Все что нужно знать о груди

Сообщение на тему культура раннего средневековья. Эпоха средневековья кратко

Реферат на тему: Культура Средних веков

Введение

Средние века… При мысли о них перед нашим умственным взором вырастают стены рыцарских замков и громады готических соборов, вспоминаются крестовые походы и усобицы, костры инквизиции и феодальные турниры - весь хрестоматийный набор признаков эпохи. Но это признаки внешние, своего рода декорации, на фоне которых действуют люди. Каковы они? Каков был их способ видения мира, чем они руководствовались в своем поведении? Если попытаться восстановить духовный облик людей средневековья умственный, культурный фонд, которым они жили, то окажется, что это время почти целиком поглощено густой тенью, отбрасываемой на него классической античностью, с одной стороны, и Возрождением - с другой. Сколько искаженных представлений и предрассудков связано с этой эпохой? Понятие “средний век”, возникшее несколько столетий назад для обозначения периода, отделяющего греко-римскую древность от нового времени, и с самого начала несшее критическую, уничижительную оценку - провал, перерыв в культурной истории Европы, - не утратило этого содержания и по сей день. Говоря об отсталости, бескультурье, бесправии, прибегают к выражению “средневековый”. “Средневековье” - чуть ли не синоним всего мрачного и реакционного. Ранний его период называют “темными веками”.

Общая характеристика культуры средневековья

Цивилизация европейского средневековья представляет собой качественно своеобразное целое, являющееся следующей после Античности ступенью развития европейской цивилизации. Переход от Античного мира к Средним векам был связан с падением уровня цивилизации: резко сократилась численность населения (со 120 млн. чел. в период расцвета Римской Империи до 50 млн. чел. к началу VI в.), пришли в упадок города, замерла торговля, примитивный государственный строй пришел на смену развитой римской государственности, всеобщая грамотность сменилась неграмотностью большинства населения. Но в то же время нельзя рассматривать Средние века как некоторый провал в развитии европейской цивилизации. В этот период сформировались все европейские народы (французы, испанцы, итальянцы, англичане и др.), сложились основные европейские языки (английский, итальянский, французский и др.), образовались национальные государства, границы которых в целом совпадают с современными. Многие ценности, воспринимаемые в наше время как общечеловеческие, представления, которые мы считаем само собой разумеющимися, берут свое начало в Средних веках (идея ценности человеческой жизни, представление о том, что безобразное тело не препятствие для духовного совершенства, внимание к внутреннему миру человека, убежденность в невозможности появления в общественных местах в обнаженном виде, идея любви как сложного и многогранного чувства и многое другое). Сама современная цивилизация возникла в результате внутренней перестройки цивилизации средневековой и в этом смысле является ее прямой наследницей.

В результате варварских завоеваний на территории Западной Римской империи образовались десятки варварских королевств. Вестготы в 419 г. основали в Южной Галлии королевство с центром в Тулузе. В конце V - начале VI века Вестготское королевство распространилось на Пиренеи и в Испанию. Столица его была перенесена в город Толедо. В начале V в. свевы и вандалы вторглись на Пиренейский полуостров. Свевы захватили северо-запад, вандалы некоторое время жили на юге - в современной Андалузии (первоначально называлась Вандалусия), а затем основали королевство в Северной Африке со столицей на месте древнего Карфагена. В середине V. в. на юго-востоке современной Франции образовалось Бургунское королевство с центром в г. Лионе. В Северной Галлии в 486 г. возникло королевство франков. Его столица находилась в Париже. В 493 г. остготы захватили Италию. Их король Теодорих царствовал более 30 лет в качестве «короля готов и италиков». Столицей государства был город Равенна. После смерти Теодориха остготскую Италию завоевала Византия (555 г.), но ее господство было непродолжительным. В 568 г. Северную Италию захватили лангобарды. Столицей нового государства стал город Павия. На территории Британии к концу VI в. образовалось семь варварских королевств. Созданные германскими племенами государства непрерывно воевали между собой, их границы были непостоянны, а существование большинства из них недолговечно.

Во всех варварских королевствах германцы составляли меньшинство населения (от 2-3% в остготской Италии и вестготской Испании до 20-30% в государстве франков). Поскольку в результате удачных завоевательных походов франки расселились впоследствии на значительной части территории бывшей Западной Римской империи, доля германских народов в среднем несколько увеличилась, но концентрация франков в Северной Галлии сократилась. Отсюда следует, что история средневековой Западной Европы - это история по преимуществу тех же самых народов, что населяли ее в эпоху античности. Однако общественный и государственный строй на завоеванных территориях существенно изменился. В V-VI вв. в пределах варварских королевств сосуществовали германские и позднеримские институты. Во всех государствах была проведена конфискация земель римской знати - в больших или меньших масштабах. В среднем, перераспределение собственности затронуло от 1/3 до 2/3 земель. Крупные земельные владения раздавались королями своим дружинникам, которые тут же переводили оставшихся в римских виллах рабов в положение зависимых крестьян, уравнивая их с колонами. Мелкие наделы получали рядовые германцы- общинники. Первоначально община сохраняла собственность на землю. Таким образом, на территории варварских королевств сосуществовали крупные вотчины новых германских землевладельцев, в которых работали превратившиеся в крепостных крестьян бывшие римские колоны и рабы (по происхождению - часто коренные жители этих мест, обращенные в свое время в рабство за долги, так как отмененное в Риме долговое рабство сохранялось в провинциях), римские виллы, где прежние землевладельцы продолжали вести хозяйство позднеримскими методами, и поселения свободных крестьянских общин, как германские, так и общин коренного населения. Для государственного строя также был характерен эклектизм.

В городах продолжали существовать римские городские комитеты, которые теперь подчинялись варварскому королю. В сельской местности функционировали народные собрания вооруженных общинников. Сохранилась римская система налогообложения, хотя налоги были уменьшены и поступали королю. В варварских государствах сосуществовали две системы судопроизводства. Действовало германское правоварварские «правды» (для германцев) и римское право (для римлян и местного населения). Имелось два типа судов. На территории ряда варварских государств начался синтез позднеримских и германских институтов, но в полной мере этот процесс, результатом которого явилось становление западноевропейской средневековой цивилизации, развернулся в пределах государства франков, которое в VIII- начале IX вв. превратилось в обширную империю (в 800 г. Карл Великий был коронован в Риме папой как «император римлян»).

Империя объединила территории современной Франции, значительную часть будущих Германии и Италии, небольшой район Испании, а также ряд других земель. Вскоре после смерти Карла Великого это наднациональное образование распалось. Верденский раздел империи (843 г.) положил начало трем современным государствам: Франции, Италии и Германии, хотя их границы тогда не совпадали с теперешними. Становление средневековой европейской цивилизации происходило также на территориях Англии и Скандинавии. В каждом регионе Западной Европы обозначенный процесс имел свои особенности и протекал разными темпами. В будущей Франции, где римские и варварские элементы были уравновешены, темпы оказались самыми высокими. И Франция стала классической страной средневекового Запада. В Италии, где римские институты преобладали над варварскими, на территориях Германии и Англии, отличавшихся преваливарованием варварских начал, а также в Скандинавии, где синтеза не было вообще (Скандинавия никогда не принадлежала Риму), средневековая цивилизация складывалась медленнее и имела несколько иные формы.

