Все что нужно знать о груди

Сколько историй в рассказе бежин луг. «Человеческий и фантастический мир в рассказе Тургенева «Бежин луг

Сочинение

Человеческий мир у Тургенева своих проявлениях, и во всех своих проявлениях он продолжается в природе, природою осеняемся. Поэтому книга в основе своей глубоко оптимистична. Тургенев добивается гармонического звучания пейзажного мотива! как в масштабе всего цикла, так и в границах отдельного очерка. Эту гармонию могут не почувствовать читатель и исследователь, если пейзажи будут выхвачены из того или иного рассказа произвольно и рассмотрены вне художественного целого. Приведу пример. Е. М. Ефимова в упомянутой статье рассматривает пейзаж в рассказе Тургенева «Малиновая вода». Говорится о знойном августовском полдне, об атмосфере духоты, создающей ощущение иссякающих ключей жизни. На этом фоне горький рассказ Власа о полном его разорении и полной глухоте помещика к его судьбе. Рассказ обрывается следующими словами героя: «А чем плохо? Не… Эка жара стоит…»

Удивителен с этой точки зрения «Бежин луг», рассказ, специально посвященный русской природе и детям ее. Один из первых французских переводчиков его, Эрнест Шарьер, уточнил название подзаголовком «Народные суеверия в России». Многие современники Тургенева рассматривали «Бежин луг» как физиологический очерк крестьянских поверий. Да и в школьном изучении рассказ нередко превращают в иллюстрацию темноты и невежества крестьян при крепостном праве. От поэзии «Бенина луга» в этом случае не остается и следа.

Тургеневский рассказ - не простой набор народных суеверий и легенд, не справочник по крестьянской демонологии. Это живой художественный организм с очень динамичным, стремительно развивающимся сюжетом. Все в нем движется от мрака к свету, от тьмы к солнцу, от загадок и тревожных вопросов к разрешению их. Источником и первопричиной этого движения оказывается в «Бежине луге» природа. Уже в начале рассказа изображается ее сложная внутренняя жизнь в течение одного из июльских дней. Потом мы видим наступление вечера, закат солнца. Сгущаются ночные тени, призрачной становится местность, утомленные охотник и собака сбиваются с дороги, теряют самообладание, испытывая острое чувство одиночества и потерянности. Властно вступает в свои права таинственная и загадочная жизнь ночной приводы, перед которой отнюдь не всесилен человек. Ночь напоминает ему об этом полетом испуганных птиц, угрюмым, клубящиеся мраком, слабым и жалобным писком какого-то зверька между камней, которые, казалось, сползлись в немую лощину «для тайного совещания».
Минус 2 кг в день! Потребуется: активированный уголь, вода и...

Но тургеневская ночь не только жутка и таинственна, она еще и царственно прекрасна своим «темным и чистым небом», которое «торжественно и необъятно высоко» стоит над людьми, «томительными и свежими запахами», звучными всплесками больших рыб в реке. Тургеневская ночь духовно раскрепощает человека, очищает его душу от мелких, повседневных забот, тревожит его воображение бесконечными загадками мироздания: «Я поглядел кругом: торжественно и царственно стояла ночь… Бесчисленные золотые, звезды, казалось, тихо текли все, наперерыв мерцая, по направлению Млечного Пути, и, право, глядя на них, вы как будто смутно чувствовали сами стремительный, безостановочный бег земли…».

Совершающейся во мраке ночной своей жизнью природа наталкивает ребятишек у костра на красивые, фантастические сюжеты их легенд, диктует их смену, предлагает детям одну загадку за другой и сама же нередко подсказывает возможное их разрешение. Фантазия ребят не бесплотна, не удалена от земли в область абстрактных мистических сфер. Домовой у них кашляет, должно быть, от сырости в старой рольне, тоненький голос русалки сравнивается с писком жабы, а волосы ее с густой зеленью конопли. На смех и плач поэтичной крестьянской русалки незамедлительно откликается в рассказе Тургенева ночная природа: «Все смолкли. Вдруг, где-то в отдалении, раздался протяжный, звенящий, почти тенящий звук (отзвук плача русалки и неизбывной грусти Гаврилы). Казалось, кто-то долго, долго прокричал под самым небосклоном, кто-то другой как будто отозвался ему в лесу тонким, острым хохотом, и слабый, шипящий свист промчался по реке».

