информацией.

Первая форма организации партнёрских отношений особых пояснений не требует. Всем нам знакома практика, когда библиотеки помогают друг другу в проведении массовых мероприятий или просто консультацией, советом. Чаще всего в основе таких отношений – личные связи, давняя дружба, иногда – «патронаж» старшего и более опытного коллеги.

Вторая форма – взаимодействие на базе централизованных систем. Ключевое слово здесь «центр». То есть в данной модели всегда существует структура, которая является организационно и методически главенствующей. Вы скажете: «Что же здесь нового? Все мы знаем, что такое ЦБС!»

Разница в том, что централизации подвергаются библиотеки разной ведомственной принадлежности. Примером межведомственной централизацииможет служить деятельность Централизованной системы детских и школьных библиотек г. Озёрска, Челябинской области.

Библиотечное обслуживание всего детского населения г. Озёрска осуществляет Централизованная система детских и школьных библиотек (ЦСДШБ). Она включает Центральную городскую детскую библиотеку и 22 её филиала в школах и учреждениях дополнительного образования.

ЦСДШБ имеет единый фонд, единый справочно-библиографический аппарат, единую систему автоматизации во всех филиалах (в том числе и в школьных библиотеках). 70% библиотечного фонда ЦСДШБ находится в школьных филиалах. Фонд учебников хранится, и литература из него выдаётся в школьных библиотеках.

Отделы ЦСДШБ работают на все подразделения системы. Так, отдел комплектования и обработкиформирует единый фонд, «расписывает» издания для электронного и карточного каталога. Школьный библиотекарь получает готовые записи – карточки – для традиционного каталога. Кроме того, в библиотеки школ по электронной почте (или на дисках) отправляются готовые записи для электронного каталога и электронных баз данных. Отметим, что эти записи содержат сведения не только об изданиях данной школьной библиотеки, но и всего фонда ЦСДШБ. Таким образом, школьный библиотекарь освобождается от обработки новых поступлений, что существенно экономит рабочее время. Кроме того, школьная библиотека имеет данные обо всех ресурсах системы. При необходимости школьный библиотекарь может заказать и получить во временное пользование литературу из фондов других библиотек.

Школьные библиотеки отсылают в отдел комплектования сведения о том, какие периодические издания они планируют выписать и какая литература (по профилю школы) им необходима.

Библиографы ЦСДШБ «расписывают» периодические издания, и эти записи в электронных базах данных доступны в школьных библиотеках. Передаются в школьные библиотеки и рекомендательные библиографические пособия.

Методисты ЦСДШБ координируют мероприятия в библиотеках системы, организуют мероприятия по повышению квалификации сотрудников.

Отдел автоматизированных библиотечно-информационных систем внедряет АБИС в подразделениях и филиалах; координирует создание собственных электронных ресурсов; использование корпоративных баз данных; организует обслуживание удалённых пользователей; обучает сотрудников.

Экономическая эффективностьцентрализацииочевидна. При такой работе осуществляется:

Однократная «роспись» периодики;

Централизованный заказ литературы;

Централизованная обработка литературы;

Профессиональное сопровождение библиографических ресурсов;

Единая регулярная система повышения квалификации.

Третья форма – создание и ведение сводных каталогов, формирование консорциумов, работа в корпоративных сетях.

Сводные каталоги

Многие библиотеки во главу угла ставят работу с электронным каталогом. Они организуют сотрудничество на базе одного сводного каталога или большего их количества. Такой каталог содержит библиографическую информацию и данные о фондах всех библиотек – участниц проекта.

Сводные каталоги – эффективное средство поиска и взаимного использования общих ресурсов. Возрастает полнота и достоверность поиска, уменьшаются временные затраты, появляется потенциальная возможность выбора переадресации заказа.

Сводный каталог организуется и управляется независимой организацией, принадлежащей библиотекам-участницам, и тогда мы говорим о сводном каталоге библиотечного консорциума. Кроме того, сводный каталог может формироваться по заказу ответственных организаций: различных министерств и ведомств.

Библиотечный консорциум

Понятия «корпоративные системы», «корпоративные сети», «консорциумы» в нашей стране вошли в употребление примерно лет восемь назад и с тех пор прочно закрепились в лексиконе российских библиотекарей.

Многие библиотеки России сегодня состоят в корпорациях различных уровней (федеральных, региональных) или принимают участие в корпоративной деятельности. В библиотечных консорциумах создаются различные корпоративные информационные ресурсы: электронные каталоги, полнотекстовые документы, авторитетные файлы и словари, электронные учебники и коллекции и др.

Благодаря деятельности консорциумов библиотеки многих регионов получили возможность свободного доступа к ресурсам друг друга, а пользователи библиотек – доступ к дорогостоящим зарубежным и российским электронным научным журналам и базам данных.

Консорциум обычно управляется специальным советом, в который входят представители библиотек-участниц. Все взаимоотношения библиотек зафиксированы в специальных документах.