Роль религии в средневековой культуре

Громадную роль играли католическая церковь и христианская религия римско-католического образца. Религиозность населения усиливала роль церкви в обществе, а экономическая, политическая и культурная деятельность духовенства способствовала поддержанию религиозности населения в канонизированной форме. Католическая церковь представляла собой жестко организованную, хорошо дисциплинированную иерархическую структуру во главе с первосвященником - папой римским. Поскольку это была надгосударственная организация, папа имел возможность через архиепископов, епископов, среднее и низшее белое духовенство, а также монастыри быть в курсе всего, что происходило в католическом мире и проводить свою линию через те же институты. В результате союза светской и духовной власти, возникшего вследствие принятия франками христианства сразу в католическом варианте, франкские короли, а затем и государи других стран делали церкви богатые земельные пожалования. Поэтому церковь вскоре стала крупным землевладельцем: она владела одной третью всех обрабатываемых земель Западной Европы. Занимаясь ростовщическими операциями и ведя хозяйство в принадлежащих ей владениях, католическая церковь представляла собой реальную экономическую силу, что было одной из причин ее могущества.

Долгое время церкви принадлежала монополия в области образования и культуры. В монастырях сохранялись и переписывались античные рукописи, комментировались применительно к потребностям теологии античные философы, прежде всего, кумир средних веков Аристотель. Школы первоначально имелись только при монастырях, средневековые университеты были, как правило, связаны с церковью. Монополия католической церкви в области культуры приводила к тому, что вся средневековая культура носила религиозный характер, а все науки были подчинены теологии и пропитаны ею. Церковь выступала проповедником христианской морали, стремясь привить христианские нормы поведения всему обществу. Она выступала против бесконечных усобиц, призывала воюющие стороны не обижать мирное население и соблюдать некоторые правила по отношению друг к другу. Духовенство заботилось о стариках, больных и сиротах. Все это поддерживало авторитет церкви в глазах населения. Экономическая мощь, монополия на образованность, моральный авторитет, разветвленная иерархическая структура способствовали тому, что католическая церковь стремилась играть в обществе руководящую роль, поставить себя выше светской власти. Борьба государства и церкви проходила с переменным успехом. Достигнув максимума а XII-XIII вв. могущество церкви впоследствии стало падать и победила в конечном итоге королевская власть. Окончательный удар светским притязаниям папства нанесла Реформация.

Общественно-политический строй, утвердившийся в Средние века в Европе, в исторической науке принято называть феодализмом. Это слово происходит от названия земельного владения, которое представитель господствующего класса-сословия получал за военную службу. Владение это называлось феод. Не все историки считают, что термин феодализм удачен, поскольку понятие, положенное в его основу, не способно выразить специфику среднеевропейской цивилизации. Кроме того, не сложилось единого мнения по вопросу о сущности феодализма. Одни историки видят ее в системе вассалитета, другие - в политической раздробленности, третьи - в специфическом способе производства. Тем не менее, понятия феодальный строй, феодал, феодально-зависимое крестьянство прочно вошли в историческую науку. Поэтому постараемся дать характеристику феодализма, как общественно-политического строя, свойственного европейской средневековой цивилизации.

Характерной чертой феодализма является феодальная собственность на землю. Во-первых, она была отчуждена от основного производителя. Во-вторых, носила условный, в-третьих - иерархический характер. В-четвертых, была соединена с политической властью. Отчуждение основных производителей от собственности на землю проявлялось в том, что земельный участок, на котором работал крестьянин, являлся собственностью крупных землевладельцев - феодалов. Крестьянин имел ее в пользовании. За это он был обязан или работать на господском поле сколько-то дней в неделю или платить оброк - натуральный или денежный. Поэтому эксплуатация крестьян носила экономический характер. Внеэкономическое принуждение - личная зависимость крестьян от феодалов - играла роль дополнительного средства. Эта система отношений возникла с оформлением двух основных классов средневекового общества: феодалов (светских и духовных) и феодально-зависимого крестьянства.

Феодальная собственность на землю носила условный характер, так как феод считался пожалованным за службу. Со временем он превратился в наследственное владение, но формально за несоблюдение вассального договора мог быть отобран. Иерархически характер собственности выражался в том, что она была как бы распределена между большой группой феодалов сверху вниз, поэтому полной частной собственностью на землю не обладал никто. Тенденция развития форм собственности в средние века заключалась в том, что феод постепенно становился полной частной собственностью, а зависимые крестьяне, превращаясь в свободных(в результате выкупа личной зависимости), приобретали некоторые права собственности на свой земельный участок, получая право продать его при условии выплаты феодалу особого налога. Соединение феодальной собственности с политической властью проявлялось в том, что основной хозяйственной, судебной и политической единицей являлась в Средние века крупная феодальная вотчина- сеньория. Причиной этого была слабость центральной государственной власти в условиях господства натурального хозяйства. В то же время в средневековой Европе сохранялось некоторое количество крестьян-аллодистов - полных частных собственников. Особенно много их было в Германии и Южной Италии.

Натуральное хозяйство - существенный признак феодализма, хотя и не такой характерный, как формы собственности, поскольку натуральное хозяйство, в котором ничего не продается и не покупается, имелось и на Древнем Востоке, и в Античности. В средневековой Европе натуральное хозяйство существовало примерно до XIIIв., когда оно начало превращаться в товарно-денежное под влиянием роста городов.

Одним из важнейших признаков феодализма многие исследователи считают монополизацию военного дела господствующим классом. Война была уделом рыцарей. Это понятие, обозначавшее первоначально просто воина, со временем стало обозначать привилегированное сословие средневекового общества, распространившись на всех светских феодалов. Однако необходимо отметить, что там, где существовали крестьяне-аллодисты, они, как правило, имели право носить оружие. Участие в крестовых походах зависимых крестьян также показывает неабсолютность этого признака феодализма.

Феодальное государство, как правило, характеризовалось слабостью центральной власти и рассредоточенностью политических функций. На территории феодального государства часто имелся целый ряд фактически независимых княжеств и вольных городов. В этих мелких государственных образованьях иногда существовала диктаторская власть, так как некому было противостоять крупному земельному собственнику в пределах небольшой территориальной единицы.

Характерным явлением средневековой европейской цивилизации, начиная с XI в., были города. Вопрос о соотношении феодализма и городов является дискуссионным. Города постепенно разрушили натуральный характер феодального хозяйства, способствовали освобождению крестьян от крепостной зависимости, содействовали возникновению новой психологии и идеологии. В то же время, жизнь средневекового города была основана на свойственных средневековому обществу принципах. Города были расположены на землях феодалов, поэтому первоначально население городов находилось в феодальной зависимости от сеньоров, хотя она и была слабее, чем зависимость крестьян. Средневековый город имел в своей основе и такой принцип как корпоративность. Горожане были организованы в цехи и гильдии, внутри которых действовали уравнительные тенденции. Сам город также представлял собою корпорацию. Особенно явно это проявилось после освобождения от власти феодалов, когда города получили самоуправление и городское право. Но именно благодаря тому, что средневековый город представлял собой корпорацию, после освобождения он приобрел некоторые черты, роднившие его с городом античности. Население состояло из полноправных бюргеров и не являющихся членами корпораций: нищих, поденщиков, приезжих. Превращение ряда средневековых городов в города-государства (как это было в античной цивилизации) также показывает оппозиционность городов феодальному строю. По мере развития товарно-денежных отношений на города стала опираться центральная государственная власть. Поэтому города способствовали преодолению феодальной раздробленности - характерной черты феодализма. В конечном итоге перестройка средневековой цивилизации произошла именно благодаря городам.

