Все что нужно знать о груди

Порт-ройял - пиратская столица на морском дне. Как затонул пиратский город порт-ройал на ямайке Что не понравилось

1692 год — после землетрясения и образования зыбучих песков был разрушен и ушел под землю Порт-Ройял — столица ямайских пиратов – «прибежище „джентльменов удачи“» и «самый веселый» город на побережье. В результате катастрофы погибло около 5 000 жизней.

Что могло стать причиной трагедии и почему современники называли это «карой Господней»?

С юго-восточной стороны на острове Ямайка, там, где возвышаются Голубые горы, есть большая бухта, которая образует прекрасную естественную гавань – Кингстон-Харбор. На берегу бухты находится город Кингстон – столица и основной порт острова. Но так было не всегда. В XVII столетии в конце существующей и по ныне песчаной косы Палисейдоус, уходящей в океан на 13 км, располагалась знаменитая пиратская столица – Порт-Ройал.

Некогда на этом месте находился форт, который периодически отвоевывали друг у друга то англичане, то испанцы. 1655 год — когда Ямайка окончательно перешла под юрисдикцию Британии, форт увеличился до размеров города. У него была удобная гавань и укрепленный берег, именно потому в скором времени его облюбовали морские пираты. До метрополии было далеко, и власть очень быстро перестала справляться с наведением порядка на острове. 1674 год — английский король Чарльз II даже был вынужден назначить на должность мэра Порт-Ройала самого известного из морских разбойников – Генри Моргана.

Но и это не смогло помочь – город прочно удерживал за собой пальму первенства среди самых опасных мест на Земле. Там грабили и на море, и на суше. За каждым купцом стояли свои городские бандиты. Легкая нажива породила пьянство и разврат, размеры которого приводили в замешательство даже видавших виды пиратов, мечтавших отдохнуть в тихой гавани. В порту во всю процветала работорговля, тут находился один из самых больших невольничьих рынков в мире.

До катастрофы в Порт-Ройале было около 2 000 строений. В большинстве своем это были жилища местного населения, некоторая часть – для развлечений, остальные постройки выполняли хозяйственные функции. В городе имелись два отлично укрепленных форта, церковь, большое количество магазинов и складов. Здания, которые располагались на самом берегу гавани, были как правило деревянные.

Одна историческая хроника XVII века так описывает этот крупнейший торговый центр всего Карибского бассейна: «Таверны битком набиты золотыми и серебряными кубками, сверкающими драгоценными каменьями, украденными из соборов. Простые моряки с тяжелыми золотыми серьгами с драгоценными каменьями играют на золотые монеты, ценностью которых никого не интересуется. Любое из зданий здесь – сокровищница». Многие считали это место проклятым и восприняли жуткое землетрясение как месть Бога отступившим от него людям.


В действительности, с точки зрения сейсмической опасности, это было, возможно, самое незащищенное место в мире: город в прямом смысле слова строили на песке. В наше время научные исследования показали, что поверхностный 20-ти метровый слой песка косы Палисейдоус утрамбован не плотно, и к тому же насыщен водой. Под ним находится гравий и обломки скал. Даже не сильное землетрясение могло там натворить много бед, а твердый песок в одночасье мог стать «зыбучим».

Образование этих зыбучих песков происходит по такой схеме. Вначале глубоко в толще песка начинает бить подземный источник, потом вода, поднимаясь вверх, заполняет пространство между песчинками и раздвигает их. Сцепление частиц почвы в значительной степени становится меньшим, песок превращается в «жидкий» и начинает плыть под ногами. Второй, более быстрый способ превращения простого песка в «зыбучий» – это землетрясение, которое тоже вызывают разрыв связей между частицами почвы.

1692 год, 7 июня — в Порт-Ройале произошло мощное землетрясение, в результате чего большая часть столицы пиратов исчезла с лица земли. В течении долгого времени считалось, что город «сполз» в море под воздействием подземных толчков и образовавшегося потом цунами. Однако последние исследования показывают, что он просто ушел в песок, на котором стоял. Подземные толчки привели к нарушению плотной структуры почвы, меньше чем за минуту песок стал текучим, и город «провалился сквозь землю».

Буквально спустя 10 мин после землетрясения пески восстановили свои свойства, похоронив под собой 2/3 города и около 2/3 населения (примерно 5 000 человек). До наших дней сохранились письма от министров, городских чиновников и торговцев, свидетелей катастрофы Г.Слоэну, тогдашнему секретарю Британского королевского общества, которые свидетельствуют, что Голубые горы, которые находились в 2 км от берега, были сдвинуты землетрясением и что у береговой линии теперь совсем другой вид, чем раньше.