И уже не русалочьими - человеческими слезами плачет мать утонувшего Васи, крестьянка Фелицата, - «плачет, плачет, горько богу жалится». Не русалочьим - человеческим хохотом смеется обманутая полюбовником, сошедшая с ума Акулина: «Она ничего не понимает, что бы ей ни говорили, только изредка судорожно хохочет». Мифические существа «Бежина луга» не обособлены от мира страданий, несчастий и бед реальной крепостной России, точно так же как не обособлены они и от всего возвышенного и поэтического, чем не менее щедро наполнена крестьянская жизнь. Русалка, тщетно зовущая к себе Гаврилу, это и Акулина, топчущаяся по целым часам «где-нибудь на дороге», .застывшая в бессмысленном ожидании встречи с любимым человеком. Болезненный крик ночной птицы напоминает о стонах утопленного в омуте Акима-лесника (так «душа его жа-лобится»), а может быть, это просто «лягушки махонькие» «жалобно кричат». Белый голубь, внезапно налетевший на трепетный свет костра - то ли праведная душа, улетающая на небо, то ли птица, случайно отбившаяся от дома. И даже легендарный Тришка, лукавый человек, сродни знакомому всем в околотке бочару Вавиле.

Другие сочинения по этому произведению

Пейзаж в рассказе И. С. Тургенева «Бежин луг» Характеристика главных героев рассказа И. С. Тургенева «Бежин луг»

1. История Илюши про домового.
Илюша с друзьями (человек десять) заночевали в старой рольне. Как только один из ребят вспомнил домового, у них над головами наверху кто-то стал ходить: доски под ним так и гнулись, так и трещали. По колесу зашумела вода, колесо начало стучать и вертеться, затем вдруг остановилось. Затем кто-то опять пошел к двери наверху, стал неторопливо спускаться по лестнице. Дверь открылась. Вначале они увидели как у одного чана зашевелилась форма, которая поднялась, походила по воздуху и встала на место. Потом у другого чана крюк снялся с гвоздя, а затем опять встал на гвоздь. После этого ребята услышали кашель и очень испугались.
2. История Кости о слободском плотнике.
Как-то плотник Гаврила пошёл в лес собирать орехи. Вскоре он зашел бог знает куда и совсем заблудился. Так и не отыскав дорогу домой, присел Гаврила под дерево и решил дождаться утра. Он задремал, когда вдруг услышал будто кто-то его зовет. Появилась перед ним на ветке смеющаяся русалка. Гаврила вначале обмер, пошел к русалке, а затем вдруг одумался и перекрестился. Заплакала русалка и сказала: «Не креститься бы тебе, говорит, человече, жить бы тебе со мной на веселии до конца дней; а плачу я, убиваюсь оттого, что ты крестился; да не я одна убиваться буду: убивайся же и ты до конца дней». Затем она исчезла, а Гаврила понял как ему выбраться из леса. Вот только с тех пор он всё невеселый ходил.
3. История Илюши о плотине.
Похоронен на плотине утопленник, утонувший давным-давно. А могилка его была видна – бугорочек. Поехал как-то Ермил за почтой, задержался в городе, а назад ехал уже хмельным. Переезжал он через плотину, и увидел на могиле утопленника белого барашка. Решил Ермил забрать его себя, взял на руки и поехал дальше. Смотрит он на барашка, а тот ему прямо в глаза так и глядит. Жутко стало Ермилу, стал он его гладить и говорить: «Бяша, бяша!» А баран-то вдруг как оскалил зубы, да ему тоже: «Бяша, бяша…».
4. История о нечистом месте Варнавицах
Ходит в кафтане долгополом покойный барин, охает и что-то ищет на земле. Повстречал его как-то дедушка Трофимыч и спросил, что он ищет. Тот ответил, что разрыв-травы, мол давит ему могила, хочется вон.
5. История Илюши о церковной паперти.
В родительскую субботу на церковной паперти можно живого увидеть, за кем, то есть, в том году очередь помирать. Стоит только ночью сесть на паперть на церковную да всё на дорогу глядеть. Те и пойдут мимо тебя по дороге, кому, то есть, умирать в том году. В прошлом году ходила на паперть баба Ульяна. Видела она мальчика в одной рубашонке, а когда приглянулась — узнала Ивашку Федосеева, который умер весной. А потом увидела себя.
6. Истории Павла о затмении.
Говорили старики в селах, как только предвидение небесное начнется, так появится удивительный, лукавый Тришка, приходящий при наступлении последних времен. Ни дубинками его взять не могут, ни в цепи сковать – все ему сходит с рук: цепи рвутся, а дубинками люди между собой начинают драться. Случилось затмение, увидели люди в дали идущего человека. Испугались: староста в канаве спрятался, старостиха застряла в подворотне, Дорофеич вскочил в овёс. А человеком этим оказался бочар Вавила.
7. История Кости о голосе из бучила.
Мальчик шёл в Шашкино через лужок, где есть бучило. Он услышал оттуда жалостливый стон. А Павлуша добавил, что Акима-лесника утопили в том бучиле воры.
8. История Илюши о лешем.
Водил леший мужика по лесу, всё вокруг одной поляны. Тот его хорошо разглядел: большой, темный, скутанный, словно за деревом прятался, моргал большими глазищами. Мужик этот домой успел прийти лишь к рассвету.