Эта модель взаимодействия применяется в тех случаях, когда библиотеки интенсивно используют МБА и/или используют одну информационную систему (АИБС). Общая информационная система даёт возможность более слаженного взаимодействия в вопросах комплектования и каталогизации . Кроме того, удобно вести поиск изданий в библиотеках, входящих в консорциум. Данная модель предполагает и развитие такого сервиса, как электронная доставка документов.

Каталоги в консорциумах бывают двух видов: единые сводные электронные каталоги и распределённые электронные каталоги.

Как показывает практика, в последние годы часто ограничиваются созданием распределённого электронного каталога консорциума/корпоративной сети, который позволяет получить исчерпывающую информацию о фондах партнёров. Так, например, основу ассоциации АРБИКОН составляют распределённые электронные каталоги участников ассоциации.

Распредёленныеэлектронные каталоги всегда являются актуальными, поскольку регулярно обновляются непосредственно библиотекой-держателем.

Современные российские библиотечные консорциумы объединяют библиотеки разной ведомственной подчинённости и разных регионов. Эти библиотеки различаются по уровню развития технической базы, телекоммуникационной инфраструктуры и технологий; по уровню финансирования.

Большой проблемой является финансирование библиотек различных ведомств, работающих в одном региональном консорциуме. Казалось бы, региональные органы управления, местные власти должны быть заинтересованы в развитии таких региональных объединений, которые обеспечат широкий доступ к информации для всех социальных групп населения. Но на практике соответствующей заинтересованности библиотеки не ощущают.

Примеры российских консорциумов.

АРБИКОН – Ассоциация региональных библиотечных консорциумов. Создан в мае 2002 г. Основная цель создания – «Оказание содействия российским библиотекам в предоставлении более качественного информационного обеспечения пользователей на основе внедрения современных библиотечно-информационных технологий, модернизации управления библиотечными ресурсами, в первую очередь при обработке поступающей литературы, а также при оперативном использовании ресурсов удалённых библиотек страны на основе доступа через Интернет».

Сегодня АРБИКОН объединяет около 160 библиотек (индивидуальные члены) и 13 консорциумов (корпоративные члены) в рамках единой неформальной организационно-технологической системы, которая предоставляет информационные ресурсы для корпоративного использования.

Сегодня создана единая точка доступа к каталогам библиотек – членов АРБИКОН с использованием протокола Z39.50, существует доступ к ресурсам каждого участника через региональные центры.

ЛИБНЕТ – национальный информационно-библиотечный центр.Задачи ЛИБНЕТ:

– формирование сводного каталога библиотек России (СКБР);

– создание эталонной национальной библиографической записи на издания, поступающие в библиотеки России;

– сокращение совокупных затрат библиотек страны на каталогизацию изданий за счёт заимствования библиографических записей из СКБР;

– обеспечение единой точки доступа российских и зарубежных пользователей к библиографическим ресурсам российских библиотек и т.д.

Создание общероссийского сводного электронного каталога имеет общенациональное значение, так как решает актуальную задачу раскрытия для пользователей накопленных библиотеками огромных информационных ресурсов.

Его создание позволяет получить информацию о содержании фондов крупнейших библиотек России, организовать рациональную доставку документов пользователям на всей территории страны, скоординировать процесс комплектования, организовать процесс централизованной каталогизации с помощью заимствования библиографических записей для большинства библиотек.

Количество библиографических записей в сводном каталоге составляет более 7 млн, участниками ЛИБНЕТ являются 89 библиотек.

Консорциум Межрегиональной аналитической росписи статей (МАРС). Сегодня в нём участвуют около 100 библиотек, которые одновременно являются и партнёрами в других региональных и межрегиональных консорциумах.

Консорциум «Корпоративная сеть московских библиотек» (КСМБ) объединяет более 36 библиотек-партнёров, среди которых ГПНТБ России, ВГБИЛ им. М.И.Рудомино, БЕН РАН, ЦНСХБ, публичные библиотеки и ЦБС Москвы, научные библиотеки вузов Москвы и Ростовского государственного университета.

Корпоративные сети

Корпоративная сеть (КС) – это способ создания общедоступных объединённых информационных ресурсов, а также способ существенного сокращения финансовых и трудовых затрат на их создание.

Все участники КС имеют доступ кобъединённому каталогу и объединённым информационным ресурсам: справочно-информационным изданиям, полнотекстовым документам, мультимедийным материалам. Автоматизированные системы, которые используются в корпоративных сетях, должны иметь совместимость с основными коммуникативными форматами (RUSMARC, UNIMARC, USMARC), поддерживать WWW-технологии и протокол Z39.50.

Участники корпоративной сети ведут сводный электронный каталог . Каким образом это происходит? Последовательность действий может быть следующей:

Библиотека – член корпоративной сети, получив новое издание, выполняет поиск библиографического описания на это издание в сводном каталоге.

Если запись уже существует, библиотека добавляет в сводный каталог сиглу (метку) своей библиотеки и копирует запись в свой каталог для её дальнейшего редактирования.

