Все что нужно знать о груди

Древний рим технологии возведения. Технологии древнего рима

Вопреки устоявшемуся мнению, водопровод изобрели не в Древнем Риме. Системы для подвода (водопровод) и отвода (канализация) воды были в Древнем Египте, Вавилоне. Впрочем, тут нужно определиться, что именно считать водопроводом. Специалисты относят к системам, проводящим воду, не только акведуки и трубы, но и колодцы с оросительными каналами, которые общественное мнение относит, скорее, к системам ирригации. Тем не менее, вся система транспортировки воды к потребителю формально относится к водопроводной, и поэтому мы вынуждены отказать Риму в этом великом изобретении.

Но римляне в изобретённую не ими систему внесли массу усовершенствований. Именно в Риме была создана самая мощная индустрия производства воды для питьевых и бытовых целей. Впрочем, в миллионном городе иначе и быть не могло. Любопытно, что на одного римского жителя эпохи императора Августа приходилось до тонны воды в сутки, что втрое превышает водопотребление в современном Риме.

Римский водопровод представлял из себя систему многокилометровых акведуков, огромных очистных сооружений и глиняных трубопроводов, доставлявших воду по всему городу – в термы, частные виллы, фонтаны, искусственные пруды для разведения рыбы… Если что и считать чисто римским «изобретением» в этой области, то исключительно масштабность решённой римлянами задачи.

А подлинно римскими изобретениями, которые мы используем по сей день, были вещи, не менее важные, чем водопровод.

Изобретения Древного Рима :

1. Бетон .

2. Арка , точнее говоря, замковый камень, который позволяет арке не осыпаться вниз.

3. Освещаемые туннели . Римляне прорубали в горах туннели, чтобы не делать кружных путей, причём, порой туннели довольно длинные – под Неаполем был туннель длиной 1300 метров. И были специальные люди, оплачиваемые из казны, которые заправляли в лампы казённое масло и следили за тем, чтобы в туннеле круглосуточно был свет.

4. Батальонный (манипулярный) принцип построения армии . Применялся и применяется по сей день, за исключением ракетных войск.

5. Пешеходная зебра . Пешеходы переходили через дорогу по длинным камням, а дождевые потоки текли между камней. Колёса телег тоже ехали между ними.

6. Центральное отопление . Оно использовалось в общественных банях для нагрева воды, стен и пола. Подогрев шёл с помощью горячего воздуха, который поступал по глиняным трубам-воздухопроводам.

7. Дороги в современном понимании этого слова (с подушкой и твёрдым покрытием). Справка: Знаменитые римские дороги во многих частях Европы использовались по прямому назначению вплоть до начала ХХ века. Дороги действительно делались на века. Сначала роется траншея глубиной примерно метр – метр десять. Если почва некрепкая, заболоченная, в дно траншеи забиваются дубовые сваи. Края траншеи укрепляются каменными плитами. Затем, как в пироге, выкладываются разные слои – крупного камня, камня помельче, песка, снова камня, извести, черепичного порошка… «Слоёный пирог» заполняет всю вырытую траншею. Сегодня это называется дорожной подушкой. Сверху на подушку кладётся собственно дорожное покрытие – каменные плиты, расположенные небольшой горкой, чтобы дождевая вода стекала с центра дороги в боковые дренажные канавы. На римские дороги расходовалось больше каменного материала, чем на дороги современные. По краям римской дороги стояли верстовые (милевые) столбы в виде аккуратных каменных колонок на квадратных каменных постаментиках. Были и настоящие дорожные знаки в виде каменных колонн выше человеческого роста, на которых обозначалось расстояние до ближайших населённых пунктов и до Рима. А в самом Риме был заложен нулевой километр с памятным знаком. Сердцевина империи, на которую приходили поглядеть досужие древние туристы. Любопытная деталь: вдоль дорог римляне сеяли чернобыльник (artemisia absinthium) – каждый идущий мог сорвать на обочине его листья и вложить в сандалии, чтобы от долгой ходьбы не болели ноги.

8. Рыбный соус . Его делали из внутренностей чуть протухшей рыбы, смешивая их со специями.

9. Соломенная шляпа (похожая на сомбреро, но без загнутых полей).