Основное общее образование

Литература

«Бежин луг»: мистика в творчестве Тургенева, враждебная природа и роковая судьба

Этот рассказ из цикла «Записки охотника» - программное произведение, однако часто у учителя есть соблазн «пролистать» его, прочитать в сокращении, вскользь упомянув, что Тургенев был настоящим мастером описания русской природы. Однако такого понимания недостаточно, чтобы отдать должное гению Тургенева и свободно использовать этот материал для раскрытия темы сочинения.

У нас появился новый формат! Теперь статью можно прослушать

В чем суть?

«Бежин луг» - произведение на первый взгляд простое, однако, разбирая его, необходимо исключить неточности, которые иногда допускают ученики в сочинениях и устных ответах.

Кто главный герой? Формально, «Бежин луг» - рассказ о детях. На самом же деле его главным героем является русская ночная природа, таинственная и сильная. Да и сами дети, пасущие коней в ночном и коротающие ночь у костерка за страшными историями – дети природы, к которым она до поры до времени благосклонна. А вот рассказчику стихия ночи предстает во всем ее ужасе и великолепии. Ночной пейзаж, полный мистической опасности, мощи и безразличия к заблудившемуся человеку. Это классический пример образа природы в творчестве Тургенева: необузданная сила, живущая своей жизнью, показывающая случайному путнику, что он ей чужой и готовая пожрать его в любую минуту.

Человек и природа. Иногда в ученических сочинениях, реже в учебной литературе, можно встретить высказывания о том, что по изменениям, происходящим в природе, «видно, как меняется настроение рассказчика». Это не совсем точное утверждение: у Тургенева настроение рассказчика всегда меняется вслед за природой; это не отражение настроения человека, а наоборот, реакция человека на изменения во внешней среде. В данном случае, на рассказчика влияют надвигающаяся страшная необъятная темнота, ночные звуки и ночная тишина, неожиданные пейзажи, обманчивые холмы и петляющие тропы. Можно заметить, что природа для Тургенева олицетворяет путь в незнакомый, дикий, иной мир, в котором человек бесправен и немощен. Известно, что Тургенев был по убеждениям атеист, но в то же время он был мистик и обладал удивительной способностью тонко чувствовать страхи, волнения – как в природе, так и в душе человека.

Вопросы и задания, представленные в тетради, соответствуют содержанию входящего в систему "Алгоритм успеха" учебника (авторы Б.А. Ланин, Л.Ю. Устинова, В.М. Шамчикова) с учетом структуры государственных аттестаций в 9 и 11 кдассаъ (ОГЭ и ЕГЭ). Учебный материал сопровождается красочными иллюстрациями, позволяющими активизировать работу над развитием речи учащихся. Соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту общего образования (2010 г.).

Что взять для проработки?

День и ночь. Тургенев действительно является непревзойденным мастером словесных пейзажей; даже Владимир Набоков, весьма требовательный читатель, который считал Тургенева «ничем не примечательным беллетристом», отдавал ему должное как певцу природы. Рассмотрите с учениками два отрывка: описание утра, с которого начинается рассказ, и описание вечера и ночи, когда рассказчик уже признается себе в том, что заблудился. Обратите внимание на художественные средства, которые использует автор. Можно создать два поля эпитетов и метафор: дневных и ночных. Самые выразительные отрывки, описывающие природу, можно заучить наизусть.