Если записи нет, библиотека создаёт библиографическое описание на издание. При этом можно выполнить поиск описания для заимствования , т.е. поискать запись в авторитетных внешних источниках (РКП, АРБИКОН и др.), для того чтобы скопировать её в свой каталог.

При невозможности заимствования описание создаётся самостоятельно. Оно сохраняется в сводном каталоге с пометкой, показывающей, что требуется проверка редактором сводного каталога.

На основе сводного каталога в корпоративных сетях можно вести поиск данных, осуществлять межбиблиотечное обслуживание (МБА) и электронную доставку документов (ЭДД).

Чтобы КС действовала чётко и бесперебойно, необходимо разработать документы и решения, которые будут регламентировать организационные и технологические правила работы в ней. Кроме того, нужно системно заниматься повышением квалификации сотрудников библиотек – участниц КС.

Чем может привлечь работа в корпоративных сетях? Она позволяет сократить время и стоимость библиографической обработки документов; даёт возможность использовать совместно создаваемый объединённый ресурс всем библиотекам – участницам КС, предоставляет услуги обмена библиографической, справочной и другой информацией. Кроме того, целесообразность членства библиотеки в корпорациях, корпоративных сетях определяется не только стремлением повысить эффективность работы, но и соображениями «политическими»: работа в корпорации позволяет библиотеке формировать имидж современной инновационной организации.

На практике при организации межкорпоративных сетей возникают следующие проблемы:

Финансовые: затраты на внедрение, обслуживание, актуализацию современных автоматизированных систем;

Технологические: проблемы конвертирования, связанные с особенностями применяемых в библиотеках технологий и АИБС; проблемы качества библиографических описаний, необходимость строгого соблюдения стандартов каталогизации во всех библиотеках;

Проблемы квалификации персонала и ответственности за качество записи.

В качестве примера корпоративного сетевого взаимодействия можно назвать пилотную программу создания модельной корпоративной сети на базе библиотек образовательных учреждений – ресурсных центров. Это часть проекта «Библиотека/медиатека. 21 век» (Санкт-Петербург).

Заключение

Делом будущего для всех библиотек является установление и развитие сотрудничества с другими библиотеками. Все библиотеки, независимо от их размера, почувствуют преимущества, которые даёт совместная работа.

На наш взгляд, применительно к школьным библиотекам всё же целесообразнее вести речь не о корпорациях, а об объединениях, как более мягкой и менее затратной форме межбиблиотечного взаимодействия.

Но если вы, «несмотря и вопреки», всё же полны решимости «перевернуть Землю», не торопитесь. Прежде чем приступать к формированию консорциума или корпорации, постарайтесь ответить на некоторые вопросы.

1) Что библиотека должна получить от своей корпоративной деятельности?

2) Какую пользу может принести библиотека остальным партнёрам в корпорации?

3) Какие ресурсы необходимо вложить в общий проект, чтобы получить от него отдачу, соответствующую затратам?

4) Не берёт ли библиотека на себя ненужную работу, которая не даст ничего полезного ни самой библиотеке и её пользователям, ни корпорации в целом?

Библиотека и школа: грани взаимодействия

Ах, школа

«Что школа для тебя?» - вы спросите с улыбкой.

«Мой дом, - отвечу я, - и первый и второй.

Моя семья – не будет здесь ошибки:

Все так перемешается порой».

Опять звонок, опять мои уроки,

На перемене – шум и теснота.

Как все привычно: планы, тесты, сроки,

Журнал, конспекты, двойки, суета…

Ах, школа, школа, кто хоть раз связал

Жизнь личную с твоей судьбою,

Тот навсегда останется с тобой,

Тот навсегда будет пленен тобою.

Ах, школа, школа! Ты моя любовь

И первая, и, может быть, последняя…

Придет пора – расстанемся с тобой,

Моя образовательная средняя.

В соответствии с указом президента Российской Федерации «О проведении в Российской Федерации Года учителя» от 10 марта 2009 года, 2010 год Д. Медведевым был объявлен годом учителя.

"Поддерживаю предложение образовательного сообщества об объявлении 2010 года в РФ Годом учителя", - заявил Медведев, выступая в среду с ежегодным Посланием к Федеральному Собранию.

В Год учителя в Омской области усилия власти и общества будут направлены на повышение престижа профессии учителя и поддержку педагогов.

В 2010 году в регионе большое внимание будет уделено модернизации сферы образования с учетом подготовки и переподготовки квалифицированных педагогических кадров. Это одно из важных направлений.

Качество образования должно быть таковым, чтобы выпускник омской школы был конкурентоспособным, мог поступить в любой вуз страны.

В течение года пройдут десятки муниципальных и областных мероприятий для педагогов. Будут открыты галереи портретов лучших представителей профессии, состоится слет педагогических династий, будут вручены ведомственные и государственные награды.