10. Капюшон . В знак траура на голову накидывалась часть тоги, которая обычно лежала на спине. Получался не ярко выраженный капюшон, который потом эволюционировал до отдельного причиндала.

11. Трансформируемая арена (аналогичные теперь используются в цирке и театре). Римская арена была сложным техническим сооружением – её могли заливать водой, чтобы устраивать морские бои. Арена Колизея обладала скрытыми ходами и лифтами для подъёма животных прямо в центр арены.

12. Складные столики и стулья (у римлян они были деревянные и бронзовые).

Александр Никонов

История не всегда справедлива. Мы приучены возносить древнегреческую культуру, римской же отводим второстепенную роль. Римская поэзия не была так возвышена, как греческая, философия эллинов задавала тон древнему миру. Учиться у греков было нормой для знати Древнего Рима.

Если вы хотите, чтобы вам объяснили геометрию, то лучше всего было бы обратиться к греку, если же вам нужно построить наплавной мост, канализационную сеть или соорудить оружие, которое стреляет пылающими шарами из гравия и смолы на расстояние до 274 метров, то вам следовало бы взять на помощь римлянина. Изобретения Рима и по сей день служат в современном мире.

Блестящие архитектурные, организационные и технические подвиги римлян выделяют их, также как и греков, среди древних народов. Несмотря на то, что их знания математики были рудиментарными, они сооружали модели, экспериментировали, и строили настолько крепко, насколько это было возможно на тот момент. В результате, их труды мы можем лицезреть и по сей день: они простираются от моста Лимура (Limyra) в Турции до стены Адриана (Hadrian’s Wall) в Шотландии. Ниже представлены самые значительные достижения древних римлян.

1. Понтонные мосты

Римские инженерные технологии часто называют синонимом военных технологий. Всемирно известные дороги не были построены для ежедневного их использования простыми жителями, они были сооружены для того, чтобы легионы быстро добирались до места назначения и также быстро уходили оттуда. Разработанные римлянами понтонные мосты, построенные в основном в период военного времени, служили той же цели, и были детищем Юлия Цезаря. В 55 году до н.э. он построил понтонный мост, длина которого была около 400 метров, чтобы пересечь реку Рейн, которую традиционно немецкие племена считали своей защитой от римского вторжения.

Мост Цезаря через Рейн был крайне умным сооружением. Строительство моста через реку, при этом, не нарушая течения самой реки, это очень сложное мероприятие, тем более в военной обстановке, где сутки напролет стройка должна охраняться, а инженеры должны работать очень быстро и качественно. Инженеры установили опоры на дне реки под углом против течения, тем самым придав мосту дополнительную прочность. Также были установлены защитные сваи, которые ликвидировали потенциальную угрозу, которая могла плыть по реке. В итоге, все сваи были собраны вместе, и на их вершинах был построен деревянный мост. В общей сложности строительство заняло всего десять дней, при этом использовались только пиломатериалы. Таким образом, в местных племенах быстро распространилась информация о всеобъемлющей власти Рима: если Цезарь захотел пересечь Рейн, он это сделал.

Возможно, такая же апокрифическая история сопровождает и понтонный мост Калигулы, построенный через море между Байи и Пузуоли (Baiae and Puzzuoli), длиною примерно в 4 км. Предположительно, Калигула соорудил этот мост после того, как услышал от одного прорицателя, что у него есть примерно такой же шанс стать императором, как и возможность пересечь залив Байи на лошади. Калигула воспринял это как вызов, и соорудил этот самый мост.

2. Сегментная арка

Как и почти во всех вышеперечисленных инженерных подвигах, римляне не принимали участие в изобретении арки, однако, они уверены, что усовершенствовали ее. Арки и арочные мосты существовали уже почти две тысячи лет, когда римляне взялись за них. Римские инженеры поняли, что арки не должны быть непрерывными, то есть они не должны охватывать заданный промежуток "за один прием”. Вместо того, чтобы пересекать пространство за один скачок, они могут быть разбиты на несколько, более мелких деталей. Таким образом и появились сегментные арки.

У новой формы арки были два явных преимущества. Во-первых, потенциальное пространство пролетного моста могло быть увеличено в геометрической прогрессии. Во-вторых, поскольку на их изготовление требовалось меньше материала, сегментные арочные мосты были более податливыми при прохождении воды под ними. Вместо того, чтобы заставить воду протекать через одно маленькое отверстие, вода под сегментированными мостами текла свободно, тем самым снижая опасность наводнения и скорость износа опор.