Все началось в 11 ч 43 мин при полном штиле на море и замечательной погоде. Было только три толчка, из которых последний был самым мощным. После первого толчка, стены сооружений дали трещины, внутри помещений на пол попадала утварь и мебель. С моря налетел ураган, и некоторые из жителей кинулись в верхнюю часть города, ближе к Голубым горам. И это их спасло. Потом последовал второй, более сильный удар стихии, от которого здания начали рушиться и уходить под землю вместе со всем содержимым. На море образовалась огромная волна, хлынувшая на берег и увлекающая за собой все, попадавшееся на пути.

Но для некоторых людей это смертоносное цунами было спасительным. Гигантская волна подняла на себя фрегат «Лебедь», который был вытащен на берег для ремонтных работ. Судно понеслось над оставшимся внизу городом, потянув за собой крепежные канаты и леера. Люди, сумевшие ухватиться за них, остались на плаву. Когда «Лебедь» врезался в крышу полуразрушенного строения и остановился, они выбрались на мелководье и остались в живых.

Чудом смог выбраться из песочной ловушки один из обитателей Порт-Ройал – купец Льюис Голди. Его затянуло под землю почти всего, и он с ужасом понял, что погибнет. Однако тут обреченный почувствовал, что снизу его выталкивает мощный водяной поток. Спустя мгновение он вылетел из песка, как пробка из шампанского. После сильнейшего нервного потрясения, купец, все-же не покинул проклятый остров и стал одним из известнейших людей во всей округе. Он с охотой рассказывал приезжим небылицы о ужасном ямайском землетрясении 1692 г., которое он смог пережить.

Спустя несколько минут после третьего, самого мощного толчка, песок вновь стал твердым, а на поверхности земли остались торчать куски стен и головы несчастных жителей пиратской столицы, которые не смогли выбраться из зыбучего песка. Как написал поздней преподобный отец Эммануэль Нит, «эти головы после служили пищей для бродячих собак». Другой очевидец в письме свидетельствовал: «Люди были схвачены в объятия Земли и задушены ей. Их так и хоронили – с головами над поверхностью, а некоторые были объедены собаками. В течении долгого времени эти места все старались обходить стороной».

Пережившие землетрясение, начали восстанавливать уцелевшие дома и отстраивать город заново на том же месте. Но спустя 10 лет после того жуткого землетрясения в Порт-Ройале произошел сильный пожар, которым было уничтожено все, что удалось восстановить. Вслед за этим пронеслись несколько мощнейших ураганов, и остатки «пиратского оазиса» занесло толстым слоем ила и песка. Еще в 1859 г. любопытные могли видеть на месте провалившегося сквозь землю города остатки нескольких домов, стены которых на один-два метра выглядывали из прибрежного песка. Но потом еще одно сильное землетрясение, которое произошло здесь в 1907 г., спрятало от людских глаз и этих немых свидетельств катастрофы.

С того времени много искателей приключений и легкой наживы пытались откопать сокровища пиратской столицы, погребенные на дне моря. Хроника трагедии на Карибах, которая дошла в многочисленных описаниях до нашего времени, давала надежду, что застигнутые врасплох обитатели Порт-Ройала просто не имели возможность перенести свои сокровища в безопасное место. Золотоискателям грезились огромные сундуки с награбленными ценностями, которые уцелели в разрушенных домах, похороненных под толщей песка и воды. Ныряльщики, обследовавшие в XIX и XX столетиях акваторию Кингстон-Харбор, подтвердили наличие под водой старинных развалин.

Первую экспедицию к берегам Ямайки на специально оснащенном для подводной археологии корабле «Си Дайвер» осуществил в 1953 г. Эдвин А.Линк. Длительная работа грунтососа долгое время не давала ожидаемых результатов. Исследователь был разочарован, но решился попытать счастья еще раз. Передвинув заборный шланг всего лишь на несколько метров в сторону, он сразу наткнулся на то, что искал. Самая уникальная находка была подъем золотых часов, изготовленных в 1686 году амстердамским мастером Полем Блонделем, на стрелках которых зафиксировалось время катастрофы – без 17 минут полдень.

Но незначительные средства, которые были получены Линком от Национального географического общества Америки, дали возможность ему обследовать лишь кухню и магазин в форте погибшего Порт-Ройала. Потом он с сожалением расстался с «пиратским Вавилоном». Следующую экспедицию осуществил американский ученый Роберт Маркс, который оказался удачливей своего предшественника. Маркс смог обнаружить таверну, два сохранившихся здания и… сундук с драгоценностями с испанского галеона, потерпевшего крушение в составе флотилии в 1691 г.

Кто знает, сколько еще тайн может хранить проклятый город Порт-Ройал, так неосмотрительно построенный пиратами на песке?