Средневековой европейской цивилизации была свойственна также феодально-католическая экспансия. Ее наиболее общей причиной был экономический подъем XI-XIII вв., вызвавший рост народонаселения, которому стало не хватать пропитания и земель (рост народонаселения опережал возможности развития хозяйства). Основными направлениями этой экспансии были крестовые походы на Ближний Восток, присоединение Южной Франции к французскому королевству, Реконкиста (освобождение Испании от арабов) , походы крестоносцев в Прибалтику и славянские земли. В принципе, экспансия не является специфической чертой средневековой европейской цивилизации. Эта черта была свойственна Древнему Риму, Древней Греции (греческая колонизация), многим государствам Древнего Востока.

Картина мира средневекового европейца уникальна. Она содержит такие свойственные древневосточному человеку черты, как одновременное сосуществование прошлого, настоящего и будущего, реальность и предметность потустороннего мира, ориентация на загробную жизнь и на потустороннюю божественную справедливость. И в то же время через пронизанность христианской религией этой картине мира органически присуща идея прогресса, направленного движения человеческой истории от грехопадения к утверждению на земле тысячелетнего (вечного) царства божьего. Идеи прогресса не было в античном сознании, оно было ориентировано на бесконечное повторение одних и тех же форм и на уровне общественного сознания это явилось причиной гибели античной цивилизации. В средневековой европейской цивилизации идея прогресса сформировала направленность на новизну, когда развитие городов и все, связанные с этим изменения, сделали необходимыми перемены.

Внутренняя перестройка этой цивилизации (в рамках средневековья) началась в 12 веке. Рост городов, их успехи в борьбе с сеньорами, разрушение натурального хозяйства в результате развития товарно-денежных отношений, постепенное ослабление, а затем (14-15 века) и почти повсеместное прекращение личной зависимости крестьянства, связанное с развертыванием денежного хозяйства в деревне, ослабление влияния католической церкви на общество и государство как следствие усиления королевской власти, опиравшейся на города, уменьшение воздействия католицизма на сознание в результате его рационализации (причина - развитие теологии как науки, основанной на логическом мышлении), появление светской рыцарской и городской литературы, искусства, музыки- все это постепенно разрушало средневековое общество, способствуя накоплению элементов нового, того, что не вписывалось в стабильную средневековую общественную систему. Переломным считается 13 век. Но становление нового общества происходило крайне медленно. Эпоха Возрождения, вызванная к жизни дальнейшим развитием тенденций 12-13 вв., дополненными зарождением раннебуржуазных отношений, представляет собой переходный период. Великие географические открытия, резко расширившие сферу влияния европейской цивилизации, ускорили ее переход в новое качество. Поэтому многие историки рассматривают конец 15 века как границу между Средними веками и Новым временем.

Заключение

Понять культуру прошлого можно только при строго историческом подходе, только измеряя ее соответствующей ей меркой. Единого масштаба, под который можно было бы подогнать все цивилизации и эпохи, не существует, ибо не существует человека, равного самому себе во все эти эпохи.

Библиография

  1. Бахтин М. М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья.
  2. Гуревич А. Я. Категории средневековой культуры.
  3. Гуревич А. Я. Харитонов Д. Э. История средних веков.
  4. Кулаков А. Е. Религии мира Теория и история мировой культуры (Западная Европа).
  5. Ястребицкая А. П. Западная Европа XI-XIII веков: эпоха, быт, костюм.

В период средневековья наблюдается особое влияние христианской церкви на формирование менталитета и мировоззрения европейцев. Взамен скудной и тяжелой жизни религия предлагала людям систему знаний о мире и законах, действующих в нем. Именно поэтому средневековая культура целиком и полностью проникнута христианскими идеями и идеалами, которые рассматривали земную жизнь человека как подготовительный этап к предстоящему бессмертию, но уже в другом измерении. Люди отождествляли мир со своеобразной ареной, на которой противоборствовали небесные силы и адские, добро и зло.

Средневековая культура отражает историю борьбы государства и церкви, их взаимодействие и реализацию божественных целей.

Архитектура

В 10-12 веках в западноевропейских странах господствует который по праву считается первым каноном средневекового зодчества.

Светские строения отличаются массивностью, для них характерны узкие оконные проемы и высокие башни. Типичные особенности архитектурных сооружений романского стиля - купольные конструкции и полуциркульные арки. Громоздкие постройки символизировали могущество христианского бога.

Особое внимание в этот период уделялось монастырским зданиям, так как они совмещали жилище монахов, часовню, помещение для молитв, мастерские и библиотеку. Главный элемент композиции - высокая башня. Массивные рельефы, украшающие фасадные стены и порталы, являлись основным элементом храмового декора.

Средневековая культура характеризуется возникновением еще одного стиля в архитектуре. Он носит название готический. Этот стиль смещает культурный центр из уединенных монастырей в многолюдные городские кварталы. При этом главным духовным сооружением считается собор. Первые храмовые здания отличаются стройными колоннами, уносящимися ввысь, вытянутыми окнами, расписными витражами и «розами» над входом. Изнутри и снаружи они украшались рельефами, статуями, живописью, подчеркивающими основную черту стиля - устремление вверх.

Скульптура

Обработка металлов используется преимущественно для производства

Переход от рабовладельческого строя, к феодальному сопровождался коренными изменениями в духовной жизни западноевропейского общества. На смену античной, в основном светской культуре, пришла культура средневековая, для которой было характерно господство религиозных взглядов. Решающее влияние на ее формирование оказали, с одной стороны, унаследованное от старого мира христианство, с другой - культурное наследие варварских народов, сокрушивших Рим. Идейное руководство церкви, старавшейся подчинить всю духовную жизнь общества христианскому вероучению, определило облип культуры средневековой Западной Европы.

Эта особенность средневековой культуры обусловила ее противоречивую оценку в последующие века. Гуманисты и историки-просветители XVIII в. (Вольтер и др.) пренебрежительно относились к культуре средних веков, «темной ночи христианства». В противоположность им реакционные романтики конца XVIII - начала XIX в. положили начало идеализации средневековой культуры, в которой видели проявление высшей морали.

Апология средневековой культуры и той роли, которую играла в ее развитии церковь, характерна и для современной буржуазной католической историографии и философии неотомизма, которая пытается возродить учение католического философа XIII в. Фомы Аквинского и провозглашает это учение высшим достижением философской мысли.

Советские ученые считают, что руководство со стороны церкви всей духовной жизнью общества тормозило развитие культуры средневековья. Вместе с тем, с точки зрения историков-марксистов, средневековье также внесло свой вклад в историю человеческой культуры. В средние века в сферу культурного развития были вовлечены многие новые пароды, зародилась национальная культура современных европейских стран, сложилась богатая литература на национальных языках, были созданы замечательные образцы изобразительного искусства и архитектуры. Облаченные в силу исторических условий в религиозную форму, человеческая мысль и художественное творчество продолжали развиваться. Медленный их рост в течение средних веков создал условия для последующего подъема естественнонаучной и философской мысли, литературы и искусства.

Упадок культуры в позднеримской империи и в раннее средневековье

Конец Римской империи и начало средневековья ознаменовались общим падением культуры. Варвары разрушили многие города, являвшиеся средоточием культурной жизни, дороги, ирригационные сооружения, памятники античного искусства, библиотеки. Однако временный упадок культуры определялся не только этими разрушениями, а глубокими сдвигами в социально-экономическом развитии Западной Европы: ее аграризацией, повсеместным нарушением экономических, политических и культурных связей, переходом к натуральному хозяйству. Следствием этих явлений была крайняя огра­ниченность кругозора людей того времени, отсутствие у них объективной необходимости в расширении знаний. Крестьяне, повсюду составлявшие большинство населения, остро ощущали свою повседневную зависимость от окружающей природы, видели в ней неконтролируемую грозную силу. Это создавало почву для всевозможных суеверий, магии, а вместе с тем и для устойчивости религиозных чувств и умонастроений. Поэтому «мировоззрение средних веков было по преимуществу теологическим».