3. Гидроэнергия

Витрувий, крестный отец римской инженерии, описывает несколько технологий, с помощью которых римляне использовали воду. Объединив греческие технологии, такие как зубчатые створки и водяное колесо, римляне смогли разработать свои передовые лесопилки, мельницы и турбины.

Колесо-перевертыш, другое римское изобретение, вращалось под действием текущей, а не падающей воды, что сделало возможным создание плавающих водяных колес, используемых для помола зерна. Это очень пригодилось во время осады Рима в 537 году н.э. когда генерал Велизарий решил проблему осады, отрезав поставки продовольствия за счет строительства нескольких плавающих мельниц на Тибре, что, тем самым, обеспечивало людей хлебом.

Странно, но археологические данные свидетельствуют о том, что римляне обладали всеми необходимыми знаниями для создания различного рода водных устройств, но они применяли их крайне редко, предпочитая вместо этого дешевый и широко доступный рабский труд. Тем не менее, их водяная мельница была одним из крупнейших промышленных комплексов в древнем мире до промышленной революции. Мельница состояла из 16 водяных колес, которые мололи муку для соседних общин.

4. Акведук

Наряду с дорогами, акведуки стали другим чудом инженерной мысли римлян. Смысл акведуков в том, что они очень длинные, на самом деле очень длинные.

Одна из трудностей снабжения водой большого города является то, что когда город дорастает до определенных размеров, вы не можете из любой его точки получить доступ к чистой воде. И хотя Рим расположен на Тибре, эта река была очень загрязнена другим римским инженерным достижением, канализацией.

Чтобы решить данную проблему, римские инженеры построили акведуки – сеть подземных труб, надземных линий воды и мосты, разработанные с той целью, чтобы доставлять воду в город и окрестности.

Также как и дороги, римские акведуки представляли собой очень сложную систему. Хотя первый акведук, построенный примерно в 300 году до н.э., был протяженностью всего лишь 11 километров, к концу третьего века н.э. в Риме существовало 11 акведуков, общей протяженностью в 250 миль.

5. Полы с подогревом

Эффективный контроль уровня температуры – это одна из самых сложных инженерных задач, с которыми люди имеют дело, но римлянам удалось ее решить, или, по крайней мере, почти решить.

Используя идею, которая по сей день применяется в технологии теплых полов, гипокауст представлял собой набор полых глиняных колонн, находившихся под полом, через которые горячий воздух и пар перекачивался из расположенной отдельно печи в другие комнаты.

В отличие от других, менее прогрессивных методов отопления, гипокауст аккуратно решал сразу две проблемы, которые всегда были связаны с системами отопления в древнем мире – дым и огонь. Огонь был единственным источником тепла, однако, время от времени здания загорались, и образующийся дым в замкнутом пространстве часто играл роковую роль.

Однако, поскольку в системе гипокауста пол был приподнят, горячий воздух от печи никогда не вступал в контакт с самой комнатой.

Вместо того, чтобы "находится” в комнате, нагретый воздух проходил через полые плитки в стенах. На выходе из здания, глиняные черепицы поглощали теплый воздух, в результате чего в помещение было тепло.

6. Канализация

Огромные коллекторы Римской империи являются одним из самых странных творений римлян, поскольку они были изначально построены вовсе не для того, чтобы служить канализационными системами. Клоака Максима (или Крупнейшая Канализация, если перевести дословно) была первоначально построена для того, чтобы сливать некоторую часть вод местных болот. Строительство "клоаки” началось в 600 году до н.э. и в последующие сотни лет добавлялось все больше и больше водных путей. Так как регулярно продолжали рыться каналы, то трудно сказать, когда именно клоака Максима перестала быть дренажной канавой и стала надлежащей канализацией. Будучи изначально очень примитивной системой, Клоака Максима распространилась как сорняк, растягивая свои корни все глубже и глубже в город, по мере его роста.

К сожалению, Клоака Максима имела выход прямо в Тибр, поэтому река быстро заполнилась отходами жизнедеятельности человека. Тем не менее, римлянам не приходилось использовать воду Тибра для питья или мытья. Стоит отметить, что у них даже была специальная богиня, которая следила за работой этой системы – Клоакина.