Портреты мальчиков. «Бежин луг» дает нам классический пример литературного портрета. В УМК Т.Ф. Курдюмовой в учебнике для 6 класса изучение рассказа проходит именно в таком ключе; в электронной форме учебника изучение начинается с подробной мультимедийной презентации, посвященной литературному портрету. Затем дается виртуальный тест, где ученикам предлагается узнать персонажа по словесному портрету. Только после этого ученики приступают к разбору рассказа «Бежин луг», уже готовые подмечать все детали и делать выводы о творческом мастерстве Тургенева.

Писатель подробно описывает всех детей, а затем дает их образам раскрыться в полной мере – через манеру говорить, реакции, поведение. Обсудите в классе характер каждого персонажа, а затем попробуйте почитать диалоги по ролям, стараясь подчеркнуть особенности их образов. Ванечка будет больше всех напуган, Федя – брать на себя инициативу, стараться не подавать виду, что ему беспокойно, Павел – может быть даже будет относиться к некоторым страхам товарищей снисходительно. Ученики смогут доказать через манеру чтения свое видение персонажа.

Тема судьбы. В рассказе есть занятная сюжетная линия: в какой-то момент детям нужно идти за водой. Это значит – отойти от спасительного теплого огня, шагнуть в темную бездну враждебной природы, подойти к воде (а в воде-то нечистая сила, о которой только что рассказывали!)… Принести воды решается Павел, самый волевой и смелый из всех детей. Он возвращается, гордый собой и тем, что высшие силы его не тронули. Затем, в финале, мы узнаем, что спустя год после описанного вечера Павел упал с лошади и разбился насмерть. Эту неслучайную деталь стоит обсудить особо: волевые персонажи присутствуют в романах Тургенева, они притягательны и интересны, но в финале судьба непременно находит таких и наказывает за то, что человек смел и готов действовать.

Что обсудить на классном часе?

Для юных героев рассказа «Бежин луг» бытовая мистика – народные поверья, домовые, русалки – неотъемлемая часть повседневной жизни, способ объяснить все необъяснимое. Но почему детям XXI века, имеющим доступ к любой научной информации, по-прежнему так нравятся «ужастики» - «Жуткий детский фольклор», собранный и обработанный Эдуардом Успенским, многочисленные триллеры Стивена Кинга, «аниматроники» и т.д.? Что можно найти для себя в мистической литературе – возможность «пощекотать нервы», привлечь внимание сверстников, или нечто большее? Может быть, в наши дни мы также склонны искать объяснения непонятным явлениям не в сфере науки, а в бытовой магии?

Рабочая тетрадь входит в состав УМК по литературе под редакцией Т. Ф. Курдюмовой и соответствует ФГОС основного общего образования. Также тетрадь может использоваться с учебником, соответствующим Федеральному компоненту государственного образовательного стандарта. Помимо тетради в состав УМК входят электронное приложение к учебнику, методическое пособие и рабочая программа. Бесплатный доступ к электронному приложению и рабочей программе можно получить на сайте www.drofa.ru . Специальными знаками отмечены задания, направленные на формирование метапредметных умений (планировать деятельность, выделять различные признаки, сравнивать, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи, преобразовывать информацию и др.) и личностных качеств учеников.

Что оставить на будущее?

Тургенев – писатель необыкновенно реалистичный. Он ничего не придумывает, а только наблюдает и описывает реальных людей, природу, события. Страшные истории из рассказа «Бежин луг» тоже не были придуманы писателем: это реальные бытовые легенды, бродившие по его родовому имению Спасскому-Лутовинову. Детство Тургенева было наполнено этими жутковатыми историями – скорее всего, это сыграло свою роль в его дальнейшем тяготении к мистике. Так пишет об этом Юрий Лебедев:

«…Все легенды об основателе Спасской усадьбы неизменно окрашивались в какие-то жутковатые тона. Погребен был Иван Иванович в фамильном склепе под часовней, им самим сооруженной при въезде в усадьбу, в углу старого кладбища. С этой часовней и расположенным невдалеке от нее Варнавицким оврагом связывали крестьяне страшное поверье. Два эти места считались в народе нечистыми: неспокойно лежалось усопшему барину в каменном склепе, мучила совесть, давила могила. Говорили, что по ночам выходит он из часовни и бродит по зарослям глухого Варнавицкого оврага и по плотине пруда в поисках разрыв-травы. Из поколения в поколение передавалась эта легенда, и не случайно звучит она в устах крестьянских ребят из «Бежина луга».