Черты упадка античной культуры наметились задолго до падения Римской империи. Для литературы поздней империи стали характерны склонность к стилизации и изысканной аллегорической форме в ущерб содержанию. Пришла в упадок философия, а с ней - зачатки научных знаний. Многие произведения античных философов и писателей были забыты.

Глубокий кризис позднеантичного общества содействовал усилению роли христианства, которое становится в IV в. государственной религией и оказывает все большее влияние на идейную жизнь общества. Варварские нашествия V-VI вв. способствовали дальнейшему вырождению античной культуры. Школы, существовавшие еще в V в., в течение VI в. повсеместно закрывались, грамотность стала редкостью. На смену классической приходит так называемая вульгарная «варварская», или народная, латынь, имевшая множество местных диалектов. Сфера применения римского права резко сократилась. Наряду с ним распространяется обычное право, зафиксированное в варварских правдах.

Упадок культуры в раннее средневековье объяснялся в немалой степени особенностями складывающейся в Западной Европе церковно-феодальной идеологии, носительницей которой выступила католическая церковь.

Монополия церкви на интеллектуальное образование

Господство во всех слоях общества религиозных представлений способствовало установлению на многие столетия церковной «монополии на интеллектуальное образование». Подчинив себе систему начального образования (школы в это время существовали только при монастырях), церковь установила контроль над всей духовной жизнью складывающегося феодального общества. В социальном отношении духовная диктатура церкви выражала ту особую роль, которую церковь играла в средневековом обществе в качестве наиболее общего синтеза и наиболее общей санкции ~ существующего феодального строя". Обладая во времена политической децентрализации прочной организацией и сложившейся доктриной, церковь располагала и мощными средствами пропаганды.

Установление монополии церкви в области культуры способствовало подчинению всех областей знания церковно-феодальной идеологии. «...Церковная догма являлась исходным пунктом и основой всякого мышления. Юриспруденция, естествознание, философия, - все содержание этих наук приводилось в соответствие с учением церкви».

Церковь претендовала на то, что она выступает от имени всего общества, однако объективно она выражала интересы господствующего класса и усиленно насаждала такие черты мировоззрения, которые могли помочь сгладить социальные противоречия. Эти черты и наложили отпечаток на всю средневековую культуру (до XIII в.). Согласно церковному мировоззрению, земная «греховная» временная жизнь и материальная природа человека противопоставлялась вечному «потустороннему» существованию. Как идеал поведения, обеспечивающего загробное блаженство, церковь проповедовала смирение, аскетизм, строгое исполнение церковных обрядов, подчинение господам.

Большое эмоциональное воздействие на глубоко и искренне религиозного средневекового человека оказывали популярные в раннее средневековье духовные гимны, литургические пьесы, рассказы о жизни и чудесных делах святых и мучеников. В «Житиях» святой наделялся чертами характера, которые церковь хотела воспитать у верующего (терпение, твердость в вере и т.п.). Ему последовательно и настойчиво внушалась мысль о тщетности человеческих дерзаний перед лицом неотвратимой судьбы. Так массы уводились от реальных жизненных проблем.

Рост влияния христианства был невозможен без распространения письменности, необходимой для христианского богослужения, опирающегося на церковные книги. Переписка таких книг осуществлялась в организованных при монастырях скрипториях - мастерских письма. Их образцом послужил монастырь Виварий (Южная Италия), возглавлявшийся Кассиодором (ок. 480-573 гг.) - одним из первых средневековых христианских писателей.

Рукописные книги (кодексы) изготовлялись из пергамена - особым образом обработанной телячьей или овечьей кожи. Для изготовления одной Библии большого формата требовалось около 300 овечьих шкур, на ее переписку уходило два-три года. Поэтому книги представляли большую ценность и изготовлялись в небольшом количестве. Цель переписки книг хорошо определена в словах Кассиодора: «Монахи борются пером и чернилами против коварных козней дьявола и наносят ему столько ран, сколько слов господних они переписывают».

Скриптории и монастырские школы были в то время единственными очагами образования в Европе, что способствовало укреплению духовной монополии церкви.

Отношение церкви к античному наследию. Образование в раннее средневековье

Христианство сложилось в идейной борьбе с античной культурой. Особую опасность христианские теологи видели в античной философии. Один из «отцов церкви» - Тертуллиан (ок. 155-222) заявлял: «Философы являются патриархами ереси». Презрительное отношение к разуму и приоритет веры нашли выражение в популярном тогда изречении: «Верю, потому что абсурдно». Один из самых ревностных пропагандистов христианства в VI в. - папа Григорий I был вдохновителем настоящего похода против «мирской науки», противопоставлял ей дарованные свыше «знание незнающего» и «мудрость неученого».

Однако церковь оказалась вынуждена взять для себя кое-что из античного наследия. Без его отдельных элементов стало бы непонятным само христианское вероучение, сложившееся еще до падения Римской империи. Отвергая на словах античную философию, многие теологи раннего средневековья, воспитанные в традициях античной культуры, при разработке догматов веры широко использовали позднеримскую философию - неоплатонизм (например, Августин).

В произведениях отдельных церковных деятелей высказывалась даже мысль о возможности использования некоторых отдельных элементов античной культуры, если это содействует укреплению христианской веры. В начале V в. Сократ Схоласт писал: «Противника намного легче бывает одолеть, когда против него обращается его собственное оружие. Мы не можем сделать это, если сами не овладеем оружием наших противников, проявляя при приобретении этого умения осторожность, дабы не поддаться влиянию их взглядов».

Стремление согласовать христианскую идеологию с традициями античной культуры проявилось в деятельности Боэция (480-525) - философа, поэта, политика Остготского королевства. В его трактате «Об утешении философией» сохранились сведения об астрономии Птолемея, механике Архимеда, геометрии Эвклида, музыке Пифагора, логике Аристотеля.

Церковь вынуждена была использовать отдельные элементы светского знания античности при организации церковных и монастырских школ, необходимых для обучения духовенства. Но и античное наследие было воспринято лишь в том обедненном виде, в котором оно существовало в поздней Римской империи, использовалось односторонне и тщательно согласовывалось с христианскими догмами. Первая попытка свести воедино элементы античных знаний, приспособив их для нужд церкви, была сделана еще в V в. Мар-цианом Капеллой. В книге «О браке Филологии и Меркурия» он дал краткое изложение тех предметов, которые лежали в основе обучения в античной школе и были известны под названием «семи свободных искусств». В VI в. Боэций и Кассиодор разделили эти «семь искусств» на две ступени обучения: низшую - так называемый тривиум: грамматика, риторика и диалектика - и высшую - «квадривиум»: геометрия, арифметика, астрономия и музыка. Эта классификация сохранилась до XV столетия. В школах, позднее в университетах, риторика преподавалась по Цицерону, диалектика - по Аристотелю. Сочинения Пифагора и Эвклида лежали в основе изучения арифметики и геометрии, Птолемея - в основе астрономии. Однако в раннее средневековье преподавание «семи свободных искусств» было полностью подчинено целям образования духовенства, представителям которого требовались скромные познания: знание молитв, умение читать по-латыни, знакомство с порядком церковных служб, элементарные сведения по арифметике. Церковь не была заинтересована в расширении этого круга знаний. Поэтому риторика рассматривалась церковью лишь как предмет, полезный при составлении проповедей и оформлении церковных и государственных документов; диалектика, под которой тогда понималась формальная логика, - как система доказательств, служащих для обоснования догматов веры; арифметика - как сумма необходимых практических знаний для счета и для религиозно-мистичекого истолкования чисел.