В году глава правительства вместе с профессиональным сообществом обсуждали базовые параметры модернизации школы, где главным результатом стала Национальная образовательная инициатива "Наша новая школа".

Президент отметил пять ключевых составляющих этой инициативы:

Первое - уже в школе дети должны получить возможность раскрыть свои возможности, подготовится к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире. Этой задаче должно соответствовать обновленное содержание образования.

Второе - одновременно с реализацией стандартов общего образования должна быть выстроена разветвленная система поиска и поддержки талантливых детей, а также их сопровождения в течение всего периода становления личности. Именно из них в будущем вырастут новые, известные миру российские конструкторы, ученые, деятели культуры.

Третье - ключевая роль в школе принадлежит учителю, и нам необходимо разработать систему моральных и материальных стимулов для сохранения в школах лучших педагогов и постоянного повышения их квалификации.

Четвертое - сам облик школ, как по форме, так и по содержанию, должен значительно измениться. Получить реальную отдачу станет возможно, если учиться в школе будет и увлекательно, и интересно, если она станет центром не только обязательного образования, но и самоподготовки, занятий творчеством и спортом. Находиться в школе ребенку должно быть комфортно как психологически, так и физически.

Пятое - именно в школьный период формируется здоровье человека на всю последующую жизнь. Сегодняшняя статистика ухудшения здоровья школьников просто ужасающая. Многое, конечно, зависит от условий жизни в семье, от родителей. Но бесконечно кивать только в их сторону нельзя. Дети проводят в школе значительную часть дня и заниматься их здоровьем должны, в том числе, педагоги. Нужно уйти от усредненного подхода. К каждому ученику должен быть применен индивидуальный подход, минимизирующие риски для здоровья в процессе обучения. Тем более, что к перегруженным программам обучения в обществе тоже много вопросов.

Общеизвестно, что высокое качество образования сегодня – высокое качество жизни завтра. Таковы реалии настоящего времени.

Каждый год первого сентября школьный звонок возвещает о начале нового учебного года.

А это значит, не только у школ начинается новый творческий сезон, к школам неизменно присоединяется библиотека. Библиотеки и школы, по сути, выполняют одну и ту же миссию – открывают юным муромчанам окно в мир знаний, информации, создают условия для духовного развития, образования и самообразования.

Только объединив усилия всех заинтересованных организаций можно достичь позитивных результатов. Эта истина проверена многолетним опытом совместной деятельности, где педагоги и библиотекари активно участвуют в проведении мероприятий для детей. Будь то значительные Акции по профилактике наркомании и пропаганде здорового образа жизни, или вечера встреч с лучшими людьми нашего района, или организация летнего отдыха детей.

Стало доброй традицией: перед началом учебного года координировать совместные планы деятельности, намечать перспективы, разрабатывать новые проекты, направленные на улучшение качества обслуживания детей.

В последние годы педагоги и библиотекари часто используют возможность привезти детей в библиотеку, где ребятам открыты большие возможности для получения различной информации.

В библиотеках имеется богатый спектр возможностей для активного участия в процессе воспитания и образования: от информационной помощи учителю при подготовке к урокам и проведения разнообразных массовых мероприятий, до организации клубов по интересам при библиотеках, а также возможности «Интернет» и «Центра правовой и муниципальной информации».

Необходимо отметить, что в коллективе библиотек работают профессионалы своего дела, люди глубоко преданные своей профессии, способные привить ребенку не только любовь к книге, но и желание жить по принципам доброты и милосердия.

Юный читатель и помощь ему – это главная задача для работников библиотек и педагогов школ. Библиотекари и учителя совместно работают над формированием информационной культуры, умением читать литературу для получения нужной и достоверной информации, прививают навыки поиска и ее оценки, и умение использовать найденную информацию для самообразования и творчества.

Уважаемые учителя школ и преподаватели учреждений дополнительного образования!

Для улучшения качества и качества работы, как учителя, так и библиотекаря, нами была сделана выбора наиболее интересных материалов для подготовки внеклассных мероприятий, классных часов, выпускных вечеров, различных бесед по творчеству писателей, выдающихся деятелей культуры и науки и т. д.

1. В помощь профессиональной деятельности

Олейник Л. «Стираем» русский язык [Текст] / Л. Олейнк // Сценарии и репертуар. – 2007. – Вып.10. – С. 42-51.

Урок для старшего школьного возраста.

Зинатулина Н. Информационный мост: библиотека – образованию [Текст] / Н. Зинатулина // Библиотека. – 2008. - №12. – С. 40-42.

Взаимодействие школы и библиотеки.

Лекомецв Д.Г. Земля - наш общий дом [Текст] / Д.Г. Лекомцев // Читаем, учимся, играем. – 2010. - №1. – С. 108-112.

Материал для проведения уроков географии.

Красильников В.Д. Космическая одиссея [Текст] / В.Д. Красильников // Читаем, учимся, играем. – 2010. - №1. – С. 20-28.

Путешествие в мир физики, астрономии и космонавтики.