Обзор на атмосферный филлер, где пиратская тематика отлично перекликается с происходящим за игровым столом: рискуем, обогащаемся, нанимаем команду головорезов, подкупаем чиновников и топим корабли. Порт-Ройал продолжает жить своей пиратской жизнью. В обзоре плюсы и минусы этой динамичной настольной игры.

Что внутри?

Игра исключительно карточная. Колода из 120 карт, которые разделены по типам: персонажи, корабли, налоги, экспедиции.
Половина колоды (60 карт) — это персонажи с помощью которых можно:

  • получить ПО;
  • обменять их на карты экспедиций (см. ниже);
  • получить дополнительные действия или возможности (купить 2 карты, потопить корабли и т.п.);
  • получить дополнительный доход.

Карты персонажей — источник ПО и возможностей

Чуть меньше половины – корабли (50 штук):

  • основной источник получения денег на покупку персонажей (см. выше).

Корабли — основной источник обогащения

Оставшиеся 10 карт — бонусные задания и штрафы:

  • Карты налога. Типичные для многих игр карточки разыгрываемых событий (сброс превышающих лимит денег и небольшой бонус).

Карты налога — сброс излишков денег

  • Карты экспедиций. Они дают ПО и деньги, но для выполнения требуется собрать определенный набор из персонажей.

Карты экспедиций — дают много ПО и бонус, но придется скинуть несколько персонажей чтобы их получить

Кроме того, каждая карта может играть роль денюжки – для этого достаточно перевернуть ее рубашкой вверх, где изображена монетка.

На рубашке карт есть монетка, что символизирует 1 денюжку. Монетки берутся сверху колоды, что делает невозможным просчитать колоду

Цель игры накопить 12 победных очков, имея на старте всего 3 монеты.

Ход игры

Игровой процесс простой: открываем карту и решаем, что с ней делать – покупать, продавать или сбрасывать. По ходу «прокачиваем» свои возможности и тем самым расширяем выбор.

Теперь чуть подробнее, что можно сделать в свой ход. Вариантов немного:


Купленные карты кладем перед собой – их свойства теперь активны до конца игры.

Что понравилось?

Оформление

Коробочка компактная и крепкая, весьма удобного формата – можно брать с собой в гости. Много места не займет.

Компактная и крепкая — можно в карман куртки положить или в отделение рюкзака

Арт на пиратскую тему, выполнен стильно, ненавязчиво. На столе смотрится не только красиво, но и информативно – все «подсказки» видны и хорошо различимы.

На карте кораблей есть подсказка, сколько всего корабликов этого типа есть в колоде и какая нужна сила, чтобы их затопить. Информация важная, если у вас, конечно есть пираты и матросы.

Историческая справка:

Порт-Ройал, 1692 год

Порт-Ройал реальный исторический город. В своё время, жизнь там кипела на всю катушку. Через него шли мореходные пути вдоль и между континентами. Торговые, государственные и пиратские интересы пересекались с размахом. В год его посещало около 200 кораблей не считая контрабанды, которая велась около. Проживало до 10000 человек (половина населения Ямайки). Сейчас исторический город покинут, в результате природных катаклизмов легендарная пиратская столица ушла под воду на глубину 14 метров.

Карточки вполне обычные – плотностью не отличаются, но выдержали без особых последствий три партии, только затем одели их в защиту.

Вся колода в не самых тонких протекторах. В коробочку укладывается обратно в лучшем виде!

Освоение «на ходу»

Правила на 12 страничках: простые, понятные, иллюстрированные. Подготовка за 1 минуту! Для тех в компании, кто правила не читал, объяснять лучше сразу «на ходу». Замечено, что любые вводные в данном случае только дезориентируют игроков, все начинают думать, что игра очень сложная. И наоборот, если сразу начать ход с себя и подробно комментировать действия, то суть улавливается очень быстро. «Порт Ройал» — тот редкий среди натолок случай, когда можно усадить всех за стол и произнести единственную волшебную фразу:

— Давайте играть, по ходу разберемся!

Правила на 12 небольших страничках

Игровой процесс – случай правит миром

«Порт Ройал» — игра на удачу и немножко на расчет. И в этом соотношении она, как мне кажется, уникальна.

Элемент случайности необходим в настольных играх для того, чтобы атмосфера за столом была живой, захватывающей, это хоть немного, но имитирует реальные жизненные переживания. Перебор со случаем тоже ни к чему хорошему не приводит – получаются монотонные игры из серии «кинь-двинь».

В нашей коллекции доминируют игры, где на долю случая отведено меньше половины: «», «», «», «» и т.п. В «Порт Ройал» доминирует случайность, таких игр в коллекции держим мало, например, «Бонанза». Не потому что не любим, а потому что игры, которые удачно используют «случай» не так много. «Порт Ройал» ценная находка в этом плане.