Сам Тургенев всячески избегал родового склепа Тургеневых на Спасском кладбище и ни за что не хотел быть там похоронен: с детства эти места вызывали у него страх. Еще одно «нечистое место» в Спасском-Лутовинове – заброшенная усадьба на Ивановском поле. От дома, сада и парка остались только канавы, пересохший пруд и три высокие ели, росшие близко одна от другой. «В 1847 году одна ель упала во время бури на вал канавы так, что вершина ее осталась над землей и служила забавными качелями для крестьянских ребят, пока однажды ель не скатилась и не захлестнула вершиной мальчика и девочку», - рассказывает Юрий Лебедев.

«Авдюхин пруд, возле которого Наталья назначила свидание Рудину, давно перестал быть прудом… Тут же существовала усадьба. Она давным-давно исчезла. Две огромные сосны напоминали о ней; ветер вечно шумел и угрюмо гудел в их высокой, тощей зелени... В народе ходили таинственные слухи о страшном преступлении, будто бы совершенном у их корня; поговаривали также, что ни одна из них не упадет, не причинив кому-нибудь смерти; что тут прежде стояла третья сосна, которая в бурю повалилась и задавила девочку».

Итак, Тургенев был мистиком; его привлекали сюжеты, связанные с необъяснимыми силами, будь то судьба, рок или бытовые поверья. Наиболее мистические свои произведения Тургенев писал в конце жизни; их создание принято связывать с тем, что в последние месяцы жизни Тургенев мучился от рака спинного мозга, не мог жить без морфия и часто жаловался на кошмарные сны. Самые поздние произведения Тургенева не входят в школьную программу, их можно оставить «на вырост» наиболее заинтересованным ученикам.

Рабочая тетрадь входит в УМК по литературе для 7 класса (авт. Г.В.Москвин, Н.Н. Пуряева, Е.Л.Ерохина). Предназначена для самостоятельной работы учащихся, но может быть использована и на занятиях в классе.

Иван Сергеевич Тургенев – великолепнейший писатель девятнадцатого века, чье творчество стало прекрасным путеводителем в борьбе за отмену крепостного права, в борьбе за свободу человека. Оно помогло вдохновить многих людей на длительную борьбу с самодержавием. К тому же в своих работах автор показал русскую природу, которую сам любил и восхищался ею. Иван Сергеевич прекрасно и с удивительной точностью мог передать в своих литературных творениях всю подлинность и реальность чувств, эмоций и настроений. Автор изображал современную жизнь, и делал это правдиво и поэтично. Являясь хорошим психологом, он искал остроту в человеческих отношениях и делился своими наблюдениями с читателями. Это хорошо отслеживается по рассказу «Бежин луг», написанном в 1851 году.

История создания рассказа «Бежин луг»

В 1846 году Иван Тургенев все лето и даже часть осени проводил в своем имении в Спасском-Лутовинове, где с удовольствием охотился и совершенно не занимался писательским делом. Но как только он вернулся в Петербург, то узнает прекрасную новость о том, что теперь известный и популярный журнал «Современник» был приобретен Некрасовым и Панаевым, которые сразу же попросили Ивана Сергеевича наполнить один из отделов первого номера.

Известно, что наблюдения Тургеневым в деревне за природой и крестьянами хватило ему, чтобы в течение нескольких лет создавать замечательные произведения. Когда автор читал свое произведение, то один из слушателей, а им был известный критик Белинский, был в таком восторге от всего сборника «Записки охотника», куда входит и рассказ «Бежин луг», что не выдержал и воскликнул, что автор этого произведения:

«Что за мерзавец с тонким вкусом!».


А в 1852 году весь сборник «Записки охотника», куда входил и прекрасный рассказ «Бежин луг», смог уже выйти отдельной книгой. Но после ее публикации цензор В.Львов, пропустивший произведения для печати, был тут же был уволен, а все его коллеги получили письменное предупреждение о том, чтобы цензура более тщательно проверяли все книги и изучали их в целостности.