Выше всех наук ставился авторитет Священного писания и «отцов церкви». Исторические произведения этой эпохи, написанные Григорием Турским, Исидором Севильским, Бедой Достопочтенным и др., были проникнуты церковным мировоззрением, оправдывающим существующий несправедливый строй общества.

В соответствии с христианской догмой Вселенная (космос) рассматривалась как творение бога, созданное из ничего и обреченное на гибель в установленный богом срок. Таким образом, было отброшено важнейшее достижение античной философии - аристотелевская идея о вечности мира. Геоцентрическое учение о строении Вселенной, созданное в античном мире Аристотелем и Птолемеем, также было приспособлено к христианской догме. Вселенная представлялась как система концентрических сфер в центре которой располагалась неподвижная Земля. Вокруг нее обращались Солнце, Луна, пять планет (Меркурий, Венера, Марс, Юпитер и Сатурн); затем следовала сфера неподвижных звезд (Зодиак) и кристальное небо, отождествляемое с перводвигателем. На самом верхнем этаже мироздания находилось местопребывание бога и ангелов. Картина мира включала также ад, символизирующий «грешность» земли, и рай, куда после смерти, согласно церковному учению, попадали души добродетельных христиан.

Не менее фантастическими были географические представления. Центром Земли считался Иерусалим. На Востоке (который на картах изображался вверху), помещалась гора, где, по преданию, некогда находился земной рай и откуда вытекали четыре реки: Тигр, Евфрат, Ганг и Нил.

Особенно отрицательно сказалось господство церковно-религиозного мировоззрения на изучении природы и человека. Согласно учению церкви, бог и его творение - природа, включая человека, неразрывны. Каждый материальный объект рассматривался как символ сокровенного и идеального мира, как проявление божьей мудрости. Предметом науки о природе считалось раскрытие этих символов - «невидимых причин видимых вещей». Такой символизм, насаждаемый церковью, вел к отказу от изучения подлинных связей вещей при помощи опыта. Он наложил отпечаток на всю средневековую культуру. Считалось, что слова объясняют природу вещей. В форме этимологического толкования значения и происхождения слов была написана в VI в. первая энциклопедия средневековья - «Этимология» Исидора Севильского (560 - 636) - свод знаний того времени по грамматике, истории, географии, космологии, антропологии и теологии. Исидор Севильский широко использовал работы греко-римских авторов, но интерпретировал их в соответствии с христианской доктриной. Эта книга стала главным источником раннесредневековой образованности.

Символизм наложил отпечаток на всю средневековую культуру. Непосредственное реалистическое восприятие мира в искусстве и литературе этого периода часто облекалось в форму символов и аллегорий.

Духовная культура народных масс

Торжество церкви в области культуры и идеологии закрепилось в процессе острой борьбы.

Господствующий феодально-церковной культуре противостояла народная культура - мировосприятие и художественное творчество народных масс. Своими корнями народная культура уходила в дофеодальную древность и была связана с варварским культурным наследием, языческими мифами, поверьями, легендами и празднествами кельтов, германцев, славян и других варварских народов. Эти традиции, сохранившиеся в крестьянской среде на протяжении всего средневековья, тоже были пронизаны религиозными чувствами и представлениями, но иного - языческого толка: они были чужды мрачному аскетизму христианства, его недоверию к живой природе. Простые люди видели в ней не только грозную силу, но и источник жизненных благ и земных радостей. Их мировосприятию был присущ наивный реализм. Большую роль в духовной жизни простого народа играли народные песни, пляски и устная поэзия, открыто противостоявшие церковной музыке и культуре господствующего класса в целом. Формы безымянного народного творчества, фольклора были чрезвычайно разнообразны. Это сказки, предания, различные лирические песни - любовные, застольные, трудовые, пастушеские; хоровые напевы; обрядовые песни - свадебные, погребальные и т. п., восходящие к древним дофеодальным обычаям.

Пережитки языческих представлений и верований, так же как и связанные с ними «обычаи предков», в значительной мере определяли духовную жизнь народных масс. Возрождаясь в новых исторических условиях и часто на новой этнической основе, народные культурные традиции позднее оказали влияние почти на всю письменную средневековую художественную литературу.

Большое место в народном творчестве раннего средневековья, когда культура еще не была дифференцирована в социальном отношении, занимали героические песни и сказания о военных походах, битвах и сражениях, прославлявшие доблесть вождей и героев. Зарождаясь иногда в среде военной дружины, они затем популяризировались народными исполнителями и подвергались соответствующей обработке в плане народных идеалов. Народные сказания явились первоначальной основой крупных эпических произведений западноевропейского средневековья. Народная основа с большой полнотой проявилась в раннесредневековом эпосе Англии, Ирландии и Скандинавских стран, где в силу замедленности процесса феодализации долгое время существовал значительный слой свободного крестьянства и сохранялись пережитки язычества. В народной поэзии этих стран были живы отзвуки кельтских и германских легенд и преданий, в которых особенно ярко проявилась сила народного поэтического воображения.

Наиболее типичны в этом отношении ирландские саги, повествующие о герое Кухулине - защитнике слабых и угнетенных. Значительным памятником скандинавского эпоса является древнеисландская «Старшая Эдда» - сборник песен, наиболее ранние из которых восходят к IX в. Он содержит сказания о богах, в форму предписаний которых облечена житейская народная мудрость, и героические песни, повествующие об отдаленных событиях эпохи «переселения народов». В исландских сагах рассказывается о подлинных исторических событиях, например об открытии исландцами Гренландии и Северной Америки.

Устное народное творчество легло в основу англосаксонской эпической поэмы о легендарном герое Беовульфе (поэма «Беовульф»), записанной на англосаксонском языке в начале X в. В поэме воспевается борьба и победа Беовульфа над кровожадным чудовищем Гренделем и другие подвиги.

Выразителями и носителями музыкального и поэтического творчества народных масс были мимы и гистрионы, а с XI в.- так называемые жонглеры во Франции, хуглары в Испании, шпильманы в Германии и т. п. Они бродили по всей Европе, зарабатывая хлеб насущный представлениями перед народом: пели народные песни, играли на различных инструментах, разыгрывали небольшие сценки, водили с собой дрессированных животных, показывали акробатические номера и фокусы. Повседневно общаясь с народом, эти люди легко воспринимали народные ереси и быстро распространяли их по всей Европе. Церковь терпимо относилась к исполнителям героических песен, но жестоко преследовала носителей игрового народного творчества, так как представления последних часто носили ярко выраженный антицерковный характер.

Будучи не в силах искоренить народную культуру, церковь пыталась подчинить ее своему влиянию: приурочивала пляски и песни, связанные с языческими празднествами и поверьями, к церковным праздникам, канонизировала местных «святых», в которых народная фантазия превращала героев древних мифов или языческих богов. Даже в проповеди включались элементы народных легенд, сказок, притч с целью извлечения из них поучений для верующих. Однако, используя частично народное творчество, церковь постоянно боролась с его проявлениями и в среде мирян и в среде духовенства, так как по своей внутренней сущности народная культура средневековья всегда выражала стихийный протест против феодально-церковной идеологии.

Искусство

Народные варварские традиции определили во многом своеобразие искусства в раннее средневековье. Оно утратило утонченность и совершенство форм искусства античности и многие его ценные качества: почти полностью исчезли скульптура и вообще изображение человека, были утрачены навыки обработки камня. Лишь в Южной Европе сохранялись позднеантич-ные традиции, в частности каменное зодчество, искусство мозаики. В центре же и в северных областях Западной Европы преобладало деревянное зодчество, образцы которого, за редким исключением, не сохранились.