В игре весьма удачно сочетается «рулетка» и тактика. Первая наполняет «Порт Роял» эмоциями, азартом, вторая дает возможность испытать не менее волнительную надежду, что ты наконец-то смог контролировать ситуацию.

Переиграли несколько партий и всякий раз после окончания было желание продолжить, особенно отыграться. Так всегда происходит, когда вы отдаетесь воле случая – мысль, которая сидит в голове после неудачи: сейчас мне точно повезет, давай еще раз во что бы то ни стало. «Порт Ройал» азартен.

«Плут» окупается весьма быстро

В принципе, его можно рассматривать и как потенциально интересный стратегический филлер, с прокачиванием возможностей и способностью хоть как-то то влиять на ситуацию с непредсказуемым появлением карт из колоды. Например, прокачать способность топить корабли, тем самым добывая больше богатств. Выход? Ум подсказывает, что да, но на практике все стараются разбогатеть, полагаясь исключительно на удачу, и это работает эффективнее, чем расчет на стабильное будущее. При этом играть-то интересно. Вот, что удивительно)))

Также важно, что игра постоянно удерживает внимание. Даже если вы не являетесь на данный момент активным игроком, то ситуация на поле всегда затрагивает ваши прямые интересы – есть надежда, что перепадет «вкусненькое», поэтому надо быть на чеку.

Баланс

Единственный ресурс — деньги, но игра не любит богатых. Карты «Налога» забирают при превышении лимита сразу половину в казну. Таким образом «богатый» игрок всегда чувствует опасность и мотивирован не ждать нужную карту потом, а покупать выгодную сейчас. В итоге все играют с примерно одинаковыми суммами и набором карт. Кто победит не ясно до последнего момента — всё решит случай 🙂

Что не понравилось?

Куда расти, к чему стремиться?

Нет мотивации развивать игровые навыки:

  • Знание колоды не имеет решающего значения – механика такова, что приход карт не просчитать.
  • Умение топить корабли не имеет значения – можно полагаться на удачу и жить богато.
  • Купил карту не потому, что так задумал, а потому, что получилось.

В итоге партии после 5-ой начинается дежавю – решения принимаются ситуативно, эмоции испытываются так же. Процесс затягивает, но после игры какое-то ощущение пустоты. Сошлись на мнении, что 1 партии за вечер достаточно, затем «Стоп!» и переходим к чему-то белее содержательному.

Мнение

«Порт Ройал» (Port Royal) — красивая, простая, живая и эмоциональная игра. Игровой процесс способен затянуть на вечер, но отсутствие глубины и огромная роль случая не позволяют получить от нее более полный спектр впечатлений, присущий настольным играм. Азарт — вот главный фан, который она дает участникам. Игра для настоящих пиратов — тех кто любит риск, удачу и молниеносны решения.

Порт Ройал (Port Royal) — небольшой городок на острове Ямайка, построенный англичанами еще в конце 17 века. Также известен под названием «сокровищница Вест-Индии».

Первое поселение (форт) было основано испанцами еще в 1518 году. Начиная с 1655 года, после захвата англичанами у испанцев острова Ямайка, Порт Ройал становится столицей острова. В 1655 году на Ямайке практически не было испанцев, поэтому англичанам не составило труда захватить остров.

С этого времени город становиться наиболее важным портом среди английских колоний в регионе. Во второй половине 17-го века более 90% всех английских кораблей, прибывавших в Карибский регион, шли именно в Порт Ройал. Вся продукция с острова вывозилась в метрополию только через этот порт. Трудно переоценить ту роль, которую сыграл город в истории острова того времени. Поэтому отдых на Ямайке как здесь: http://www.calypso-tr.com/yamajka/ будет не полным без посещения этого исторического места.

В конце 17-го века город представлял собой крупное поселение, где было около 2 тысяч одноэтажных кирпичных зданий и проживало более 7 тысяч человек, среди которых было около 1 тысячи пиратов. Из-за присутствия многочисленных пиратов, порт в те времена имел еще одно название: «одно из самых безнравственных мест на Земле».

Колониальная администрация порта лояльно относилась к пиратам, которые контролировали торговые пути между Панамой и Испанией. В гавани города корабли пиратов проходили ремонт, а команда отдыхала. В Порт Ройале базировались такие пираты, как Генри Морган (похороненный в 1688 году в городской церкви Св. Екатерины), Джон Дэвис и другие.

Вполне возможно Порт Ройал так и оставался бы столицей острова до настоящего времени, если бы не землетрясение 1692 года, во время которого большинство строений были разрушены или ушли под воду. Здания были построены прямо на песке, во время толчков песок разжижался и дома сползали прямо в море. Более 50 торговых судов и один 32 пушечный английский фрегат затонули в гавани порта.