Бузулева Л. «Десант» в отдаленные школы [Текст] / Л. Бузулева //Библиотека. – 2008. - №1. – С. 40-41.

Опыт посещений библиотекарями отдаленных школ района.

Фомина Л. Читательское развитие как педагогическая задача [Текст] / Л. Фомина // Библиотека. – 2009. - №7. – С.36-39.

Пушкова С. Учитель, воспитай ученика [Текст] / С. Пушкова //библиотека. – 2008. - №12. – С. 27-29.

Роль школьной библиотеки в воспитании школьников.

Бонашевская Т.И. Сказки от овечки про верные словечки [Текст] / Т.И. Бонашевская, О.В. Шуган // Досуг в школе. – 2007. - №9. – С.3-10.

Театрализованное поэтическое представление о частях речи.

Дурова Н.В. Использование «цветных» перифраз в начальной школе [Текст] / Н.В. Дурова //Досуг в школе. – 2007. - №9. – С. 10-12.

Чугунова Н.П. В мире фразеологизмов [Текст] / Н.П. Чугунова // Досуг в школе. – 2007. - №9. – С.12-15.

Значение, происхождение и употребление в речи.

Ахметова Н.В. Пифагор о числах [Текст] / Н.В. Ахметова // Досуг в школе. – 2007. - №9. – С. 22-23.

Фектистов В.Ю. Легкие нашей планеты [Текст] / В.Ю. Феоктистов // Досуг в школе. – 2006. - №4. – С. 8-11.

Урок географии о тропических лесах.

Крюкова Н.С. Римские цифры [Текст] / Н.С. Крюкова // Досуг в школе. – 2006. – №4. – С. 13-14.

Внеклассное мероприятие по математике.

Крюкова Н.С. странички устного журнала химического вечера [Текст] / Н.С. Крюкова // Досуг в школе. – 2006. - №4. – С. 17-19.

Борисова О.В. Визитные карточки учителей на конкурс «Учитель года» [Текст] / О.В. Борисова. – 2009. - №10. – С. 8-13.

Визитные карточки учителей музыки, начальных классов и физики.

Бушмелев А.И. Презентация класса [Текст] / А.И. Бушмелев // Последний звонок. – 2009. - №12. – С.12.

Ковалева Е.Н. Самопрезентация классного руководителя [Текст] / Е.Н. Ковалева // Последний звонок. – 2009. - №12. – С. 12-13.

Шарапова Т.Н. Учебно-познавательная игра «Умники и умницы» [Текст] / Т.Н. Шарапова // Последний звонок. – 2003. - №9. – С. 9-10.

География. Поколение полюсов.

Рыжков В.А. Государства мира [Текст] / В.А. Рыжков // Последний звонок. – 2008. - №5. – С. 4-5

Географическая викторина.

Брагина Н.М. Веселые уроки естествознания [Текст] / Н.М. Брагина // Последний звонок. – 2003. - №12. – С. 12-15.

Игровая форма проведения урока о истории возникновения химии.

Агеева И.Д. Веселая экономика [текст] / И.Д. Агеева // Последний звонок. – 2007. - №11. – С. 3-6.

Материалы для познавательных игр по экономике.

Агеева И.Д. Нестрашная астрономия [Текст] / И.Д. Агеева // Последний звонок. – 2007. - №11. – С. 6-12.

Единомышленники

Мы пригласили директоров детских и юношеских библиотек отозваться на вопросы, поднятые темой этого номера. Ниже – их ответы-размышления. Надеемся, что читатели газеты обсудят эти материалы с коллегами. Мы будем благодарны Вам за продолжение разговора.
Участники заочной встречи: Нина Георгиевна Елфимова , директор центральной библиотеки для детей и юношества г. Новоуральск; Наталья Степановна Волкова , директор областной детской библиотеки им. В.А. Каверина г. Псков; Нина Николаевна Цыганова , директор областной юношеской библиотеки г. Липецк. Вопросы задавала газета «Библиотека в школе»

Детская библиотека – это…

– Детская библиотека – это территория покоя и радости, творчества и любви к миру, веры в себя и свою уникальность, право на свободный доступ к информации, возможность получения удовольствия от чтения и общения с другими детьми и понимающими взрослыми. Это богатство поможет ребенку уверенно войти в мир взрослых.

Детская библиотека – это особая развивающая среда для творческого воображения, нестандартного мышления, для познания себя и других, воспитания чувств и эстетического вкуса, нацеленности на открытие нового и передачу культурного наследия от поколения к поколению через книгу и диалог.

Детская библиотека – это место свободного общения ребенка с книгой, ребенка – со взрослым. Это пиршество для детского ума и сердца. Это – свободный доступ к фондам, документам, возможность общения, реального и виртуального. Это – среда, в которой ребенок чувствует себя комфортно, поскольку в библиотеке соблюдается принцип предоставления информации в безопасной для читателя форме.

Детская библиотека – это фундамент интеллектуального резерва будущего цивилизованного общества, который способствует самораскрытию, самопознанию, и самовыражению ребенка во всех сферах его жизнедеятельности.