Варварские вкусы и мироощущение, культ физической силы, выставляемого на показ богатства, но вместе с тем живое непосредственное чувство материала - вот что было характерно для искусства раннего средневековья. Эти черты проявились в ювелирном и книжном деле. Короны, ножны, пряжки, ожерелья, кольца, браслеты украшались драгоценными камнями в золотой оправе и сложным орнаментом, в котором преобладали геометрические, но особенно «звериные» и растительные мотивы. При всем своем примитивизме варварское искусство было исполнено большого внутреннего динамизма. Его главным изобразительным средством был цвет. Яркие предметы создавали ощущение материальности, соответствующее варварскому чувственному видению и восприятию мира, далекому от христианского церковного аскетизма.

С завершением христианизации Западной Европы в VII в. возрождается антропоморфное искусство, в центре которого было изображение в человеческом облике бога и святых.

«Каролингское возрождение»

В конце VIII - начале IX в. при Карле Великом в Каролингском государстве наблюдается некоторый подъем феодально-церковной культуры, получивший в историографии название «Каролингское возрождение». Для аппарата управления обширной державой Каро-дингов нужны были кадры чиновников и судей, имевших известную образовательную подготовку. Таких людей Карл Великий мог найти среди духовенства - единственно грамотного слоя населения в это время, хотя культурный уровень клириков был невысок.

Так называемый «Капитулярий о науках» (ок. 787 г.) предписывал открывать при каждом монастыре и епископской кафедре школы для монахов и клириков. Была сделана попытка организовать и обучение мирян (в капитулярии 802 г.). Программа обучения во вновь создаваемых школах почти не отличалась от программы прежних церковных школ. Перед ними ставилась задача, как гласит постановление Шалонского церковного собора 813 г., воспитать таких людей, «которые могли бы иметь особенное значение среди простого народа и наука которых могла бы быть противопоставлена не только различным ересям, но и ухищрениям антихриста».

Карл Великий приглашал образованных людей и из других стран: из Италии - Павла Диакона, из Испании - гота Теодульфа, из Англии - Алкуина, который сыграл особенно большую роль в «Каролингском возрождении». Император создал при дворе нечто вроде литературного кружка, получившего наименование «Дворцовая академия». Членами его были сам Карл и его многочисленная семья, виднейшие духовные и светские сановники, учителя и ученики открытой в Ахене придворной школы.

В Академии читались и истолковывались произведения не только церковных, но и античных авторов, а также сочинения участников кружка. Каждый член Академии избирал себе античный или библейский псевдоним: Карл звался «Давидом», Алкуин - «Флакком» и т. д. Из Италии привозились рукописи с сочинениями римских писателей.

В ряде монастырей пишутся анналы. Возрастает интерес к агротехнике: переписываются агротехнические трактаты античности, появляются новые произведения по сельскому хозяйству (например, поэма Валафрида Страбона «Книга об обработке огородов»). Подражая византийским императорам, Карл приказал строить каменные дворцы и церкви в Ахене, Борисе и других городах. Эти постройки в основном копировали византийскую архитектуру, но были гораздо более скромными по размерам. При несовершенстве строительного искусства франков почти все возведенные при Карле постройки погибли. Сохранилась до нашего времени только капелла в Ахене.

Мероприятия Карла Великого оживили культурную жизнь Франкского государства. Расширился круг образованных людей. В церковные школы стали допускаться миряне. В монастырских скрипториях наряду с произведениями христианской литературы стали переписываться произведения многих римских авторов.

В течение IX в. фонд таких рукописей значительно возрос. Общее число дошедших до нас от этого столетия кодексов превышает 7000. Подавляющее большинство рукописей, по которым издаются теперь произведения античных авторов, относится именно к IX в. Значительно улучшилось и внешнее оформление рукописей. Почти повсеместно установилось четкое письмо - каролингский минускул; рукописи украшались миниатюрами и заставками.

Работы каролингских писателей - Павла Диакона, Алкуина. 1 Эйнгарда, написавшего биографию императора «Жизнь Карла Великого»,- внесли вклад в развитие средневековой латинской литературы. После двух «темных веков» «Каролингское возрождение» выдвинуло идею пользы образования, в том числе и светских знаний. Однако его нельзя считать подлинным возрождением культуры; оно свелось лишь к внешнему подражанию некоторым римским образцам, преимущественно по форме.

В период «Каролингского возрождения» дальнейншее развитие получили церковно-феодальные политические идей. Еще в раннее средневековье в сочинениях церковных деятелей 0 в законодательных актах оправдывалось и увековечивалось сословное деление общества. Позднее получила распространение идея о необходимости сотрудничества сословий. Ее наиболее четко сформулировал епископ Лана - Адальберон (конец X - начало XI в.): «...одни молятся, другие воюют, третьи работают, а вместе их три сословия и не вынести им обособления». В ряде трактатов развивалось положение о короле как служителе бога (minister dei) на земле, которому его подданные должны повиноваться, даже если он несправедлив.

Культурные и социальные границы «Каролингского возрождения» были узки и определялись лишь тем, что отвечали нуждам небольшой группы придворных и высокопоставленных виновников. И в период «Каролингского возрождения» церковно-религиозное мировоззрение оставалось господствующим.

«Каролингское возрождение» кончилось с распаДом империи Каролингов. Вскоре после смерти Карла Великого прекратили существование многие школы. С 817 г. было запрещено обучать в церковных и монастырских школах тех, кто не готовился к духовному званию. Единственным оригинальным мыслителей IX в., поднявшимся над уровнем современного ему богословия был ирландец Иоанн Скот Эриугена. Хорошо владея греческим языком, он изучил труды греческих неоплатоников и перевел их на латынь. Под их влиянием в своем главном труде «О разделении природы» Эуриугена вопреки официальной церковной доктрине склонился к пантеизму. Для Эриугена христианская вера была основой всякого знания, но он считал, что религия не должна стеснять свободу разума. Эриугена утверждал превосходство разума над авторитетом отцов церкви. Позднее его сочинения были осуждены как еретические.

К концу IX в. в большинстве стран Европы наступил новый упадок культуры, охвативший X - первую половину XI в. Только в Германии при дворе германских императоров Саксойскои династии - Оттонах - в конце X в. культурная жизнь была более активной: продолжалась литературная деятельность, велось строительство, переписывались рукописи. При некоторых соборах были открыты школы. В одной из епископальных школ в Реймсе «свободные искусства» с 980 г. преподавал ученый монах Герберт, будущий папа Сильвестр II. Он познакомил Европу с арабскими цифрами, счетной доской «абак», облегчавшей арифметические действия, астрономическим прибором астролябией. В целом итоги так называемого «Оттоновского» возрождения, как и «Каролингского», при всей их ограниченности способствовали дальнейшему развитию ранней средневековой культуры. Однако они не сумели создать основы для более широкого и стабильного ее подъема.

Культура Средневековья.

Термин «Средние» возникло во время Ренессанса. Время упадка. Противоречивая культура.

Западноевропейская средневековая культура охватывает более чем тысячелетний период. Переход от античности к средневековью обусловлен распадом Римской империи, великим переселением народов. С падением Западно-римской истории возникает начало Западного средневековья.

Формально средневековье возникает со столкновения Римской истории и варварской (Германское начало). Христианство стало духовной основой. Средневековая культура – результат сложного противоречивого принципа варварских народов.

ВВЕДЕНИЕ

Средние века (средневековье) - эпоха господства в Западной и Центральной Европе феодального экономического и политического строя и христианского религиозного мировоззрения, наступившая после крушения античности. Сменяется Возрождением. Охватывает период с IV по XIV века. В некоторых регионах сохранялась и в гораздо более позднее время. Средневековье условно делится на Раннее Средневековье (IV--1 половина X века), Высокое Средневековье (2 половина X--XIII века) и Позднее Средневековье (XIV--XV века).