Возможно, самым важным достижением римской канализационной системы был тот факт, что она была спрятана от людских глаз, не давала распространяться никаким болезням, инфекциям, запахам и неприятным достопримечательностям. Любая цивилизация может вырыть канаву для того, чтобы справлять естественные нужды, однако, для построения и обслуживания такой грандиозной канализационной системы, необходимо было наличие серьезных инженерных умов. Система была настолько сложна в устройстве, что Плиний Старший объявил ее более грандиозным человеческим сооружением, чем строение пирамид.

Невозможно, рассказывая о достижениях римской инженерии, не говорить о дорогах, которые были настолько хорошо построены, что многие из них еще вполне пригодны для использования даже сегодня. Сравнивать наши сегодняшние асфальтовые шоссе с древнеримскими дорогами все равно, что сравнивать дешевые часы со швейцарскими. Они были сильными, прочными и построены так, чтобы служить веками.

Лучшие римские дороги строились в несколько этапов. Для начала рабочие вырывали котлован, около метра глубиной на местности, где планировалось соорудить дорогу. Далее, широкие и тяжелые каменные блоки устанавливались на дно траншеи, оставшееся пространство покрывалось слоем грязи и гравия. Наконец, верхний слой был вымощен плитами с выпуклостями в центре для того, чтобы могла стекать вода. В общем, римские дороги были чрезвычайно устойчивыми к действию времени.

Согласно типичной римской моде, инженеры империи настаивали на создании и использовании прямых дорог, то есть на их проложении через любые препятствия, а не в обход им. Если на пути был лес, они вырубали его, если была гора, они сооружали туннель через нее, если болото, они высушивали его. Недостатком этого типа дорожного строительства, конечно, было огромное количество людских ресурсов, необходимых для работы, но рабочая сила (в виде тысяч рабов), – это было то, чем древние римляне владели в избытке. К 200 году до н.э. римская империя насчитывала около 85295 километров магистралей.

Что касается инноваций в области строительства, то жидкий камень, который легче и прочнее обычного камня, – это величайшее творение римлян. Сегодня бетон является неотъемлемой частью нашей повседневной жизни, поэтому легко позабыть о том, насколько революционным когда-то было его изобретение.

Римский бетон представлял собой смесь щебня, извести, песка, пуццолана и вулканического пепла. Его можно было заливать в любую форму для построения того или иного сооружения, он был также очень крепким. Хотя первоначально он использовался римскими архитекторами для построения мощных оснований для алтарей, начиная со 2 века до н.э. римляне начали экспериментировать с бетоном для того, чтобы сооружать автономные формы. Их самая известная бетонная конструкция, Пантеон, до сих пор является крупнейшим неармированным бетонным сооружением в мире, стоящим уже более двух тысяч лет.

Как уже упоминалось ранее, это было значительное улучшение старого этрусского и греческого прямоугольного архитектурного стилей, которые требовали расположения по всему периметру любого здания колонн и тяжелых стен. Более того, бетон, как строительный материал был дешевым и пожаробезопасным. Он был также достаточно гибким, поскольку смог пережить многочисленные землетрясения, которые то и дело посещали вулканический итальянский полуостров.

Как и многие технологии, римское осадное оружие было изначально разработано греками, а позднее усовершенствовано римлянами. Баллист, по существу гигантский арбалет, который мог во время осады стрелять крупными камнями, был сконструирован из попавшего в руки римлян греческого оружия.

Используя сухожилия животных, баллисты работали как пружины в гигантских мышеловках, таким образом, они могли отбрасывать снаряды на расстояние до 457 метров. Поскольку оружие было легким и точным, его оснащали копьями и стрелами, тем самым оно использовалось в качестве противопехотного. Баллисты также применялись для осады небольших зданий.

Римляне изобрели свои собственные "двигатели осады”, названные дикими ослами из-за мощного удара, наносимого диким ослом. Хотя в своей работе они также использовали сухожилия животных, "дикие ослы” были гораздо более мощными мини-катапультами, которые стреляли огненными шарами и целыми ведрами крупных камней. При этом, они были менее точными по сравнению с баллистами, но зато более мощными, что делало их идеальным оружием для подрыва стен и поджогов во время осад.