Наша библиотека отличается от других тем, что…

Н.Е. Наша библиотека отличается от других тем, что появилась раньше, чем город, на целых два года (нам – 52 года, городу – 50). Она объединяет всех детей Новоуральска и имеет уникальный фонд на всех видах носителей. Мы активно внедряем наряду с традиционными, проверенными формами работы и новые, основанные на цифровых технологиях. Только в нашей библиотеке есть библиотечная программа «Да здравствует чтение творческое!», дистанционные литературные тренинги, авторские колонки библиотекарей на библиотечном сайте, виртуальная рекомендательная библиография, «Бурчалка»: диалог с подростками, информационный бюллетень, позволяющий вести диалог с коллегами, информационное кольцо: вебсайт «Дни воинской славы России», ток-шоу «Твой выбор» (по профориентации), молодежная премия в области литературы «Апельсин», «Литературные среды», клуб «Портал», творческое объединение «Серебряные перышки», городские интеллектуальные конкурсы индивидуалов 2–11-х классов и ежегодная библиографическая олимпиада. В библиотеке – дружный, творческий коллектив, который ведет многолетние наблюдения за миром читателя-ребенка.

Н.В. Наша библиотека достаточно традиционна по структуре, составу читателей, направлениям деятельности по отношению к другим библиотекам подобного типа. Как в каждой библиотеке, у нас есть интересные наработки (библиотеке исполняется в 2006 году 40 лет). Наиболее интересное из них в последние годы – это литературно-краеведческая деятельность. В 1995 году перед библиотекой открыт памятник героям романа В.Каверина «Два капитана», с 1996 года и по сей день работает литературно-патриотический клуб «Два капитана». А в 2002 году к 100-летию В.А.Каверина открыт уникальный музей – Музей романа «Два капитана».

Н.Ц. Наша библиотека отличается от других библиотек тем, что она выросла на газете «Первое сентября» и «педагогике сотрудничества» С.Соловейчика. Наши библиотекари всегда оказывали и оказывают психолого-педагогическую поддержку своим юным читателям, а также коллегам-библиотекарям в их творческом поиске новых методов работы. Поддержка инициативы – это главная характеристика нашей библиотеки, все последние 15 лет мы пытаемся создать модель появления, продвижения и поддержки любой культурной инициативы. Липецкая областная юношеская библиотека, являясь информационным и методическим центром для молодежи и воспитателей юношества области, одной из основных своих задач считает тесное сотрудничество со школьными библиотеками и библиотеками средних специальных учебных заведений, организовав для них постоянно действующую школу повышения профессионального мастерства.

Административные реформы. Как они Вам видятся и какова, по-вашему, в их свете судьба детских библиотек и пути выживания?

Н.Е. Любые административные реформы ожидаем с тревогой потому, что результат их чаще всего – «Хотели как лучше, а получилось…» Авторам реформ хотелось бы напомнить, что дети – это сегодня! Они не могут ждать! Все развитые страны поняли, что читающий ребенок – это генофонд нации. На детях экономить нельзя. Мы должны убедить правительство полюбить детей. Путь выживания – в четкой программе, доказывающей нужность детских библиотек, в единении (солидарности), в творчестве и поиске новых форм работы и услуг, в разработке механизма защиты прав юных читателей.

Н.В. Административные реформы – они нами не просто видятся, они ощущаются! Если говорить о 131 законе, то, вероятно, без поправок (подозреваю, что их будет немало) может быть уничтожена уникальная российская система библиотечного обслуживания детей. Что делать? Поднимать, пока не поздно, общественность, ведь от них, от будущих депутатов поселенческих советов, от родителей, педагогов зависит структура учреждений культуры, образования в поселениях.

Н.Ц. В нашей области и городе в настоящее время чрезвычайно остро стоит проблема существования сети детских библиотек. Перед библиотечным сообществом города и области стоит задача сохранения максимального количества детских библиотек и открытия новых. Для этого необходимо взаимодействие с тремя ветвями власти по вопросам библиотечного и информационного обслуживания, пропаганда необходимости интеллектуального развития подрастающего поколения посредством книги и библиотеки. Именно поэтому мы с тревогой обращаем внимание общества на то, что сегодня у граждан нет возможности представлять и защищать свои библиотечные права и свободы на уровне большой политики.

Школьная программа в работе детских библиотек – опора в работе, необходимое зло, тормоз для творчества, или…?

Н.Е. Школьная программа – это не опора в работе, не зло и не тормоз. Это необходимость, с которой приходится мириться. Программная литература, рефераты, сочинения… дают увеличение количества читателей, книговыдачи, посещаемости. Но детская библиотека имеет большие возможности расширить знания школьной программы и возможности для самообразования. Например, провести вечер «Вечные мотивы в творчестве писателей, поэтов, композиторов, художников» для старшеклассников, молодежный перекресток «Об этих книгах спорят» (Д.Браун, В.Пелевин, Е.Гришковец, Б.Акунин и др.), праздник читательских удовольствий «Веселые книжки веселых писателей» для маленьких, урок-сопереживание по серии «Мы вместе» для подростков.