Началом средневековья чаще всего считают падение Западной Римской Империи в 476 году. Однако некоторые историки предлагали считать началом средневековья Миланский эдикт 313 г., который означал прекращение гонений на христианство в Римской империи. Христианство стало определяющим культурным течением для восточной части Римской Империи -- Византии, а через несколько столетий стало доминировать и в государствах варварских племён, образовавшихся на территории Западной Римской Империи.

Относительно конца средневековья у историков нет единого мнения. Предлагалось считать таковым: падение Константинополя (1453), открытие Америки (1492), начало Реформации (1517), начало Английской революции (1640) или начало Великой Французской революции (1789).

Термин «Средние Века» (лат. medium ?vum) был впервые введен итальянским гуманистом Флавио Бьондо в работе «Декады истории, начиная от упадка Римской империи» (1483). До Бьондо доминирующим термином для обозначения периода со времени падения Западной Римской Империи до Возрождения было введенное Петраркой понятие «Тёмные века», которое в современной историографии означает более узкий отрезок времени.

В узком смысле слова термин «Средневековье» применяется только по отношению к западноевропейскому средневековью. В этом случае данный термин подразумевает ряд специфических особенностей религиозной, экономической и политической жизни: феодальная система землепользования (феодалы-землевладельцы и полузависимые крестьяне), система вассалитета (связывающие феодалов отношения сеньора и вассала), безусловное доминирование Церкви в религиозной жизни, политическая власть Церкви (инквизиция, церковные суды, существование епископов-феодалов), идеалы монашества и рыцарства (сочетание духовной практики аскетического самосовершенствования и альтруистического служения обществу), расцвет средневековой архитектуры -- романики и готики.

Многие современные государства возникли именно в средние века: Англия, Испания, Польша, Россия, Франция и др.

Средние века - это уникальный период в истории Европы и всего человечества, зарождение которого связано с мощным психологическим потрясением, вызванным падением «вечного города» - Рима. Империя, которая, казалось, простиралась сквозь пространство и время, представлявшаяся современникам воплощением цивилизации, культуры и процветания, в один момент канула в Лету. Казалось, что рухнули сами основы мироздания, даже варвары, подтачивавшие основы империи своими непрестанными набегами, отказывались верить в случившееся: известно, что многие варварские королевства но инерции еще долгие годы и даже десятилетия после падения Рима продолжали чеканить римские монеты, не желая признавать крах империи. Последующие же столетия были отмечены попытками возрождения былого величия исчезнувшей державы - пожалуй, именно с этой точки зрения и следует рассматривать государства, претендовавшие на великодержавный (конечно, в том ограниченном смысле, в котором это применимо к эпохе Средневековья), «панъевропейский» статус: империю Карла Великого (создание которой в культурном плане повлекло за собой недолгий период Каролингского Ренессанса конца VIII - первой половины IX вв.) и, отчасти, Священную Римскую империю .

Человек эпохи Средневековья, перестав ориентироваться на античную культуру и цивилизацию - тот яркий факел, что светил ему сквозь века - стал воспринимать мир как средоточие хаоса, как господство враждебных ему сил, и именно поэтому, стремясь защитить себя и своих близких от окружающего кошмара, он обращал свои взоры на религию, на рьяное служение Господу, которое казалось единственным спасением от напастей нового мира. Могло ли быть иначе? Как не поверить в гнев высших сил, наказывающих человечество, если вся окружающая действительность буквально рушилась на глазах: резкое похолодание, постоянные набеги варваров, Великое переселение народов, опустошающие эпидемии чумы, холеры и оспы; захват гроба Господня «неверными»; постоянный и все усиливающийся страх нападения со стороны мавров, викингов (норманнов), а позднее - монголов и турок... Все это заставляло средневекового человека рьяно и истово верить, отдавая всего себя, всю собственную личность во власть церкви, папства и Священной инквизиции, отправляясь в далекие и опасные Крестовые походы или присоединяясь к многочисленным монашеским и рыцарским орденам.

Великое переселение народов - условное название совокупности этнических перемещений в Европе в IV-VII вв. германцев, славян, сарматских и других племен на территории Римской империи.

(Большой энциклопедический словарь)

Ощущение уязвимости зачастую граничило с массовым психозом, умело использовавшимся в своих целях феодалами и церковью - и не случайно золото со всей Европы широкими потоками стекалось в папский Рим, позволяя содержать идеально отлаженный бюрократический и дипломатический аппарат, долгие столетия являвший собой образец одновременно и эффективности, и коварства. Папство бесстрашно бросало вызов светской власти (например, борясь с ней за церковную инвеституру - право самостоятельно назначать и посвящать в сан епископов и других представителей клира и духовных иерархов) - и в этом деле ему было на кого опереться: многочисленные рыцари-феодалы, воспринимавшие себя единым общеевропейским сословием и гордо носившие звание «воинства Христова», с гораздо большим удовольствием подчинялись далекому Папе Римскому, нежели собственным королям. Кроме того, надежной опорой папского престола были и многочисленные монашеские (бенедиктинцы, кармелиты, францисканцы, августинцы и др.) и духовно-рыцарские (например, госпитальеры и тамплиеры) ордена, сконцентрировавшие в своих руках значительные материальные и интеллектуальные ресурсы, которые и позволили им стать подлинными центрами средневековой культуры и образования. Важно отметить и то, что на протяжении значительной части Средневековья именно Церковь была крупнейшим землевладельцем и феодалом, что, в сочетании с церковными налогами (например, церковной десятиной) служило прочной основой финансового благополучия духовной власти.

Совокупный эффект вышеуказанных факторов во многом обусловил такой историко-культурный феномен европейского Средневековья, как доминирование духовной власти над светской, длившееся в течение более чем двух столетий: с конца XI до начала XIV вв. И ярким олицетворением этого превосходства власти духовной было печально известное «унижение в Каноссе», когда всесильный император Священной Римской империи Генрих IV в 1077 г. вынужден был покорно и покаянно целовать руку Папы Григория VII, смиренно вымаливая спасительное прощение. Впоследствии баланс сил изменился, и светская власть взяла убедительный реванш за собственные унижения (вспомним, к примеру, исторический эпизод, известный как Авиньонское пленение пап), однако противоборство между церковью и королями так и не было завершено до окончания Средневековья, став, таким образом, важнейшей отличительной чертой рассматриваемой эпохи.

Основой социально-экономической и иерархической структуры средневекового европейского общества был феодализм. Натуральное хозяйство и разрыв античных торгово-экономических связей превращали замок феодала в замкнутую и абсолютно независимую экономическую систему, совершенно не нуждавшуюся в верховной королевской власти. Именно на этом основании и сформировалась феодальная раздробленность, разбившая прежде относительно монолитную карту европейского региона, состоявшую из крупных варварских королевств, на великое множество крошечных и абсолютно самостоятельных феодальных единиц, переплетенных друг с другом сотнями династических нитей и вассально-сеньориальных связей. Крепостное право и личная зависимость крестьян от феодала укрепляла экономическое благополучие и независимость рыцарских замков и в то же время обрекала нищих, полуголодных крестьян на бесправное, жалкое существование. Не отставала в корыстолюбии и церковь - достаточно упомянуть о том, что она была одним из крупнейших феодалов Средневековья, концентрировавшим в своих руках несметные богатства.