Повествование «Бежин луг» начинается с того, что рассказчик выходит на охоту и любуется тем, как наступает утро. Уже поздней ночью он, возвращаясь домой, заблудился и выходит на Бежин луг, где горит огромный костер, а возле него сидят в ночном несколько крестьянских ребятишек. Объяснив, кто он, писатель тоже садится к костру.

После этого Иван Тургенев дает прекрасное описание ночи, которая ему очень нравится своей таинственностью и загадочностью. Он описывает и мальчиков, которых он увидел возле огня. Всего их было пять человек. Мальчики голодны, поэтому в котелке варят картофель. Через время автор ложится спать и уже вскоре претворяется, что спит. Это дает мальчикам возможность продолжить разговор. Тема разговора оказывается очень интересной – нечистая сила и все, что с ней может быть связано. Например, рассказ Илюши о домовом, который водится на бумажной фабрике.

Следующий рассказ Кости, который рассказывает случай, произошедший с местным потником, и который сделал из него такого угрюмого типа. Оказалось, что Гаврила повстречался с русалкой, которую полюбил. И снова звучит рассказ Ильи об утопленнике. В этот момент неожиданно с мест срываются собаки и с лаем куда-то мчаться. Но вскоре все снова успокаивается, и опять дальше продолжаются рассказы. Мальчишки рассказываю обо всем: об оборотнях, о волках, а затем темой их беседы становятся и покойники. Интересно, что детей интересуют и природные явления. Они говорят о солнечном затмении и пытаются объяснить его, с божественной точки зрения.

Позже возникает спор между мальчиками о том, какая нечисть водится в их местности. Вспоминают они не только водяного, но и тех людей, которые утонули. Им даже почудился голос Васи, мальчика, который совсем недавно утонул. Следует за этим описание ночи, а затем неба и леса, когда начинает подниматься солнышко. Вскоре рассказчик покидает ребят. А позже он узнает, что Павлуша погибнет, упав с лошади.

Герои тургеневского рассказа «Бежин луг»


В необычном рассказе автор решил использовать домыслы о домовых, леших и даже русалках, которые уже давно стали поэтическими героями народного фольклора. Те рассказы, которые он услышал из уст ребят, он смог использовать ничего не придумывая, а только грамотно изложить на бумагу, сохранив крестьянский колорит. Автор был поражён смелостью и одарённостью детей, которые живут в бедных крестьянских семьях. Поэтому именно детей разных возрастов и решил показать автор в своем рассказе.

Он подробно описывает мальчиков. Их в произведении пять человек:

♦ Федя.
♦ Павлуша.
♦ Илюша.

Прежде всего, знакомство читателя со своими героями автор начинает с того, что детально описывает их внешность, причем рассказывает все до такой мельчайших подробностей. Например, про Федю автор пишет, что на вид ему было около четырнадцати лет, но он был очень худ и казался от этого стройным. Привлекало и лицо ребенка, которое было красивым. И эта красота создавалась за счет его тонких и мелких черт лица. Прекрасны были и его белокурые волосы, которые природа создала так, словно это были настоящие кудри. На его лице всегда была какая-то странная улыбка, то ли веселая, то ли рассеянная. И все это прекрасно гармонировало со светлыми глазами.

Но если Федя был из зажиточной семьи, и он проводил время с крестьянскими детьми ради интереса и развлечения, то Павлуша был полной противоположностью. По описанию волосы его черные всегда были всколоченные. На лице выделились широкие скулы и серые глаза. Само лицо у мальчика было бледное и рябое, а рот от этого казался большим. Но тут же автор, пытаясь оправдать свое такое описание, пишет о характере ребенка, который выглядел прямо, в глазах его виделась мысль и все его разговоры показывали, что он умный мальчик. Но особый интерес представлял его голос, в котором слышалась сила.

Третий крестьянский мальчик – Илюша. Это по описанию был совсем другой тип. Так, лицо не представляло собой ничего интересного: нос с горбинкой, овал лица вытянутый. Он был немного подслеповат, поэтому все время щурился, словно от огня. Выражение лица у мальчика было какое-то заботливое. Казалось, что эта забота доходила уже до какой-то болезни или тупости. Брови у ребенка всегда были сдвинуты, а губы он сильно сжимал и, глядя на них, казалось, что они никогда не шевелились.