После землетрясения английская колониальная администрация перебралась в деревушку под названием Кингстон.

В результате серии пожаров и мощных ураганов к 1728 году город был практически полностью уничтожен и все жители уехали в другие места. Поклонники фильма «Пираты Карибского моря» наверняка знают, что некоторые действия фильма проходили именно в этом городе.

Перейти к навигации Перейти к поиску

Port Royal
17°56′15″ с. ш. 76°50′29″ з. д.
Страна Ямайка
История и география
Основан 1518
Площадь 0,18 (51 акр) км²
Высота центра 4 м
Часовой пояс UTC−5
Население
Население ≈6500 человек (1692 )
Национальности англичане, французы, голландцы, негры
Конфессии англикане, католики, протестанты, иудеи
Прочее
Статус Столица острова Ямайка (1656 - 1692)

Порт-Ро́йал (англ. Port Royal ; с 1656 по 1661 гг. носил название Мыс Кагуэй, или просто Кагуэй (англ. Point Cagwey )) - на острове , столица одноимённой английской колонии с 1656 по 1692 гг. В настоящее время город покинут жителями и практически полностью затоплен Карибским морем.

Географическое расположение

Город расположен на южном берегу , на западном конце длинной и узкой косы Палисадос, являющейся южной границей гавани Кингстон.В заливе Порт-Ройал в избыточном числе имеются рифы и песчаные отмели.В прошлом Порт-Ройала они затрудняли судоходство по заливу, но благоприятствовали обороне острова со стороны моря.Удобное в оборонительном плане расположение косы Палисадос стало основанием для закладки и строительства на ней к 1692 году (в непосредственной близости от Порт-Ройала) 5 каменных фортов, предназначенных для обороны города и блокирования входа в пролив Порт-Ройал:

  • Форт Чарлз - главное оборонительное сооружение, сохранился в первоначальном виде, сейчас там расположен музей
  • Форт Уокер - находится на берегу острова, неподалёку от Форта Чарльз
  • Форт Руперт - сейчас затоплен, но иногда он появляется из воды
  • Форт Джеймс - сейчас затоплен, был расположен на побережье
  • Форт Карлайл - располагается возле Форта Джеймс, также затоплен

История основания

Порт-Ройал, 1692

Город (форт) Кагуэй, будущий Порт-Ройал, был основан испанцами в 1518. Город был основан на удалении около 30 км от бывшей испанской столицы острова - города (англ. Spanish town ). Порт-Ройал являлся центром морской торговли в Карибском море вплоть до второй половины XVII века. После захвата у Ямайки в 1655 году, в эпоху протектората Кромвеля Порт-Ройал был выбран в качестве столицы.

Порт-Ройал - база английского флота

Порт-Ройал располагал глубокой и вместительной гаванью глубиной (у причальных стенок) в 30 футов (9,15 м). Таким образом, гавань Порт-Ройала могла принимать даже самые крупные 100-пушечные линейные корабли.

Городская топография

В городе к 1692 году имелось: несколько церквей, четыре ежедневно торговавших рынка, сефардская синагога, католическая часовня, молитвенный дом квакеров, королевские пакгаузы, обширные складские помещения, более сотни таверн, зверинец, военные плацы и мосты и т. д.

Население

В 1659 году в городе имелось 200 домов и магазинов. К 1670 году население города вместе с близлежащим городком Сантьяго-де-ла-Вега уже превышало 3 300 человек, а ценз 1680 года выявил, что в столице проживало около 4100 человек, в том числе 2086 белых, 845 негров, а также около 1200 пиратов. К 1692 году население города, по разным подсчётам составляло от 6500 до 10000 человек. При этом следует иметь в виду, что общее население Ямайки в 1670 году едва превышало 17 000 жителей.

Экономика

Порт

Порт-Ройал являлся единственным портом на Ямайке, и вся продукция, шедшая на экспорт в метрополию - , - вывозилась только через него.В 1688 году порт Порт-Ройала посетило 213 кораблей общим водоизмещением 11 317 тонн. В этом же самом году в , столицу , прибыло только 102 корабля, а во все порты Новой Англии вместе взятые - всего 226 кораблей, что свидетельствует о том, какую огромную роль играл Порт-Ройал в колониальной торговле эпохи последних Стюартов.Из Порт-Ройала вывозилась, главным образом, продукция ямайских плантаций: сахар, патока, индиго, какао, фрукты и т. п. В 1689-1691 гг. средняя стоимость ежегодно вывозимых из Порт-Ройала экспортных товаров составляла в среднем 137 000 фунтов стерлингов. Большого размаха в Порт-Ройале и его окрестностях достигала контрабандная торговля. Основным её предметом были рабы, а велась она, преимущественно, между отдельными пиратскими командами и торговцами. По свидетельству одного морского офицера, служившего на Ямайке, в 1679 году объём контрабандной торговли только за 6 месяцев составил 20 000 фунтов.