Внутреннее пространство современного мира мы принимаем как нечто само собой разумеющееся, однако, не стоит этого делать. Наши огромные сводчатые арки, большие атриумы, стеклянные стены, потолки и многое другое – все это было немыслимо в древнем мире.

Прежде, чем римляне усовершенствовали купола зданий, даже самым лучшим архитекторам тех времен приходилось долго мучиться с созданием каменных крыш. Даже величайшие архитектурные достижения, созданные до появления римской архитектуры, такие, как, к примеру, Парфенон и пирамиды, выглядели более впечатляюще снаружи, чем внутри. Внутри они были темными, и представляли собой ограниченное пространство.

Римские купола, напротив, были просторными, открытыми и создавали реальное ощущение внутреннего пространства. Впервые в истории. Исходя из понимания того, что принципы арки можно было вращать в трех измерениях, чтобы создать форму, которая обладает такой же крепкой поддерживающей силой, но "действует” на большей площади, технология куполостроения стала доступной в основном благодаря бетону.

Конечно, древние римляне не были «отцами-основателями» военного дела своего времени. Зато они отлично умели учиться на чужом опыте. Сегодня ты узнаешь о пяти новшествах, которые делали армию Рима непобедимой силой во всем древнем мире.

Сегодня точно сказать, как именно проходил морской бой в Античности практически невозможно. Считается, что основной тактикой был надежный как железная дверь таран . Вторым вариантом был связан с выходом двух кораблей на один курс, после чего команда одного, благодаря слаженным действиям ломала весла второго . В общем, древние римляне, которые влезли по уши в легендарные Пунические войны с Карфагеном (бывшими финикийцами, прославленными мореходами), ни с первым вариантом морской войны, ни со вторым преуспеть не сумели. Зато они были идеальными бойцами на суше, а значит все, что им требовалось – превратить морской бой в сухопутный.

Так и появился «ворон» — корабельный крюк, цеплявшийся за борт вражеского судна и становился своеобразным мостиком , по которому римские воины могли перебраться на чужой корабль. Ширина такого мостика была не более метра, а длина до одиннадцати метров. Древние римляне первыми стали использовать абордажные мостики во время морских сражений, что позволило им сразить огромный флот карфагенян, считавшихся непобедимыми на море.

В эпоху Античности использовались самые разнообразные виды оружия. Так, этруски и галлы часто использовали в боях уникальное метательное копью – пилум . Правда, учитывая структуру войска и первых, и вторых, как-то пилум у них не прижился. Зато римляне быстро смекнули, насколько большое преимущество дает пехоте такое копье для метания. После некоторых усовершенствований, на свет появился римский пилум, приносящий одну победу за другой легионам Рима и способный пробить даже самые прочные и тяжелые доспехи.

В эпоху конца Республики на вооружении у римского легионера было два пилума. Первый, легкий, метали во вражеское войско с расстояния до тридцати метров. Легкий вариант был больше похож на дротик и, застревая в щите воина, был призван мешать ему во время битвы. Второй, тяжелый пилум, легионеры метали когда до противника было не более десяти метров – это копье пробивало доспехи и считалось одним из самых смертоносных метательных орудий своего времени.

Римские армии прошагали по всему известному миру, покоряя варваров и расширяя границы империи. Ночевать и останавливаться на привал приходилось многотысячным легионам довольно часто. Чтобы защитить себя, римляне придумали отличный способ – строить типовые укрепленные лагеря при любой остановке войска, даже на одну ночь.

Выглядел такой лагерь довольно просто. Прямоугольник с соотношением сторон три к двум. Если было много времени, то лагерь окружали рвом и вбитыми в землю деревянными кольями. Известны случаи постройки каменных стен для временного укрепления. По центру римского военного лагеря проходила широкая «преторская» улица , о которой под прямыми углами шли жилые и административные улицы. В центре, самом укрепленном месте лагеря, находились собственно римские войска, обозы и командование . Ближе к стенам располагались палатки союзных войск и наемников.

Беда всех армий Античности – отсутствие мобильности . Древние римляне быстро смекнули, что если они будут использовать столь популярную в то время (и довольно эффективную, вспомни хотя бы поход Александра ) греческую фалангу, превзойти своих врагов им не удастся. Нужно было придумать такой военный строй, который имел бы неоспоримое преимущество перед другими армиями.