Костя, четвертый герой тургеневского рассказа, был непохож на предыдущих мальчиков. На вид ему можно было дать лет десять, не больше. Все его лицо было в веснушках, оно было невелико и очень уж худенькое. Книзу лицо было немного заостренное, словно у белочки. Губы у мальчика были настолько тонкими, что на лице едва их можно было различить. Но особое и странное впечатление придавали ему глаза, которые на его худеньком лице казались непросто большими, а огромными. Глаза у Кости большие и блестящие, они, казалось, хотели сказать то, чего невозможно было выразить словами.

Последний герой, пятый мальчик – Ваня был совсем малыш, лет семь. Подробного описания этого ребенка автор не дает, так как при их встрече он лежал под рогожей, словно спал. Так, тихо и спокойно он слушал рассказы ребят, и лишь только иногда, в самых интересных местах, он выставлял свою голову, и тогда можно было рассмотреть, что волосы у него были русые и кудрявые. Все герои тургеневского очерка «Бежин луг» овеяны грустью, печалью и сочувствием.

Пейзаж в изображении Ивана Тургенева

Необычный и детально описан пейзаж в утренние часы. Начиналось ясное летнее утро, когда пробуждалась земля, и наступал новый день. Такой прекрасный пейзаж необходим для того, чтобы не только подготовить к полному раскрытию темы, но и создать настроение. Многие критики отмечали, что писатель использовал не только цветовые характеристики, а настоящую «трепетную» гамму цветовых оттенков.

Ночь в изображении Ивана Тургенева раскрепощает духовно человека и тогда его начинают уже мучить загадки о том, как создан этот мир. Автор пишет о том, как он сам вглядывался в ночную темноту, которая торжественно и царственно погружала все вокруг. Он увидел звезды, которые на небе бывают только ночью, и они, на удивление автора, текли и мерцали. Такая прекрасная и великолепная ночная темнота положительно действует не только на писателя, дети тоже оказываются под этим очаровательным ночным влиянием и рассказывают невероятные и удивительные истории. Все их сюжеты, конечно же, связаны с миром природы, ее загадками.

С большой нежностью автор показывает богатый духовный мир простых крестьянских детей, которые так тонко чувствуют красоту природы. Автор стремится все сделать для того, чтобы читатель смог не только уважать его маленьких героев, но и обязательно задумался над тем, как потом сложится их судьба. О них автор говорит, как о духовно развитых личностях, которые одарены природой, смелы, эмоциональны, честны, искренни. Но в дальнейшем таким людям будет сложно жить в суровой действительности, так как обладая высокими моральными принципами, они очень требовательны и к себе и к окружающим.

Так в своём рассказе «Бежин луг» Иван Сергеевич смог собрать и показать красоту природы, народа, души. Чудесная история, простая и величественная, где переплелись людские судьбы, которые и сами являются частичкой мироздания - это олицетворение будущего всего русского крестьянства.


В 60-х годах XIX века из-под пера знаменитого русского писателя И.С. Тургенева вышел ряд рассказов, посвященных теме мистического и сверхъестественного. Впоследствии литературоведы окрестили их «Таинственные повести». Не исключено, что написаны они были под влиянием некоторого личного опыта, пережитого писателем.

Реалист и «Призраки»

В 1863 г. вышел рассказ «Призраки», имевший подзаголовок «Фантазия». Советские критики ссылаются на «душевный кризис», пережитый в этот период на фоне «обострения классовой борьбы». Сам же Тургенев в письме своему ближайшему другу В.П. Боткину от 26 января 1863 г. пишет: «Это ряд каких-то душевных dissolving-views (туманных картин. - Авт.), вызванных переходным и действительно тяжелым и темным состоянием моего „Я“».

Исследователь творчества И. Виноградов замечает: «Трезвый реалист, всегда поражавший удивительной жизненной достоверностью своих картин, - и вдруг мистические истории о призраках, о посмертной влюбленности, о таинственных снах и свиданиях с умершими... Многих это сбивало с толку».