Пиратская столица

В 1654 году Оливер Кромвель поручил адмиралу Вильяму Пенну и генералу Роберту Венабльзу обеспечить англичанам опорную базу в Карибском бассейне. Его советник, ренегат-доминиканец Томас Кейдж, до этого бывший миссионером в Вест-Индии, утверждал, что испанские колонии на Кубе и Эспаньоле плохо защищены. Экспедиция из 18 боевых кораблей и 20 транспортов отправилась из Портсмута в день Рождества 1654 года и набрала дополнительных рекрутов на остановке в . Потерпев неудачу, несмотря на численное превосходство, в нападении на Санто-Доминго из-за плохой боеготовности наспех набранного и снаряженного войска, 11 мая 1655 года экспедиция высадилась на Ямайке в месте современного порта , после чего немногочисленный испанский гарнизон Сантьяго-де-ла-Вега сдался без боя. Однако, из-за промедления Венабльза с выработкой условий капитуляции, множество испанцев успели выпустить скот, освободить рабов и сами сбежать с ценностями на Кубу. Рабы, укрывшись в горах, стали называться марунами и беспокоили англичан своими набегами и в XVIII веке.

Город (форт) Кагуэй, будущий Порт-Ройал, был основан испанцами в 1518 году. Город был основан на удалении около 30 км от бывшей испанской столицы острова - города Сантьяго-де-ла-Вега (англ. Spanish Town ). Порт-Ройал являлся центром морской торговли в Карибском море вплоть до второй половины XVII века. После захвата англичанами у испанцев Ямайки в 1655 году, в эпоху протектората Кромвеля Порт-Ройал был выбран в качестве столицы. Порт-Ройал представлял собой безопасную гавань как для честных торговцев, так и для пиратов, контролирующих морские пути между Испанией и Панамой.

Порт-Ройал был привлекателен для пиратов по нескольким причинам. Его близость к торговым путям давала пиратам лёгкий доступ к добыче, но самым главным преимуществом была близость к немногочисленным безопасным морским путям, идущим в Испанию из Атлантического океана. Гавань была достаточно большой не только для размещения судов, но и при необходимости, для кренгования и ремонта. Остров также идеально подходил для набегов на испанские поселения. Из Порт-Ройала Генри Морган нападал на Панаму, Портобело и . Такие известные личности, как Рош Бразильяно, Джон Дэвис (пират), и Эдвард Мансфилд (Mansveldt) также выбрали Порт-Ройал своей базой.

Землетрясение 1692 года

Карта Порт-Ройяля до землетрясения

Произошедшее днём 7 июня 1692 года в 11 часов 43 минуты сильнейшее землетрясение полностью затопило 2/3 площади города: 13 акров городской земли вместе с домами было просто смыто в море, ещё 13 были затоплены возникшим цунами. Жертвами землетрясения оказались 2/3 жителей города (всего около 5000 человек). В гавани Порт-Ройала затонуло около 50 кораблей и судов, 1800 городских зданий было разрушено. Единственным военным кораблём, оказавшимся в момент землетрясения в гавани Порт-Ройала и погибшим в ней, оказался кренговавшийся на берегу 32-пушечный английский фрегат HMS Swan постройки 1673 года.

В результате землетрясения Порт-Ройал был практически полностью разрушен, и английская колониальная администрация была вынуждена перенести столицу острова в небольшую деревушку Кингстон на противоположном (северном) берегу залива Порт-Ройал. Несмотря на разрушения, Порт-Ройал был всё же отстроен заново. В 1703 году, лишь одиннадцать лет спустя после землетрясения 1692 года, в городе произошёл сильный пожар, который вновь разрушил город. Несколько сильных ураганов, последовавших за тем, и очередной трёхдневный пожар в 1728 году разрушили город окончательно, так что всё его оставшееся население было вынуждено переселиться из Порт-Ройала.

В настоящее время значительная часть города затоплена в результате оползневых процессов, вызванных землетрясением, которое произошло 7 июня 1692 года. Средняя глубина залегания остатков домов и иных строений - 15 метров. Во время детальных исследований Порт-Ройала было обнаружено: 2 здания с сохранившимися стенами и проёмами дверей (впоследствии разрушились из-за размыва донных отложений), 4 сотни курительных трубок, множество бутылок и фрагментов керамики, а также киль знаменитого фрегата HMS Swan , затонувшего вместе с городом в тот злополучный день. Существуют планы организации туристических поездок к месту давней катастрофы на специализированных лодках со стеклянным дном.