Так появились римские манипулы . В дословном переводе с латинского языка манипула – горсть . Принято считать, что манипула была наименьшей единицей деления войска древних римлян. Строй обычно был в три линии и состоял из десяти манипул. Некоторые ученые оспаривают это, но документы того времени свидетельствуют, что весь отряд строился в шахматном порядке. Когда первая линия не справлялась с врагом, в бой шла вторая линия. В третьей линии находились манипулы самых опытных и тяжеловооруженных воинов – триариев. В итоге, система манипул позволила быть войску римлян практически непобедимым в поле с восточными конными армиями и греческими фалангами, так как обладала невероятной мобильностью для своей эпохи . Благодаря такому военному строю римляне сумели построить одну из самых больших и великих империй в истории человечества.

Интерес ко всему, что связано с Римской Империей, всегда высок. Это античное государство смогло объединить в себе тысячи людей и народностей, на протяжении веков держа под контролем все Средиземноморье. Великие ученые и мудрые философы, непобедимые полководцы и железные легионы, легендарные политики и непревзойденные ораторы, искусные зодчие и опытные инженеры, честь и слава, триумф и лавровый венок — все это Вечный Город.

Падение Римской Империи в 468 году, без преувеличения, на долгое время повергло Европу в хаос и отбросило развитие человечества на сотни лет назад. Многие технологии, использовавшиеся в эпоху империи, были забыты на долгие годы.

Конечно, у римлян не было компьютеров и летательных аппаратов. Но людям пришлось идти века или даже тысячелетия, чтобы в некоторых отраслях вновь достичь того уровня, который однажды уже был достигнут.

Количество и качество потерянных или забытых технологий и последовавший за этим провал в развитии цивилизации настолько поражает, что начинаешь задумываться о том, как бы сложилась история, если бы Рим устоял. Возможно, мы бы жили в намного более технологичном и развитом мире. Но, как говорится, история не знает сослагательного наклонения, и нам остается лишь удивляться умению римлян и фантазировать, каких высот успел бы достичь человек, если бы все его открытия вовремя и эффективно использовались и не забывались.

Стекло

Хотя технология изготовления стекла была известна человеку еще с древнейших времен (самые старые стеклянные украшения, найденные на раскопках в Египте, датируются 5 тысячелетием до н.э.), именно ромеи смогли развить изготовление стеклянной утвари до небывало высокого уровня. Римские мастера научились выдувать стеклянные предметы, придавая им желаемые формы, делать прозрачные стекла и мозаику.

Портландская ваза — одно из выдающихся произведений античных стеклодувов, которое сохранилось до наших дней

После распада Римской Империи количество и качество изготавливаемого в Европе стекла резко упало. Местные стеклодувы могли изготавливать только самые элементарные предметы. Лишь только византийские мастера сохранили и передавали из поколения в поколение тайны стекольного дела. Прошли сотни лет, прежде чем мастерство изготовления стекла не возродилось неподалеку от Венеции в 13 веке.

Дороги и мосты

Главной целью всех дорог в Римской Империи являлась быстрая переброска войск на далекие расстояния, а так же контроль территорий. На втором месте по важности стояла почтовая служба, а затем торговля. Обычно дороги прокладывались от одного поселения к другому, однако крупные дороги (по-современному магистрали) могли соединяться между собой дорогами поменьше (по-современному проселочными).


Перед закладыванием нового пути инженеры тщательно проверяли все параметры и затем рабочие очищали путь от деревьев и растений и подводили материал для строительства (. Заранее отмечались требующие расширения сложные места дороги, где едущие навстречу караваны могли столкнуться друг с другом. Примечательно, что римские дороги обладали выпуклой формой, позволяя дождевой воде стекать к краям в специально вырытые углубления.

Через реки прокладывались каменные мосты или реже деревянные моста, на развилках устанавливались указатели, а через каждые 15 километров путешественника ждала станция с ночлегом и сменными лошадьми. Удивительно, но в горных районах можно встретить даже туннели в породе, сделанные римскими мастерами для беспрепятственного продолжения дороги.