Особенно скептически был встречен рассказ «Собака» (1864), герой которого, разорившийся калужский помещик, сталкивается, как сегодня сказали бы, с феноменом полтергейста. В сатирическом журнале «Будильник» была опубликована стихотворная рецензия некоего П.И. Вейнберга на это произведение:

Я прочитал твою «Собаку»,
И с этих пор
В моем мозгу скребется что-то,
Как твой Трезор.
Скребется днем, скребется ночью,
Не отстает
И очень странные вопросы
Мне задает:
«Что значит русский литератор?
Зачем, зачем
По большей части он кончает
Черт знает чем?»

За «Собакой» последовали «Странная история» (1869), «Стук... Стук... Стук!..» (1870), «Часы» (1875), «Сон» (1876), «Рассказ отца Алексея» (1877), «Песнь торжествующей любви» (1881), «После смерти» (1882) и еще ряд «таинственных повестей», последней из которых стал так и не оконченный рассказ «Силаев», написанный уже в конце 1870-х.

Полеты во сне и леший в «ночном»

Может, все-таки за «повестями» о таинственном стояло нечто большее, чем фантазии? Взять хотя бы тех же «Призраков». Его герой путешествует по ночам над землей вместе с женщины по имени Эллис. «Меня поймет всякий, кому случалось летать во сне», – такая фраза проскальзывает в тексте. Скорее всего, Тургенев перенес на бумагу собственные впечатления.

Лишь спустя сто с лишним лет, когда российская пресса стала активно писать о различных «паранормальных» явлениях, некоторые исследователи обратили внимание на то, как точно совпадают детали «Призраков» с рассказами людей о «выделении астрального тела» во сне или в измененном состоянии сознания. Как правило, в этих случаях очевидцы рассказывают, что их душа покидала телесную оболочку и путешествовала по различным местам, становилась свидетелем событий, информация о которых была недоступна человеку в его физическом теле.

Порой «выходы из тела» осуществлялись по желанию, становились результатом медитации. Так, Д. Уайтмен в своей книге «Таинственная жизнь» описывает более 600 таких «астральных путешествий». В свою очередь, Р. Монро в книге «Путешествия вне тела» утверждает, что пережил более 900 подобных опытов.

Не обходит Тургенев вниманием и . Так, в рассказе «Бежин луг» из «Записок охотника» крестьянские ребятишки в «ночном» рассказывают друг другу истории о домовых, русалках, леших, водяных, покойниках и других мистических явлениях. А один из юных героев слышит голос утопленника и в конце рассказа погибает, упав с лошади. «Я вовсе не желал придать этому рассказу фантастический характер», - оправдывается автор в письме к Е.М. Феоктистову.


Ужас в лесу

Исследовательница Майя Быкова в книге «Легенда для взрослых» повествует об одной истории, приключившейся с Тургеневым в молодости, которая, возможно, и является ключом ко всему циклу «Таинственных повестей».

Впервые Иван Сергеевич во всеуслышание поведал об этом в Париже, в салоне Полины Виардо, когда среди гостей зашла речь об ужасном и необъяснимом. Подробности его рассказа были отражены не менее знаменитым французским литератором Ги де Мопассаном в новелле «Ужас».

Как-то молодой Тургенев отправился на охоту. Дело происходило в средней полосе России. К вечеру он вышел на берег лесной речки и захотел искупаться. Вдруг он ощутил, что кто-то касается его плеча и, обернувшись, увидел странное существо - не то женщину, не то обезьяну. У нее было широкое морщинистое лицо, будто гримасничающее, голые груди болтались как мешки, за спиной развевались длинные спутанные волосы…

Молодой человек ощутил леденящий страх и резко повернул к берегу. Однако существо постоянно нагоняло его, касаясь шеи, спины, ног. При этом оно издавало радостный визг.

Выбравшись на берег, Тургенев со всех ног бросился бежать, не захвати ни одежды, ни ружья. Существо последовало за ним… К счастью, им встретился мальчик-пастушок, который принялся стегать чудище кнутом и этим обратил его в бегство. Крича от боли, «женщина-обезьяна» скрылась в лесных зарослях.

Как ни странно, этот случай так и не стал темой для рассказа. Но люди, которым хоть раз довелось столкнуться с чем-то из сферы «непознанного», нередко потом всю жизнь проявляют к этому интерес. По-видимому, это и произошло с одним из самых выдающихся русских писателей-классиков.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!