Порт-Ройал в культуре

Порт-Ройал в литературе

В романе Рафаэля Сабатини «Одиссея капитана Блада» некоторые действия происходят на Ямайке, в Порт-Ройале. В конце романа главный протагонист становится губернатором Ямайки.

Порт-Ройал в кинематографе

В Порт-Ройале происходит действие серии фильмов «Пираты Карибского моря», также он является родным городом для нескольких главных персонажей.

Порт-Ройал в мультипликации

Герои советского мультфильма «Рассказы старого моряка», во 2-й его серии под названием «Необитаемый остров», в результате путешествия во времени попадают в Порт-Ройал. Оказавшись в плену у пиратов, старый капитан с друзьями решил совершить побег, зная о грядущем мощнейшем землетрясении 7 июня 1692, разрушившем столицу пиратов до основания.

Порт-Ройал в музыке

Известной speed metal-командой Running Wild в 1988 году был издан альбом с одноимённым названием - Port Royal.

port-royal - итальянская рок-группа, играющая смесь электронной музыки и пост-рока.

Blazon Stone имеет альбом с названием "Return to Port Royal"

См. также

  • Тортуга

Примечания

  1. The Port Royal Project. Port Royal"s early days (англ.) . Проверено 30 декабря 2008. Архивировано 23 марта 2012 года.
  2. Окороков, Александр.
  3. Sketch pedigrees of some of the early settlers in Jamaica / Noel B. Livingston. - Kingston: The educational supply company, 1909. - С. 131.
  4. Zahedieh, Nuala. The Merchants of Port Royal, Jamaica, and the Spanish Contraband Trade, 1655-1692 // The William and Mary Quarterly, Third Series: журнал. - 1986. - Т. 43 , № 4 . - С. 570 .
  5. Zahedieh, Nuala. The Merchants of Port Royal, Jamaica, and the Spanish Contraband Trade, 1655-1692 // The William and Mary Quarterly, Third Series: журнал. - 1986. - Т. 43 , № 4 . - С. 577 .
  6. Eltis, David. New Estimates of Exports from Barbados and Jamaica, 1665-1701 // The William and Mary Quarterly, Third Series: журнал. - 1995. - Т. 52 , № 4 . - С. 643 .
  7. Zahedieh, Nuala. The Merchants of Port Royal, Jamaica, and the Spanish Contraband Trade, 1655-1692 // The William and Mary Quarterly, Third Series: журнал. - 1986. - Т. 43 , № 4 . - С. 576 .
  8. отец носящего то же имя американского государственного деятеля
  9. David Plant. The Western Design: Hispaniola and Jamaica. The Anglo-Spanish War in detail (17 мая 2010).
  10. 3decks - Naval Sailing Warfare History / British 5th Rates
  11. Bridges, George Wilson. The Annals of Jamaica. - London: John Murray, 1828. - Т. 2. - С. 15.
  12. Варшавский, Анатолий. Следы на дне. - Москва: "Мысль", 1975. - Т. 2. - С. 109. - 142 с.

Литература

Книги

  • Bridges, George Wilson. The Annals of Jamaica. - London: John Murray, 1828. - Т. 2. - 508 с.
  • Firth, C. H. The narrative of general venables with an appendix of papers relating to the expedition to the West Indies and the conquest of Jamaica, 1654-1655. - London: Longmans, Green, and Co., 1900. - 180 с.
  • Sketch pedigrees of some of the early settlers in Jamaica / Noel B. Livingston. - Kingston: The educational supply company, 1909. - 140 с.
  • Губарев, Виктор . Флибустьеры Ямайки: эпоха "великих походов". - М.: Вече, 2011. - 384 с.

Статьи

  • Barbour, Violet. Privateers and Pirates of the West Indies // The American Historical Review: журнал. - 1911. - Т. 16 , № 3 . - С. 529-566 .
  • Burnard, Trevor. European Migration to Jamaica, 1655-1780 // The William and Mary Quarterly, Third Series: журнал. - 1996. - Т. 53 , № 4 . - С. 769-796 .
  • Eltis, David. New Estimates of Exports from Barbados and Jamaica, 1665-1701 // The William and Mary Quarterly, Third Series: журнал. - 1995. - Т. 52 , № 4 . - С. 631-648 .
  • Zahedieh, Nuala. The Merchants of Port Royal, Jamaica, and the Spanish Contraband Trade, 1655-1692 // The William and Mary Quarterly, Third Series: журнал. - 1986. - Т. 43 , № 4 . - С. 570-593 .