В городе есть специализированные школы: экологические, экономические, с эстетическим уклоном… А в библиотеке есть программы «Экология души», «Новоуральский экоград», «МХК для малышей», «Культ-искусство»… Учащиеся этих школ постоянно приходят на массовые мероприятия в библиотеку. Большим спросом у старшеклассников всех школ пользуются беседы «Интернет о выборе профессии», у литераторов – «Интернет в помощь словеснику».

Приближается лето. Нашими постоянными посетителями будут ребята из городских школьных лагерей. У библиотеки есть программа «Умные каникулы», мероприятия которой, а мы сейчас имеем возможность их проводить на природе, не только познавательные, но и увлекательно-развлекательные, рассчитанные на то, чтобы ребята и после лагеря постоянно приходили в библиотеку. Уже несколько лет библиотека проводит акцию по приглашению в библиотеку детей начальной школы и детских садов. Читатели-активисты в костюмах лесных жителей, бабочек, стрекоз, литературных героев приходят в классы в конце учебного года и знакомят с летней программой, ее конкурсами и приглашают в библиотеку. Результат очень хороший.

Библиотека должна идти впереди школ, постоянно изучать интересы читателей (это очень важно), искать новые, занимательные, развивающие формы, быть необходимой и востребованной. Возможности детской библиотеки, оснащенной техническими средствами, разносторонние и неограниченные. Она может дать полную информацию и право выбора, ничего не навязывая читателю. Библиотека имеет свой план, с которым в апреле месяце знакомит Управление образования, администрацию школ, школьных библиотекарей. Мероприятия, заинтересовавшие Управление образования, ежегодно включаются в их план работы.

Н.В. Школьная программа, программа музыкальной школы, программа кружка, программа телевидения – все это мир, в котором живет ребенок, алгоритмы его жизни… Надо их знать, надо сопровождать ребенка в период его обучения, социализации, образования, сопровождать с книгой. Это – не зло, не тормоз для библиотеки. Опора – возможно, поскольку наша задача – развитие маленького человека.

Н.Ц. Не школьная программа, а именно детская библиотека является опорой для школьной программы, тем самым, создавая широкое информационное пространство для дальнейшего творческого и интеллектуального развития личности.

Детская и школьная библиотеки. Какие могут быть формы сотрудничества?
Чего, по-вашему, больше во взаимоотношениях библиотек разных ведомств – сотрудничества или проблем?

Н.Е. Сотрудничество со школьными библиотеками у нас многолетнее, довольно тесное. Мы дополняем друг друга. У нас разные функции, но нас объединяют дети-читатели и желание привить ребенку потребность в систематическом чтении. Школьные библиотекари – не только частые гости библиотеки, они наши единомышленники. У нас есть даже совместный клуб с таким названием «Единомышленники». Мы вместе готовим и проводим городские мероприятия: «Неделя детской и юношеской книги», викторины по творчеству писателей-юбиляров, библиографическую олимпиаду, конкурсы чтецов. Школьные библиотекари помогают нам ликвидировать читательскую задолженность и привлекают любителей чтения принять участие в наших интеллектуальных конкурсах индивидуалов. Библиотекари нашей библиотеки по приглашению школьных библиотекарей выходят на общие родительские собрания с темами «Экзамены без стресса», «Первоклассные дети», «Новые имена в детской литературе». В этом году библиотека при помощи школьных библиотек 43-ей и 55-ой школ впервые провела сетевую библиотечную игру «АтомNet» с читателями г. Озерска в интернетe и по электронной почте. Ежеквартально в библиотеке проходят семинары, где обсуждаются возникшие проблемы, идет обмен мнениями об областных, региональных и Российских семинарах, учеба по новым гостам, обзоры новой литературы и периодики.

Проблемы чаще всего создают люди, не умеющие понимать и слушать других, ставящие свои амбиции выше дела.

Н.В. Какие могут быть формы сотрудничества? СОТРУДНИЧЕСТВО! Во всем!

Проблемы не у библиотек разных ведомств, проблемы у чиновников: то одна отрасль – приоритет, то – другая. А казна – одна. Вообще, необходимо создание межведомственных Советов, важно при дефиците средств правильно определять профили комплектования библиотек, детской и школьной, профили пользователей, разумно распределять ресурсы не только финансовые, но и интеллектуальные.

Н.Ц. Липецкая областная юношеская библиотека, являясь информационным центром для юношества области, тесно сотрудничает со школьными библиотеками. В рамках нашей совместной деятельности открыт информационно-консультационный центр на базе нашей библиотеки, в котором школьные библиотекари могут получить квалифицированную профессиональную помощь, воспользоваться фондами нашей библиотеки для подготовки и проведения своих мероприятий. Для школьных библиотекарей города раз в два месяца специалистами Липецкой областной юношеской библиотеки проводятся семинары, творческие лаборатории, тренинги и деловые игры. Благодаря нашему тесному сотрудничеству три школьных библиотеки города работают по целевым программам, разработанным с помощью сотрудников нашей библиотеки. Открытие профориентационных клубов на базе школьных библиотек еще один немаловажный факт тесного сотрудничества юношеской и школьных библиотек города Липецка.