Каменный мост в испанской Алькантаре (провинция Касерес) — один из шедевров античной инженерии. Построен в начале 2 века нашей эры при императоре Траяне

Чтобы лучше понять систему римских дорог, достаточно вспомнить поговорку «Все дороги ведут в Рим». Действительно, так называемый «нулевой километр» для всех дорог империи начинался в Вечном городе. А любой путешественник мог добраться до столицы из любого места следуя простому правилу: на встретившейся развилке выбирать самую широкую дорогу.

Бетон

В Древнем Риме бетон заливался в полости несущих конструкций. Именно благодаря широкому использованию бетона многие римские постройки сохранились до наших дней. А еще римляне массово использовали комбинацию бетона и металлических усилений, добиваясь большой устойчивости зданий, так что они могли без проблем выдерживают сильное землетрясение.


При строительстве римского Колизея широко использовался бетон в качестве скрепляющего средства. Как видно, римские инженеры знали свое дело — величайший памятник античной архитектуры простоял почти 2000 лет

После падения Римской Империи в 5 веке нашей эры технологии изготовления бетона были утеряны. Заново открыть для себя изготовление бетона европейцы смогли только через тысячу лет.

ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ…

подписывайтесь на наш T

Архитектура Древнего Рима основана на двух великих цивилизациях – греческой и этрусской. Этруски обладали отличными технологиями по постройке храмов, домов, гробниц. Именно они ввели арку и свод. Но, в отличии от греческих, храмы этрусков были построены из недолговечных материалов, поэтому мало сохранилось до наших дней.

Этрусская арка в Перуджи, Италия

Тем не менее, есть объекты, изучая которые можно получить много информации об этой культуре. Известно, что несущая конструкция зданий была из дерева, использовались кирпичи и терракотовые покрытия.

Этрусская арка в Перуджи представляет собой неповрежденный пример городских ворот.

Архитектура Древнего Рима: периоды

Реальная римская архитектура с оригинальными особенностями, которые перерабатывают этрусские и греческие влияния, определяется начиная со 2-го века до нашей эры.

Архитектура Римской Монархии

Считается, что Рим был основан в 753 году до н.э. В начале своей истории Рим был монархией. Согласно традиции, после правления Ромула, на трон поднялся царь Нума Помпилий, который улучшил организацию территории города. Его сменил Тулл Гостилий, опытный латинский воин, завоевавший близлежащие города. Четвертым королем был Анко Марцио, построивший порт Остия, в устье Тибра.

Последовали этрусские правители — Тарквиний Приск приказал покрыть камнем рыночную площадь, Форо, построил многочисленные храмы и заказал прокопать канализацию Клоака-Максима для сброса грязной воды. Сервий Туллий обнёс город стеной.

Монархия закончилась на правлении Луция Тарквиния Гордого, который был изгнан из города в 509 году до нашей эры, и Рим стал республикой.

Архитектура Римской республики

Во времена республики, которая длилась почти пять столетий, Рим всегда был в состоянии войны. После завоевания этрусков и других народов, проживающих на территории сегодняшней Италии, Римская Республика завоевала территории Греции и других стран Средиземного моря. Активно велось строительство. Для перемещения армии нужны были хорошие дороги, их строились много. Дорога (лат. strata ) формировалась из нескольких слоев (итал. strato ) и ее поверхность была покрыта каменными плитами.

Архитектура периода Римской республики уделяет большое внимание практическим и функциональным аспектам строений.

Архитектура Римской империи

После того как Римская республика сменилась Римской империей в 31 году до н.э., наступил длинный период процветания для искусства и архитектуры. Под императором Августом, затем под Трояном и Адрианом архитектура римской империи достигла своего великолепия и играла немаловажную роль пропаганды власти.

Сохранились обширные свидетельства, относящиеся к архитектуре, где римляне демонстрируют отличные навыки в технике строительства, скульптуре (портреты, рельефы, которые дополняют архитектуру), живописи (фрески, мозаики).

Архитектура христианской эпохи

Период варварских нашествий знаменует упадок римской архитектуры. Приходит новая эпоха — христианская.