Ссылки

  • Губарев, Виктор. Флибустьеры и корсары в англо-испанском колониальном соперничестве в Вест-Индии 1660–1671 гг. (рус.) (17.06.2006). Проверено 30 декабря 2008. Архивировано 23 марта 2012 года.
  • Окороков, Александр. Триста лет под водой, или Новая жизнь «пиратского Вавилона» (рус.) . Проверено 30 декабря 2008. Архивировано 23 марта 2012 года.
  • Знаменитый Порт-Ройал (рус.) . - 1999-2003. Проверено 30 декабря 2008. Архивировано 23 марта 2012 года.
  • Войтинский, Евгений, Войтинская, Юлия. День гнева (рус.) . Проверено 30 декабря 2008. Архивировано 23 марта 2012 года.
  • The Port Royal Project (англ.) . Проверено 30 декабря 2008. Архивировано 23 марта 2012 года.
  • The Island of Jamaica (англ.) . Проверено 30 декабря 2008. Архивировано 23 марта 2012 года.

Привет, друзья. Вы смотрели «Пираты Карибского моря?». Надеюсь, что да, потому что я этот фильм не устаю пересматривать снова и снова. Основой сюжета послужили истории о пиратстве 17-го века. Захватывающие приключения пиратов под руководством Генри Моргана и Эдварда Тэтча, известного нам по фильму, как Черная Борода. Что мы знаем о пиратах Карибского моря? Для меня это интересная и захватывающая тема, о которой можно рассказать очень много, но сегодня мы с вами поговорим о пиратской столице Порт Роял.

История пиратской столицы Порт Роял

Развитие города пришлось на золотой век пиратства. В то время шла активна борьба за мировое господство, в которой Англия принимала активное участие. Требовались большие затраты на вооружение военного флота, а чтобы их сократить, раздавались каперские письма «letters of marque», которые давали законное основание владельцам частных суден нападать на вражеские корабли. Другими словами, пираты, которые разбивали корабли противников и делили добычу с британской короной, считались официальными для Англии и не карались законом. Пираты были под покровительством Елизаветы I. Их называли «Каперы».

После того, как в 1654 г. англичане потерпели поражение при захвате Эспаньолы (современные Гаити и Доминикана), они не стали зря терять время и направили флотилию на Ямайку. В связи с тяжёлой военной обстановкой в регионе, на острове в тот момент почти не было испанцев, что позволило англичанам с легкостью захватить Ямайку. Они перенесли столицу из Сантьяго-де-ла-Вега в Порт Роял. Причиной тому послужила глубокая и вместительная гавань, которая могла принимать даже самые крупные корабли и контролировать морские пути, что только облегчало пиратам доступ к добыче идущей в Испанию из Атлантического океана.

В городе возвели 5 каменных фордов для обороны города. А оборонять им было что. По некоторым данным, в 1688 г. в Порт Роял зашло 210 кораблей, в то время как все порты Британии приняли всего 224 судна. Огромное количество денег и золота определило судьбу города. Порт Роял имел славу, как самый греховный город на земле. После долгих странствий, пираты возвращались домой и спускали деньги на еду, алкоголь, женщин и азартные игры. Оргии, насилие и убийства стали здесь привычным делом. Но так продолжалось не долго, как говорится: «Все хорошее когда-то заканчивается».

7 июня 1692 года в результате сильнейшего землетрясения, 2/3 города затопило и ушло под воду на глубину 15 метров. Жертвами оказались свыше 5 000 человек, а в гавани затонуло около 50-ти суден. Землетрясение разрушило 1500 тыс. зданий, весь город был уничтожен. Что это, наказание Господние за грехи жителей или совпадение? Колониальная администрация была вынуждена перенести столицу в небольшую деревню Кингстон, который остается столицей Ямайки и по сей день.

Из 5-ти каменных фордов уцелел лишь один — «Форт Чарлз». Землетрясение очень изменило береговую линию. Сейчас достаточно сложно воспроизвести картину того времени.

На территории бывшей столицы расположен музей с археологическими находками со дна моря моря, где затонул город.

Для меня эта была очень интересная и познавательная экскурсия. Возможно причиной тому послужило то, что я много читала про пиратов и смотрела видео про Порт Роял, где с помощью компьютерной графики восстанавливали картину города 17-го века. Увидев все в живую, я лишь восполнила недостающие пробелы. Поэтому перед посещением очень рекомендую собрать побольше информации, чтобы проникнуться местом и насладиться экскурсией.

Форд Чарльз открыт ежедневно с 9:00 до 17:00, цена входного билета 2$.

  1. Несмотря на то, что Порт Роял является одной из главных достопримечательностей страны, место достаточно пустынное. Если вы планируете купить там сувениры, то их там нет. Вы даже не купите там воду, поэтому учитывайте этот факт при посещении.
  2. Вы все время будете находится под открытым солнцем, тени там практически нет. Поэтому обязательно возьмите с собой защитный крем.

Это интересно

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!