Еще совсем недавно нам казалось, что в наших взаимоотношениях со школьными библиотеками больше проблем, чем общих точек соприкосновения. В этом, наверное, есть и доля нашей вины. Но сегодня мы с уверенностью можем сказать, что многочисленные примеры нашего тесного сотрудничества со школьными библиотеками становятся одним из основополагающих факторов всей нашей деятельности. Чем ближе к творчеству, тем проще взаимопонимание.

В некоторых регионах есть опыт добровольного или вынужденного объединения детских или школьных библиотек. Нужно ли такое объединение? Если да, то по какому принципу?

Н.Е. Мое личное мнение: объединять и менять в данный момент ничего не надо. Вечная в нашей стране экономия на детях приведет к тому (особенно в селах, маленьких городах), что из двух библиотек будет одна плохая. Многие публичные детские библиотеки размещаются в маленьких, неприспособленных помещениях, (а школьные – тем более!). Что будет, если добавить еще учебники?! Сейчас школьные и публичные библиотеки финансируются разными ведомствами, если детскую библиотеку передадут в Министерство образования, то вечная проблема нехватки денег приведет к тому, что будет одна методическая литература и учебники. Опыты надо проводить, все просчитав и продумав. Например, летом школы на ремонте, школьные библиотеки не обслуживают детей…

Значит, надо объединять школьные библиотеки вокруг публичных и делать их филиалами. Вопрос, кто будет платить за аренду, свет… Все упирается в финансирование. Нет, лучше пока не рисковать, разломать все легко, уже столько наломали… Выход пока один: творческое сотрудничество.

Н.В. Объединение ради объединения – глупость. Варианты – возможны, и по разным причинам (добровольным – и вопреки мнению, желанию специалистов). Не думаю, что в каждой маленькой деревне, поселении удастся сохранить инфрастуктуру, существующую сейчас, полностью. Принцип должен быть один, как у врачей: не навредить пользователю, сохранить принцип доступности фондов, международных норм.

Н.Ц. Мы склонны утверждать, что не объединение, а именно тесное сотрудничество детских и школьных библиотек это наилучший способ информационного воздействия на всестороннее развитие ребенка в современных условиях. Взаимодействие и взаимопомощь единомышленников открывает для ребенка пространство живой культуры.

Находите ли Вы лично для себя что-то интересное в методической газете под названием «Библиотека в школе» и чего, на Ваш взгляд, не хватает?

Н.Е. Да! Да! Конечно, да! Очень хорошая профессиональная газета для начинающих библиотекарей и для специалистов со стажем. Нет назидательного тона: «Делай, как мы!», есть настоящее желание рассказать о новом, лучшем опыте не только у нас в России, но и за рубежом, поднять проблему и предложить решить ее вместе. Очень интересен материал о ролевых играх, развитии критического мышления, мастер-классы, обзоры интернет-ресурсов по темам, обзоры Ксении Молдавской, интеллигентные литературные статьи Татьяны Рудишиной, календарь круглых дат, конкурсы, материалы о новых технологиях, оперативность и возможность каждому быть услышанным и быть напечатанным. Спасибо редакции за постоянный поиск и профессионализм. В 2005 году мы выписали Вашу газету в каждый наш филиал и центральную библиотеку (7 экземпляров). Это показатель ее востребованности. Хотелось бы, чтобы газета расширила свои рамки и печатала больше материала по работе с подростками и старшеклассниками и печатала больше проблемных и аналитических материалов по работе с подростками и юношеством и решение этих проблем на уровне ведущих библиотек и Министерства культуры.

Н.В. Да, находим, и очень многое! Предлагаем сделать газету одним из изданий, со страниц которого перестанет звучать, наслаждая слух журналистов: страна, мол, не читает! ЧИТАЕТ! И много! Но – по-другому. В.П.Чудинова правильно говорит: изменилась структура информационной потребности читателя, и это – просто новое явление в XXI веке!

Н.Ц. Наша библиотека является постоянным подписчиком газеты «Библиотека в школе» со дня ее основания. Именно в ней мы находим все те новые и прогрессивные идеи, которые помогают нам развивать свой профессионализм и тесное сотрудничество со школьными и другими библиотеками города и области. Недаром нашим девизом является устоявшаяся фраза: «Лучше нас – только наши читатели».

Мысль в подарок

Истоки нашего кризиса – не в бедности, а в несоответствии эпохе. Пути изменений в библиотеке надо искать не в новых технологиях, а в изменении нашего сознания.

Нина Цыганова, из выступления на Крымской конференции

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!