Основные характеристики римской архитектуры


Чентинатура. Деревянная констркуция для поддержки сводов
  1. В римской архитектуре, безусловно, просматривается великая преемственность с греческим искусством — симметрия, регулярность форм, использование архитектурных ордеров (дорический, тосканский, ионный и коринфский). На самом деле, вместо дорического ордера римляне использовали тосканский ордер (tuscanico/toscano ), который очень на него похож, разница заключалась лишь в том, что колонна была гладкой, без борозд (каннелюр ).
  2. От этрусков римляне переняли арки и своды, став главными специалистами по их использованию. При возведении арки и сводов использовали временную деревянную конструкцию для поддержки — чентинатуру (centinatura ). Из большого количества арок, стоящих друг за другом римляне формировали цилиндрический свод (volta a botte ), а пересечение двух цилиндрических сводов образовывало крещатый свод (volta a crociera ). Первыми строителями настоящих куполов тоже были римляне. Один из самых красивых купольных Сводов является – Пантеон.
Купольные своды в архитектуре Древнего Рима

Материалы и технологии

Римляне использовали кирпичи для строительства стен, арок, колонн, полов. Мрамор, как дорогой материал, употребляли гораздо реже. Многообразие кирпичных форм – удлиненные, квадратные, треугольные, пирамидной формы- помогали создавать крепкие конструкции и захваты.

Производство кирпичей обходилось тоже недешево, и требовалось много рабочей силы для кладки.

Именно поэтому их часто заменяли блоками туфа и травертина, или другими материалами. Чтобы ускорить строительство стен, римляне начали использовать искусственный конгломерат или римский бетон (calcestruzzo) .

Бетон заливали в деревянные опалубки, уплотняли трамбовкой и, после его затвердевания, снимали опалубку. Такой метод строительства стен назывался opus caementicium .

Когда эту же технологию применяли для наполнения полостей двух несущих стен из кирпича или камня, то ее называли muratura a sacco . Таким образом, римляне получали толстые крепкие стены, экономя время и ресурсы. Техника не отражалось на эстетике, т.к. бетонная часть была внутри.


Архитектура Древнего Рима: строительство стен

Внешнюю кладку стен можно характеризовать по основным строительным традициям —

  • opus quadratum,
  • opus reticulatum,
  • opus incertum,
  • opus latericium.

Оpus quadratum

При работе с таким материалом, как мягкий туф, крупные камни в виде параллелепипеда были разрезаны и расположены рядами одинаковой высоты (opus quadratum) ; если использовался твердый известняк, такой как травентино, каждый элемент принимал свою собственную многоугольную форму (opus poligonalis) .

Оpus reticulatum

При этой технике цемент вливался между стенками, образованными небольшими пирамидальными каменными блоками, основания которых, образовывали регулярную ромбовидную сетку.


Древнеримская каменная кладка: опус квадратум и опус ретикулатум

Оpus incertum

В opus incertum камни имеют неправильную форму, и их укомплектовка кажется почти случайной.

Оpus latericium

Обожжённые кирпичи прямоугольной формы (около 45 см х 30 см) накладывались в чередующимся порядке. Начиная с эпохи Августа его использование учащается. Благодаря тому, что со временем толщина кирпичей и их цвет менялись, легко установить хронологический порядок архитектурных конструкций.

Opus mixtum

Несмотря на то, что кирпич обычно использовался однородно (opus testaceum), встречаются примеры его использования с другими камнями и рядами других кладок, создавая opus mixtum.


Каменная кладка Древнего Рима: опус латеричиум, опус инчертум, опус микстум

Архитектура и планировка городов (градостроительство)

Здесь два разных примера –

  1. сам город Рим, который уникален по своему развитию,
  2. и постройки новых городов.

Планировка большинства древнеримских городов была прямоугольной , основанной по принципу временных лагерей легионеров – castrum .


Планировка городов Древнего Рима

А именно, поселения разбивали и застраивали вдоль двух главных улиц – кардо (ориентирована с севера на юг) и Декуманус (с востока на запад). Место пересечения этих улиц отводили для главной площади города – Форо.


Реконструкция планировки города Римини

В городах сооружались дороги, водопроводы, канализация, мосты. Строились различные здания:

  • дома для проживания (Domus, Insulae и Villas);
  • для отдыха (театры, амфитеатры, цирки и термы);
  • предназначенные для поклонения богам (храмы);
  • для политической и административной деятельности (Курия и Базилика)
  • и праздничные памятники (триумфальные арки и колонны).

Краткий видеообзор-реконструкция архитектуры Древнего Рима:

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!