Феодализм - специфическая социально-политическая экономическая структура, традиционная для европейского Средневековья и характеризующаяся наличием двух социальных классов - феодалов (землевладельцев) и экономически зависимых от них крестьян.

С течением веков феодализм все более становился тормозом социально- экономического развития Европы, сдерживая становление буржуазнокапиталистических отношений, рост мануфактурного производства и формирование рынка свободной рабочей силы и капитала. Создание мощных централизованных государств и обширных колониальных империй объективно противоречило сохранению феодальных прав и привилегий, и в этой связи позднее Средневековье являет собой картину поступательного укрепления власти короля при одновременном ослаблении экономической и политической мощи феодалов. Однако данные тенденции все же более характерны для Эпохи Возрождения и начала Нового времени, в то время как Средневековье прочно ассоциируется с незыблемым господством феодализма, натурального хозяйства и вассально-сеньориальной иерархии .

Вопрос для самостоятельной подготовки

Что представляет собой феномен средневекового городского права? Как Вы думаете, какова роль бюргерства, гильдий и цехов в эволюции социально-экономической структуры средневекового европейского общества?

Европейская культура эпохи Средневековья - точно так же, как

и остальные сферы общественной жизни - несет ярко выраженный отпечаток господства религиозного мировосприятия (наглядным свидетельством которого можно назвать гениальные полотна Иеронима Босха - нидерландского художника несколько более поздней эпохи), в недрах которого развивались не только средневековый мистицизм и схоластика (религиозно-философское течение, характеризовавшееся синтезом христианских догматов с рационалистическими элементами и интересом к формальным логическим построениям в духе Аристотеля), но и вся художественная культура европейской цивилизации (рис. 2.1).

Рис. 2.1.

Процесс «обмирщения» европейской культуры и, в частности, философии, тенденция к усилению ее светского начала характерны исключительно для эпохи позднего Средневековья, или Проторенессанса, освещаемого первыми лучами занимающегося Возрождения. Не случайно авторитетный британский математик и мыслитель Бертран Рассел в своей «Истории западной философии» отмечает: «Вплоть до XIV века церковникам принадлежит подлинная монополия в области философии, и философия соответственно пишется с точки зрения церкви» .

Более того, практически все крупные мыслители эпохи Средневековья происходили из духовного сословия и, вполне логично, выстраивали собственные философские доктрины в четком соответствии с религиозным, теологическим миропониманием. В данном контексте следует выделить виднейших богословов, внесших огромный вклад в развитие средневековой философской мысли: Блаженный Августин (который, хотя и жил в IV - первой половине V вв., т.е. еще в период Античности, до падения Рима, однако по духу с полным правом может быть отнесен к числу средневековых мыслителей), Боэций, Иоанн Скот Эриугена, Майстер Экхарт, Пьер

Абеляр, Фома Аквинский, Марсилий Падуанский, Уильям Оккам и Жан Буридан.

Для Средневековья характерна последовательная смена двух художественных стилей, представленных в скульптуре, живописи, декоративно- прикладном искусстве и даже моде, однако наиболее ярко проявивших себя в архитектуре: романского и готического. Пожалуй, если романский стиль, сочетавший в себе античные художественные формы с некоторыми более поздними элементами, был в первую очередь данью ушедшей великой эпохе, то готику с ее устремленностью ввысь и поражающей воображение геометрией пространства можно назвать подлинным художественным символом средневековой Европы (рис. 2.2).

Романский стиль - стиль архитектуры и искусства раннего Средневековья, характеризовавшийся сохранением многих основных черт римского архитектурного стиля (круглых арок, бочкообразных сводов, орнаментов в виде листьев) в сочетании с целым рядом новых художественных деталей.

Готика - период в развитии средневекового искусства на территории Западной, Центральной и отчасти Восточной Европы с XI-XII по XV- XVI вв., пришедший на смену романскому стилю.


Рис. 2.2. Готический собор в Кёльне (Германия). Дата постройки: 1248 г.

Средневековая литература также была основана преимущественно на религиозной традиции и на мистическом опыте и мировосприятии. В то же время нельзя не упомянуть и о так называемой рыцарской литературе, отражавшей духовную культуру и творческие поиски феодального сословия. Во многом именно романтика рыцарских турниров, походов и героического эпоса в сочетании с любовной лирикой и сюжетом борьбы за сердце возлюбленной впоследствии лягут в основу европейского романтизма Нового времени (рис. 2.3.).

Рис. 2.3.

зелье. 1867 г.:

Тристан и Изольда - герои средневекового рыцарского романа XII в., оригинал которого не дошел до наших дней. Сказание о любви Тристана и Изольды оказало огромное влияние на последующую европейскую литературу и искусство

Справедливо говоря о резком падении культурного уровня Европы в период Средневековья, о временной утере подавляющей части античного наследия, о затухании прежде великих очагов человеческой цивилизации, все же не следует впадать в иную крайность и полностью игнорировать сохранявшуюся у европейцев тягу к свету знаний, к реализации своей внутренней творческой свободы и созидательного потенциала. Наиболее ярким проявлением подобного рода тенденций можно назвать появление в XI-XII вв. первых европейских университетов: Болонского (1088 г.) (рис. 2.4), Оксфордского (1096 г.) и Парижского (1160 г.), а несколько позже, в первой четверти XIII в. - Кембриджского (1209 г.), Саламанк- ского (1218 г.), Падуанского (1222 г.) и Неаполитанского (1224 г.).


Рис. 2.4.

В стенах университетов, где была сосредоточена вся интеллектуальная жизнь классического и позднего Средневековья, велось преподавание так называемых семи свободных искусств, традиция изучения которых уходила еще во времена Античности. Семь свободных искусств условно подразделялись на две группы: тривиум (грамматика, логика (диалектика) и риторика, т.е. первичные, базовые гуманитарные дисциплины, необходимые для постижения более глубокого знания) и квадривиум (арифметика, геометрия, астрономия и музыка).

Таким образом, несмотря на общую деградацию социально-экономической и культурной жизни, характерную для эпохи Средневековья, в недрах европейского общества по-прежнему теплилась жизнь. Античное наследие бережно сохранялось в стенах монастырей и университетов, и чем ярче занималась заря Возрождения, тем смелее и бесстрашнее проявляли себя созидательные силы, готовые бросить вызов закосневшей, отживающей свой век феодальной структуре общества. Средневековье близилось к своему завершению, и Европа готовилась к великому часу освобождения. Однако даже с позиций современности представляется невозможным во всей полноте ответить на вопрос, был ли феномен Средневековья неизбежным, закономерным этапом эволюции европейской цивилизации, необходимым для успешного усвоения античного опыта, или же то был, как полагали гуманисты эпохи Возрождения, период всеобъемлющего культурного и цивилизационного упадка, когда европейское общество, утратив путеводную нить разума, сошло с пути развития и прогресса.

  • Впоследствии, когда тщетность надежд на восстановление прежнего миропорядкастала более чем очевидной, а необходимость адаптации к новым историческим реалиямкак никогда актуальной, название этого межгосударственного образования было измененона Священную Римскую империи германской нации.
  • Вассалитет - средневековая система иерархических отношений между феодалами,заключавшаяся в том, что вассал получал от своего сеньора (сюзерена) феод (т.е. условноеземельное владение или, гораздо реже, фиксированный доход) и на этом основании былобязан нести в его пользу определенные повинности, в первую очередь военную службу.Зачастую вассалы передавали часть полученной от сюзерена земли во владение своим собственным вассалам, в результате возникала так называемая феодальная лестница, причемв некоторых странах (прежде всего, во Франции) действовал принцип: «Вассал моего вассала - не мой вассал».
  • Рассел Б. История западной философии. С. 384-385.
Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!